Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и предмет права социального обеспечения
1.2. Функции социального обеспечения
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Определение и содержание субъектов правоотношений по социальному обеспечению
2.2. Государственные органы РФ, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению
2.3. Физические лица, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению
В 90-е годы ситуация в стране изменилась, в реформируемом обществе произошла переоценка ценностей. Однако пенсионерам трудно расставаться с привычными жизненными представлениями, с основными ценностными ориентациями. Многие из них как бы выпали из исторического времени.
Современная система соцобеспечения охватывает самые незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, малообеспеченные и многодетные семьи. Государство ежегодно планирует деньги в государственном бюджете на оказание помощи вышеперечисленным категориям. Таким образом, оно выступает в роли гаранта, который несет ответственность за своих малоимущих и нетрудоспособных граждан.
Современный этап развития системы социального обеспечения сложно назвать идеальным и совершенным - далеко не все чувствуют себя в достаточной мере защищенными и в полной мере пользуются социальными привилегиями. Современные проблемы социального обеспечения заставляют людей искать дополнительные способы заработать деньги, чтобы обеспечить себе и своей семье комфортную жизнь.
Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий| компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение.
1.2. Функции социального обеспечения
Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.
Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т.д.
Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения[6].
Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д.[7]
Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.
Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Определение и содержание субъектов правоотношений по социальному обеспечению
Правоотношение в сфере социального обеспечения - это урегулированное правовыми нормами общественное отношение, возникающие между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг или льгот.
К элементам правоотношений по социальному обеспечению относятся:
- основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений
- субъекты правоотношения
- содержание правоотношения
- объекты правоотношения
Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения являются:
- физические лица;
- государственные органы.
В качестве субъектов правоотношений выступают следующие физические лица (рис.2).:
Рис.2. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению
Государство выступает субъектом правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетных социальных фондов (социального страхования, пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и т.д.
2.2. Государственные органы РФ, как субъекты правоотношений по социальному обеспечению
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);
Фондом социального страхования Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);
Пенсионным Фондом Российской Федерации (Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации - государственные внебюджетные фонды учрежденные для выполнения социальной функции государства. Эта функция относится к важнейшим внутренним функциям любого государства, непосредственно ориентированных на обеспечение общественного благополучия и создание достойных условий жизни для населения, в том числе, путем создания системы органов социальной защиты и реализации специальных программ.
Несмотря на то, что в названии каждой из организаций содержится слово фонд, их организационно – правовая форма – государственное учреждение, что устанавливается ст. 161 БК РФ, Указом Президента РФ от 07.08.1992 № 822 (ред. от 05.08.1995) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования», Приказ Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н (ред. от 07.10.2013) «Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования». Вместе с тем, в форме казенных государственных учреждений создаются территориальные и специальные органы указанных Фондов (региональные отделения ФСС РФ, центры реабилитации ФСС РФ, управления (отделения) ПФР и пр.).
Таким образом, одним из инструментов построения социального государства и обеспечения достойных условий жизни населения в Российской Федерации является обязательное страхование, ориентированное на личную защиту граждан в связи с изменением их материального положения при наступления страховых случаев, влекущих временную или стойкую утрату трудоспособности. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными актами для реализации функций государства в социальной сфере (обеспечения достойных условий жизни) создаются специализированные страховые государственные учреждения в форме казенных организаций.
Фонд социального страхования:
В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.
Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах -- аппараты органов Фонда.
При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий га временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижению возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственной социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (служба ми) других государств и международными организация ми по вопросам социального страхования.
Средства Фонда социального страхования образуются за счет:
Страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога):
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из федерального бюджета и прочих поступлений.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких мероприятий, как:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;