Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Сущность и функции налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Налоговая система государства
Понятие и структура налоговой системы
1.3. Налоговая система Российской Федерации
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Недостатки налоговой системы России
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного функционирования любого государства необходим эффективный инструмент государственного регулирования экономики. Именно этим инструментом и являются налоги, которые существуют столько же времени, сколько и само государство и являются основным источником пополнения бюджета страны.
Российская Федерация – это самое большое и сложное по своему строению государство в мире. Налоговая система России постоянно изменялась под влиянием как политических, так и социально-экономических факторов. Многие изменения имели положительные результаты, а некоторые – отрицательные. Выбранная тема актуальна на сегодняшний день, так как практически каждый гражданин нашей страны так или иначе взаимодействует с налоговой системой, от эффективности которой зависит развитие всего государства.
Цель данной работы - выявление проблем совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- выявить проблемы налоговой системы Российской Федерации;
- исследовать и провести анализ выявленных проблем;
- определить направления совершенствования налоговой системы.
Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.
Информационную базу составляют учебники и учебные пособия для вузов, научные статьи, изданные за последние 3-4 года, авторами которых являются: Романов Б. А., Тарасова В.Ф., Содномова С. К., Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Пинская М. Р., Булатова Ю. И. и др. Данные учебные пособия надежные, так как они соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначены для студентов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и функции налогов
Сбор налогов для обеспечения деятельности государства существует столько же времени, сколько и само государство [8, с. 9]. Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды [10, с. 10].
Налоги представляют собой часть стоимости национального дохода в денежной форме, которая принудительно отчуждена и присвоена государством [9, с. 4]. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ) [10, с. 12].
Выделяют признаки налога, позволяющие отделить его от других категорий:
Первый признак — императивно-обязательный характер, т. е. безусловная необходимость его уплаты при наличии объекта налогообложения. Особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством в силу права верховенства, властных полномочий через систему установления законодательно-правовых актов. В статье 57 Конституции РФ записано, что каждый гражданин обязан уплачивать законно установленные налоги. Обязательность налога обеспечивается через систему органов, осуществляющих налоговый контроль и систему средств принуждения и санкций. Это свидетельствует о том, что уплата налогов носит принудительный характер.
Второй признак — индивидуальная безвозмездность и безэквивалентность платежа. В результате уплаты налога налогоплательщик не получает права требовать от государства предоставления каких-либо благ. Конечно, государство предоставляет блага в виде осуществления правосудия, охраны собственности, защиты от внешних посягательств и т. д. Однако отсутствует факт эквивалентного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога [9, с. 5].
Третий признак — изъятие части собственности. Никакая государственная деятельность невозможна при отсутствии отдельных производителей материальных, культурных и духовных благ и ценностей. Последние обеспечивают материальную основу существования самого государства как особого хозяйствующего субъекта. Конкретной формой материального обеспечения государства являются налоги.
Четвертый признак — односторонний характер движения денежных средств. Денежные средства в виде налогов совершают движение от налогоплательщика к государству.
Пятый признак — налоги направляются на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Они носят публичный характер. Через процедуру принятия бюджета определяются направления расходования мобилизованных денежных средств, в том числе в виде налогов [9, с. 5-6].
Шестой признак — денежная форма уплаты. Развитие производства и торговли, усложнение хозяйственной жизни, расширение функций государства объективно обусловили необходимость перехода от натуральных повинностей и податей к денежной форме взимания налогов, как к наиболее универсальной форме осуществления перераспределительных отношений [9, с. 6].
Сущность налогов определяется их экономическим содержанием, выражающим взаимоотношения между государством, хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе мобилизации государственных финансов с целью удовлетворения общественных потребностей и государственного регулирования экономической деятельности юридических и физических лиц, и заключается в следующем:
- налоги используются для регулирования экономического развития страны (региона, субъекта), побуждая (снижение налогов) к осуществлению предпринимательской деятельности или препятствуя ей (повышение налогов);
- государство, используя своё законное право принуждения, за счет налогов получает в свое распоряжение финансовые ресурсы;
- в налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
- налоги обеспечивают определенность (по объему финансовых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;
- поступающие в бюджет налоги являются источником государственных расходов на выполнение социальных и экономических задач [1, с. 15].
Наиболее полно сущность и роль налогов и сборов проявляются в их функциях. Функции налогов раскрывают их сущностные свойства и внутреннее содержание, позволяя отражать назначение налогообложения в государстве как базовых отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. При рассмотрении различных подходов к функциям налогов наиболее часто выделяют следующие функции:
- фискальную;
- перераспределительную;
- контрольную;
- регулирующую [1, с. 15-16].
Фискальная (или, другими словами, бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и далее направляются на реализацию собственно государственных функций (оборонных, социальных, экологических и пр.) [6, с. 31-32].
Перераспределительная (социальная, распределительная) функция раскрывает социально-экономическую сущность налогов, при этом налог выступает в качестве особого инструмента, позволяющего перераспределять общественный продукт между различными категориями населения для поддержания социальной стабильности в государстве, минимизации социального неравенства, решения различных социально-экономических задач [1, с. 16].
Способами реализации этой функции является применение различных видов налоговых льгот, включая освобождение от налогообложения, вычеты из налогооблагаемой базы, пониженные налоговые ставки и т.п. Кроме того используются прогрессивные шкалы налогообложения, повышение обложения категорий лиц с более высоким уровнем потребления и имеющих более дорогие объекты налогообложения. Понижение налоговой нагрузки на население в России достигается также за счет переложения социальных страховых взносов на работодателей [8, с.13].
Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах [6, с. 35].
Основное назначение данной функции — контроль за полнотой и своевременностью исполнения налогоплательщиками свих обязанностей по уплате налогов [1, с. 16]. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики [6, с. 35].
Регулирующая функция налогов отражает влияние государства на экономическое развитие страны, при этом налоги выступают в качестве инструмента — регулятора различных экономических и социальных процессов, научно-технического прогресса, инвестиционной деятельности, конъюнктуры рынка и т. д. [1, с. 16].
Рассматривая регулирующую функцию налогов, можно выделить ее три подфункции:
- стимулирующую — проявляется через различные налоговые преференции для отдельных физических и юридических лиц, например, специальные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, вычеты и т. д. Применение данных налоговых преференций позволяет снизить уровень налоговой нагрузки на данные категории лиц, что способствует их экономическому и социальному развитию;
- дестимулирующую — направлена на сдерживание различных категорий лиц за счет повышенных налоговых ставок и ограничений. В качестве примера можно привести акциз на табачную и алкогольную продукцию;
- воспроизводственную — проявляется в ресурсных налогах [1, с. 17] для аккумулирования средств на восстановление и развитие потребленных ресурсов физического капитала, человеческого капитала и природного капитала [8, с. 14]. Примером таких налогов служат налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Соотношение между названными функциями налогов в системе налогообложения зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества и его потребностей [1, с. 17]. В антикризисных программах развитых стран налоги используются как обязательный инструмент государственного регулирования экономики [6, с. 34].
1.2. Налоговая система государства
Понятие и структура налоговой системы
Понятие «система» является основополагающей категорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка — «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный порядок, связанное целое. Характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным [6, с.127].
Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением [6, с.128].
По мнению И. А. Майбурова «неотъемлемыми условиями становления налоговой системы государства являются:
- превращение налогов в основной и постоянный источник государственных доходов;
- обеспечение единства податного строя на всей территории государства на основе усиления центральной государственной власти;
- урегулирование налоговых отношений между органами государственной власти разных уровней на основе разграничения налоговых полномочий и ответственности между ними, а также наделения органов власти одного уровня едиными налоговыми полномочиями и ответственностью;
- проникновение основных идей финансовой науки в налоговую практику;
- создание единой законодательной базы налогообложения на всей территории страны, обеспечение согласованности, внутренней непротиворечивости налоговых законов, их построение на единой, одинаково трактуемой терминологии;
- создание единой централизованной системы администрирования налогов и сборов, построенной по иерархичному принципу» [4, с.112-113].