Файл: Субъекты права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры, формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение.

Для права социального обеспечения наиболее значимыми из общеправовых принципов являются принципы гуманизма, равенства и социальной справедливости, поскольку если оно не будет основываться на этих отправных идеях, то фактически утратит свое назначение. Нормы этой отрасли регулируют общественные отношения, являющиеся преимущественно по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, безработных. Субъектами права социального обеспечения являются лица, которые самостоятельно не могут обеспечить себе достойное существование и нуждаются в особой социальной защите, которые как никто заинтересованы именно в справедливом распределении благ.

Цель данной работы – рассмотреть особенности субъектов права социального обеспечения.

Цель определила постановку следующих задач:

- рассмотреть характеристику социального обеспечения;

- рассмотреть виды субъектов социального обеспечения.

За теоретическую основу настоящей работы были взяты труды следующих специалистов: Горшкова А.В., Буянова М.О. и других.

Объект данной работы – общественные отношения, складывающиеся по поводу правового регулирования деятельности субъектов социального обеспечения. Предмет исследования – нормативно-правовые акты, а также теоретические труды относительно субъектов социального обеспечения.

Метод исследования. Структурно-функциональный и формально юридический метод.


В процессе написания работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях» и другие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1 Понятие и предмет права социального обеспечения

История возникновения, становления и развития социального обеспечения начинают свою историю столетия назад. Причина возникновения социального обеспечения состоит в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях. Социальное обеспечение как идея всегда было предназначено для преодоления проблемы потери дохода и бедности.

Необходимость в социальном обеспечении определенных категорий людей зародилась еще в первобытнообщинном строе. Даже в те времена существовали люди, не способные самостоятельно обеспечить себе пропитание.[1]

В первую очередь к таким относились:

- дети;

- беременные женщины;

- старики и инвалиды.

Но если старики и инвалиды практически были обречены на гибель, поскольку не каждая община была в состоянии прокормить их, то беременные женщины и маленькие дети в этом плане пользовались определенными привилегиями. И объяснялось это, в первую очередь, хорошим инстинктом сохранения рода этой общины.

Затем в процессе эволюции и появления умения человека добывать огонь, нетрудоспособные старики и инвалиды общины могли поддерживать огонь, тем самым помогая женщинам готовить пищу, а некоторые из них помогали ухаживать за детьми. Взамен на эту помощь, община стала проявлять свою заботу о немощных своих членах и обеспечивать их пропитанием, а также всем для них необходимым. Таким образом, зарождались первые попытки социального обеспечения.

В период рабовладельческого строя основное содержание уязвимой категории населения (детей, женщин и стариков) проходило в основном за счет создания семьи. Родители заботились и содержали своих малолетних детей, а взрослые дети обязаны были ухаживать и содержать своих престарелых родителей. Уже немного позже, в Риме впервые появились самые первые прообразы некоторых элементов социального обеспечения. К ним относились коллегии взаимопомощи для бедных и средних слоев населения. Средства этих организаций направлялись на пособия больным, лицам, пострадавшим во время военных действий и получившим увечья, а также пожилым лицам.[2]


Очень популярным в период рабовладельческого строя было награждение старейших воинов и их семей земельными наделами или освобождением от уплаты налогов и многочисленных других повинностей.

При том в период рабовладельческого строя ни одна из вышеперечисленных привилегий не была закреплена документально в виде правового акта. И только при развитии феодальных отношений впервые появляются правовые акты, которые относятся к вопросам социального обеспечения. Первым источником такого акта в России стал Судебник Ивана IV, изданный в 1589 году.

С середины 19 века в европейских странах формируются системы социального страхования. Это различные кассы взаимопомощи, больничные кассы, страхование несчастных случаев на производстве, болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы и пр.

Уже в 1844 году в Бельгии было введено обязательное страхование по болезни, инвалидности и старости для моряков, в 1854 г. - обязательное страхование для шахтеров в Пруссии и Австрии. С 1852 г. во Франции существовали кассы взаимопомощи и им оказывалась государственная финансовая поддержка. Несмотря на то, что государство не могло в полной мере принять на себя обязательства по социальной поддержке населения, с 1883 г. в Германии принимались законы об обязательном социальном страховании от несчастных случаев, по болезни и нетрудоспособности для рабочих и служащих. К концу 19 века большинство стран Европы последовало примеру Германии в принятии социального законодательства, которое предусматривало либо государственное социальное страхование, либо дотирование добровольного страхования.

Ключевыми особенностями формирующихся зарубежных систем В.В. Антропов выделяет:

1) предоставление социальных услуг в форме компенсации дохода в случае наступления социальных рисков;

2) широту охвата наемных работников (не ограниченную по специальностям или группам, а связанную лишь с размерами их дохода).

3) обязательный характер системы страхования;

4) участие в финансировании трех сторон: наемного работника, работодателя и государства.

Социальное обеспечение теперь рассматривается, как право гражданина на получение социальных услуг и более не связано с его социально-политической дискриминацией, как в случае программ социального призрения.

Социальное страхование все больше связывается с необходимостью компенсации потери дохода как предпосылки индивидуального и общественного благополучия, а не просто является одним из средств сохранения общественного порядка, как это было ранее.


Таким образом, как отмечает В.В. Антропов «ключевой идеей социального страхования становится разделение ответственности по страхованию социальных рисков между работодателем, наемным работником и государством».

Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, Которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию[3].

В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных

В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».

Введение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли но вопросу о понятии социального обеспечения[4].

Развивая позицию В. Дурдеиевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нри нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».


Однако позиция B.C. Андреева не была однозначно принята учеными.

При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.[5]

Процесс формирования современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труди здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.