Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (проблемы налоговой системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация налогов преследует не только теоретические (установить их различия и сходства, преимущества и недостатки), но также и практические цели, так как позволяет более обоснованно вводить налоги, проводить анализ, составлять отчетность и т.д. [4, с.102].

Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов и лежит в основе классификации налогов. Классификация налогов осуществляется по различным признакам:

Классификация налогов по способу взимания [9, с. 46].

- прямые - налоги, которые взимаются с имущества или доходов налогоплательщика. Прямые налоги делятся в свою очередь на прямые реальные (облагается предполагаемый средний доход, получаемый от использования объекта налогообложения) и прямые личные (облагается действительное получение доходов, прибыли с учетом фактической платежеспособности плательщика) [4, с.104];

- косвенные - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Плательщиками налогов в соответствии с законом являются организации [4, с.104], однако конечным плательщиком выступает потреби­тель (покупатель продукции, товаров, работ, услуг), уплачиваю­щий данный налог при покупке товара, в цену которого он вклю­чен. Примерами косвенных налогов являются налог на добавлен­ную стоимость (НДС) и акциз [1, с.29].

Косвенные налоги можно разделить на универсальные (облагаются практически все товары, услуги) и индивидуальные (вводятся на отдельные группы товаров или услуг) [4, с.104].

Косвенные налоги для государства являются наиболее про­стыми по форме их взимания, а для плательщика — сложными из-за невозможности уклонения от их уплаты. Для государства они наиболее привлекательны, так как не связаны напрямую с финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика и поступают в бюджет даже при нерентабельном функциониро­вании [1, с.29].

Классификация в зависимости от объекта обложения. Данная классификация представляет собой деление совокупности налогов на следующие группы:

  • налоги на доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги на расходы или потребление.

Она во многом совпадает с делением налогов на прямые и косвенные, так как налоги на доход и налоги на имущество являются обычно прямыми налогами, а налоги на потребление - косвенными налогами [9, с. 52-53].

Налоги на доход имеют прямую зависимость от финансового положения налогоплатель­щика. К ним относятся налоги на доходы физиче­ских лиц, на прибыль организаций, на игорный бизнес. Объектом обложения здесь выступает доход, опре­деляемый государством. Указанный доход не зависит от фактиче­ских финансовых показателей деятельности налогоплательщика и определяется его потенциальными возможностями, связанны­ми с владением и распоряжением имеющегося у него имущества.


К имущественным относятся налоги, которые непосредствен­но связаны с владением и движением (покупка, продажа) имуще­ства и не зависят от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К этой группе налогов можно отнести транс­портный налога, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог и др.

Налоги на потребление взимаются в процессе приобретения и потребления товаров, работ, услуг путем включения величины налога в цену реализации товара (работ, услуг), например, НДС и акцизы. Кроме того, в эту группу включаются налоги и сборы, связанные с оплатой определенной услуги, например, государ­ственная пошлина [1, с.30].

Классификация в зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления). По этому признаку налоги подразделяются в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит их в действие. Эти налоги отличаются не тем, в бюджет какого уровня поступают, а тем, какой уровень власти непосредственно устанавливает сам налог [9, с. 53].

Налоги федеративных государств (Российская Федерация, США, Германия и др.) в соответствии сданным классификационным признаком делятся на:

  • федеральные налоги;
  • налоги субъектов федерации;
  • местные налоги (налоги местных органов власти).

Для унитарных государств (Великобритания, Франция, Япония и др.) классификация по органу, устанавливающему налоги, выглядит следующим образом:

  • общегосударственные налоги (налоги центрального правительства);
  • местные налоги [9, с. 53].

Классификация по целевой направленности введения налогов представляет собой деление налогов на:

  • общие (немаркированные) - налоги, которые предназначены для формирования доходной части бюджета в целом;
  • целевые (маркированные) - имеют целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов [4, с.106].

Об­щие налоги, поступая в бюджет, обезличиваются и расходуются на цели, которые определены в расходах бюджета не зависимо от нало­гового источника. Целевые налоги служат для заранее определенных целей и финансируют конкретные расходные статьи бюджетов [8, с. 29]. Для таких налогов, как правило, создаются специальные внебюджетные фонды. Создание таких внебюджетных фондов дает возможность государству и обществу осуществлять контроль как за мобилизацией, так и целевым расходованием средств. Примером может служить единый социальный налог [9, с. 53], НДС на импортные товары, ко­торый расходуется на возврат НДС экспортерам, поскольку послед­ние освобождены от уплаты НДС, но находятся в правовом поле ис­числения и уплаты НДС в Российской Федерации [8, с. 29].


Классификация по субъекту налогообложения (налогоплательщику) нало­ги подразделяются на три группы:

  • налоги с физических лиц — налоги, налогоплательщиками которых выступают только физические лица, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налоги с юридических лиц — налоги, взыскиваемые с юри­дических лиц, например, налог на прибыль организаций [1, с.29]. Если исходить из того, что деятельность индивидуальных предпринимателей — физических лиц направлена на получение прибыли, то к этой группе можно отнести налог на добычу полезных ископаемых, страховые взносы, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на игорный бизнес;
  • Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и юридические лица. К таким налогам отнесены: земельный налог, транспортный налог, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина [9, с. 54-55].

Классификация по срокам уплаты:

  • срочные налоги - уплачиваются к сроку, определенному нормативными правовыми актами;
  • периодично-календарные налоги - подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [4, с.106].

Классификация налогов по способу исчисления налога:

  • взимание налога у источника;
  • взимание налога по декларации;
  • взимание налога по кадастру или уведомлению [1, с.31].

Взимание налога у источника осуществляется в тех случаях, когда обязанность по удержанию и перечислению налога в бюд­жет возложена на налогового агента, т. е. на орган, который выпла­чивает доход. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты, т. е. налогоплательщик “на руки” полу­чает доход, уже уменьшенный на величину налога. Данный способ применяется в основном при обложении на­логом доходов лиц наемного труда, а также других фиксирован­ных доходов. Примером взимания налога у источника является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), когда бухгалтерия ор­ганизации исчисляет и удерживает данный налог с доходов (за­работной платы) работников [1, с.31].

Взимание налога по декларации представляет собой изъя­тие части дохода налогоплательщика после его получения. На­логоплательщик в установленный срок подает в налоговые орга­ны декларацию — официальное заявление об объектах налогоо­бложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об ис­численной сумме налога и (или) о других данных, служащих осно­ванием для исчисления и уплаты налога за определенный период. На основе декларации налоговый орган проверяет правильность расчета налога налогоплательщиком. При подаче декларации налогоплательщик не должен ждать получения от налогового органа извещения об уплате налога, а обязан уплатить налог самостоятельно в установленный законом срок. Применение этого способа взимания налогового оклада ис­пользуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщи­ка формируются из множества источников. Что касается налога на доходы физических лиц, то подача налоговых деклараций обязательна для физических лиц, зани­мающихся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица [1, с. 31-32].


Способ налогообложения по уведомлению осуществляется на­логовыми органами в отношении налогов физических лиц, объекты которых регистрируются государственными органами исполни­тельной власти. После регистрации этих объектов данные о них по­ступают в налоговые органы, которые исчисляют налоги на эти объ­екты, составляют уведомления об их уплате и направляют налогоплательщикам физическим лицам. Таким способом осуществ­ляется налогообложение транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц [8, с. 26].

1.3. Налоговая система Российской Федерации

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться с 1992 года. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в российской экономике. Вместе с тем, нарушение экономических и хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, масштабы первоначального накопления капитала, появление большого числа неконтролируемых финансовых институтов, всплеск предпринимательской инициативы, перемещение капиталов из производственной сферы в посредническую привели к галопирующей инфляции, преимущественному налично-денежному обороту, перемещению значительных денежных сумм за границу. В то же время неспособность налоговых органов обеспечить полноценное налогообложение новых источников доходов, возникавших по мере развития рыночных отношений, привела к введению новых налогов различного уровня, увеличению ставок действующих налогов, применению жестких финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Потребовалось реформирование налоговой системы Российской Федерации, которое было призвано обеспечить достижение следующих целей [9, с. 142]:

  • усиление справедливости налоговой системы путем выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных налогов и сборов;
  • упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава налогов и сборов;
  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов [9, с. 142].

Взимание налогов в любом государстве регламенти­руется специальными законодательными актами. Это по­зволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономической по­литики государства [6, с.143].

Сис­тема налогового законодательства включает нормативные акты раз­личного уровня: законы, указы, постановления, ведомственные и межведомственные нормативные акты, а также акты других отрас­лей права в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым правоотношениям [8, с.17].

В Российской Федерации основным нормативным актом, выступающим базой для развития всех отраслей права, в том числе налогового, является Конституция РФ. Согласно статье 57 Конституции, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, т. е. провозглашается всеобщность налогообложения, а также законность установления и введения налогов [9, с.142].

Основой формирования налоговой системы Рос­сийской Федерации (РФ) является Налоговый кодекс (НК), вступивший в силу с 1.01.1999 г., который, безуслов­но, сыграл определяющую роль в реформировании рос­сийской налоговой системы [6, с.175].

Кодекс — это кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нор­мы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) об­щественных отношений.

Применительно к НК Рос­сийской Федерации можно определить, что он представляет собой единый кодифи­цированный налоговый документ, объединяющий нормы права, регулирующие налоговые правоотношения. НК Рос­сийской Федерации позволяет обеспечить полноту правового регулирования всех стадий налоговых отношений. Целью принятия Налогового кодекса является приведение налоговой системы в соответствие с Конституцией РФ, создание единой в границах РФ налоговой системы [6, с.175].

Принятие Налогового кодекса позволило существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения. В частности, были устранены такие недостатки, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Налоговый кодекс четко и ясно прописал большое количество процессуальных моментов, что дает твердую гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия [9, с.143]. Принятие и введение в действие НК РФ рассматривается как важнейшее условие для улучшения экономической ситуации и обеспечения экономического роста в стране [6, с.175].