Файл: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика законодательной власти в России
1.1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
2.1.Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
2.2. Акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
3.1.Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы
3.2.Аппарат палаты. Структура.
Введение
Актуальность темы. Государство осуществляет свои функции при помощи специального механизма, который представляет собой материальную силу, посредством которой оно решает поставленные задачи и добивается определенных целей. Законодательные органы власти наделяются властными полномочиями в соответствии с компетенцией. Они осуществляют свою деятельность от имени государства, а так же играют основополагающую роль в системе государственных органов. На органы законодательной власти возложена функция по принятию обязательных к исполнению всеми лицами федеральных законов.
Степень разработанности. Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную, которые самостоятельны в своей повседневной жизни и не зависят друг от друга.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами.
Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образование которых происходит путем выборов. Основная и главная их задача – правотворчество, но помимо этого они выполняют еще и другие функции, например, ведут контроль деятельности исполнительной власти.
Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, регламентирует нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, прямо влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной ветви власти, принимает непосредственное участие в той или иной форме в формировании Правительства Российской Федерации, также судебных органов России.
В данной работе более подробно рассмотрена такая ветвь власти как законодательная. Органы законодательной власти включает в себя: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)
Законодательные органы власти одновременно являются и представительными органами власти, т.е. они выражают и представляют интересы народа. Данные органы власти, которые в субъектах РФ имеют различными названиями, избираются РФ и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий.
Так принято, что органы законодательной власти состоят из большого числа депутатов, которое в свою очередь образуют комитеты и комиссии, но сами по себе не являющиеся органом государственной власти.
Объектом Законодательных органов государственной власти в Российской Федерации безусловно является государственный аппарат.
Предметом же в свою очередь являются законодательные органы государственной власти.
Главная цель данного исследования состоит в определении и анализе основных направлений деятельности законодательных органов государственных власти.
Глава 1. Общая характеристика законодательной власти в России
Законодательная ветвь власти в Российской Федерации представлена двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием. В качестве постоянно действующего органа Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть.
Федеральное Собрание выражает волю многонационального народа Российской Федерации. Оно материализует эту волю с помощью законов имеющих общеобязательный характер. Никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Федеральное Собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены.
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называют верхней и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено и существует больше в средствах массовой информации.
Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.
Конституция РФ устанавливает количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Роль Федерального Собрания в механизме осуществления государственной власти характеризуют следующие особенности:
- Федеральное Собрание есть институт народного представительства.
- Федеральное Собрание есть законодательный орган власти РФ
- Федеральное Собрание это постоянно действующий орган власти. Избирается сроком на 5 лет и действует на постоянной основе.
Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах, в которых никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции. Федеральное Собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс, контрольный процесс и процесс принятия бюджета.
1.1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
Согласно Конституции РФ ст. 94, Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации[1].
Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы, которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм, как особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся, прежде всего, разделение властей, представительность и законность.
Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.
В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену "двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов "нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма" эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.
Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.
До принятия новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного Совета и Президиум Верховного Совета.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.4
Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.