Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
При достижении какого-то оптимального результата, может быть продолжено дальнейшее развитие и глубинная работа. Более длительная работа оправдана тем, что профессиональная реализация — это продолжительный путь. И нужно уметь долгое время сохранять заинтересованность в нём. Мы понимаем, что просто делать нечто, получая от этого зарплату, - это одно, а возможность получать при этом ещё и удовольствие – это другое. Однако если человек настроен долго получать результаты в бизнесе, делая ставку на эффективную карьеру на всю жизнь (или долгий срок), то желательно, чтобы работа давала настолько созвучную человеку нагрузку, чтобы он ее выполнял легко и радостно, постоянно получая положительное подкрепление, что без получения удовольствия, не реально.[19]
Основные преимущества коучинга:
а) Паритетное взаимодействие между коучем и обучающимся. Позиция «на равных» исключает вероятность активизации внутреннего сопротивления у студента. Обучаемый получает помимо информации и эмоциональную поддержку.
б) Осознанность процесса обучения: как правило, коуч склоняет обучающегося не просто выбрать цель («пункт Б»), но и обнаружить свой персональный смысл в её достижении. Это создаёт мощную внутреннюю мотивацию достижений.
в) Облегчение целедостижения. Коучинг подразумевает не только работу с целью, но и подбор органичного для обучаемого способа действий. Фактически работа идёт со связкой: цель/путь; и то и другое должно быть естественным и желанным для человека.
г) Экологичность и долговременные влияние. Выполнение вышеназванных условий в комплексе обеспечивает осознанный выбор жизненного пути в согласии психо-физиологическими особенностями человека, что позволяет ему следовать выбранной профессиональной стезе длительное время.[20]
Основные недостатки коучинга:
а) Неумение и/или неготовность обучающегося находится в равно-партнёрском взаимодействии с коучем.
б) Коучинг требует большой самостоятельности и высокой организованности обучающегося для выполнения заданий коуча.
в) Неготовность и/или нежелание обучающегося к глубинной работе с персональными смыслами и целями.
г) Длительность и стоимость коучингового процесса может быть неприемлемой для обучающегося.[21]
1.3. Наставничество
Наставничество – довольно старое понятие. Оно было известно еще в советские времена и означало примерно следующее: когда в коллектив брали нового сотрудника, то весь персонал брал над ним шефство, и главным при этом был наставник. То есть, к стажёру приставляли мастера — профессионала со стажем. Причём, имело значение наличие у мастера и лидерских качеств — влиятельности, поскольку наставник становился в некотором смысле «сенсеем», духовным лидером, который может и умеет вдохновлять и направлять. Под наставничеством прежде подразумевалась передача мастерства «из рук - в руки».[22]
В настоящее время наставничество определяется как один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени. В основном наставники полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. В паре: наставник-стажёр срабатывает механизм викарного научения.[23]
Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления.[24]
Иными словами, в широком контексте социального научения происходит следующее: если человеку нравится чья-то успешность и/или результат деятельности некоего «мастера», и этот человек ему симпатичен, то новичок начинает осознанно наблюдать за поведением «мастера» для того, чтобы понять и освоить образец его действий. Идет процесс идентификации, уподобления с профессионалом, и, за счет воспроизведения образца действий «мастера», осваивается технология процесса с целью «быть как он», в надежде получить в итоге те же плоды труда: материальную прибыль и такие психологические выгоды как одобрение, уважение, признание и т. п. В широком смысле наставничество может проявляться в очень широком контексте, где реализуется взаимодействие «лидер — последователь». Однако в узко-профессиональном смысле наставничество означает обучение практическим навыкам новичков прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником.[25]
Наставничество может решать следующие задачи:
- ускорение адаптации новичков;
- профессиональная доводка до нужного уровня квалификации;
- повышение качества подготовки специалистов;
- развитие корпоративного духа у новичков;
- снижение текучести кадров и т. п.[26]
Наставничество как метод обучения персонала осуществляется по схеме: «Расскажи — Покажи — Сделай». Она содержит 3 основных шага.[27]
Шаг 1. «Расскажи»:
Наставник поэтапно объясняет обучаемому задание, основные его моменты и особенности. Посредством получения обратной связи обучаемый понимает, что ему надо делать (в какой-то мере — это представляет собой персональный тренинг)
Шаг 2. «Покажи»:
Наставник показывает, что и как надо делать. Попутно он поэтапно поясняет алгоритм выполнения задания.
Шаг 3. «Сделай»:
Подопечный выполняет задание сам. Наставник контролирует, выявляет ошибки, параллельно поясняя их причины, и просит переделать некачественные шаги.
Основные преимущества наставничества:
а) Взаимодействие «лидер — последователь». Обучаемый помимо информации получает эмоциональную поддержку и некоторое вдохновение. Способ обучения позволяет студентам и преподавателям находится в непосредственной близости друг от друга, за счёт чего учебный процесс наполняется рабочим контекстом.[28]
б) Индивидуальный подход обучения: мастер даёт наставления там, где они уместны: студент может неоднократно воспроизводить те действия, которые даются ему с трудом и быстро преодолеть тот этап, где его действия результативны.
в) Своевременная коррекция действий: освоение навыка под наблюдением мастера позволяет получать своевременную обратную связь, избегая тиражирования ошибочных действий.
г) Последовательность и комплексность: схема «Расскажи. Покажи. Сделай» обеспечивает преемственность знаний - умений - навыков, что делает образование очень ёмким и эффективным.
д) Прикладной характер обучения: фактически наставничество представляет собой формирующий эксперимент в условиях реальной деятельности.
Основные недостатки наставничества:
а) Способ обучения обязывает студентов и преподавателей находиться в непосредственной близости друг от друга.
б) Вероятная психологическая несовместимость между мастером и студентом.
в) Неготовность студента к вовлечению в схему: «Расскажи. Покажи. Сделай».[29]
Помимо вышеперечисленных образовательных процессов существует ещё один механизм обучения – менторство. По сути менторство и наставничество – схожи, однако между ними есть некоторые различия в процессе взаимодействия в паре. Ученик ментора – протеже. Ментор сначала излагает теоретические основы изучаемого процесса, а затем поясняет изложенное на практическом примере, после чего даёт задание ученику и контролирует его исполнение.[30] Существует ещё процесс тьюторства.
Тьютор – преподаватель, консультант, куратор, который помогает обучающемуся в его саморазвитии, освоении образовательной программы, переподготовке или повышении квалификации. Таким образом основная задача тьютора – быть рядом с учеником, сопровождать его и помогать на его образовательном пути, особенно актуально это в дистанционной форме обучения.[31]
1.4. Электронное обучение
Электронное обучение (от англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) – это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Существует определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».[32]
Если в наставничестве и в коучинге очень значима персона лидера, руководителя, то в дистанционной форме образования подразумевается преимущественно информационная передача знаний. Электронное обучение – это реализация образовательных программ с использованием информационно – образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информационно-образовательных ресурсов и взаимодействие участников образовательного пространства.
Цель электронного обучения – предоставление обучающимся возможности освоения профессиональных образовательных программ непосредственно по месту жительства (временного их пребывания) с использованием электронных образовательных технологий. Это современная форма организации учебного процесса, позволяющая каждому человеку получить нужное образование, сменить профессию или повысить квалификацию, практически не покидая привычных мест пребывания.
Сутью учебного процесса является самостоятельная интенсивная работа студента, включающая в себя освоение текстового учебного материала, видеолекций, записей уроков, вебинаров и т. п. Процесс контролируется тьютером посредством получения обратной связи через виртуальные учебные аудитории и форум на портале, а также за счёт итоговых контрольных работ, тестирований, зачётов и экзаменов.
Как правило, студенты получают доступ к информационному порталу на сайте учебного заведения, который является кампусом для организации учебного процесса, организации текущего и промежуточного контроля. Кроме того, портал используется для посещения электронных библиотек и различных информационных хранилищ.[33]
Основные преимущества электронного обучения с использованием дистанционных технологий.
а) Свобода доступа: обучаемый занимается практически в любом удобном месте, без отрыва от основной деятельности. Способ обучения позволяет студентам и преподавателям находится на любом расстоянии друг от друга. Доступ к материалам осуществляется в любое время суток и учебного процесса.
б) Гибкость обучения: студент сам выбирает продолжительность изучения дисциплины с учётом своих потребностей и возможностей; он может сам выбирать последовательность изучения модулей, возвращаться к конкретным разделам неоднократно.
в) Оптимизация расходов: экономия за счёт билетов на транспорт, проживания в другом городе и т. п.
г) Технологичность: использование современных программных и технических средств делает электронное образование очень эффективным. Новые технологии позволяют сделать информацию визуально яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учётом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
д) Равные возможности для получения образования для разных людей, независимо от места проживания, материального положения и состояния здоровья.
Основные недостатки электронного обучения с использованием дистанционных технологий.
а) Электронное обучение с использованием дистанционных технологий
требует устойчивой и надёжной работы Интернета и элементарной компьютерной грамотности обучающегося.
б) Гибкость обучения требует большой дисциплины и организованности от обучающегося, который должен сам уметь структурировать свой процесс образования с учётом своих возможностей.
в) Отсутствие активного очного взаимодействия студента с обучающей социальной средой.
Вывод из первой главы:
Профессиональное обучение представляет собой процесс подготовки персонала к результативному выполнению его профессиональных обязанностей, то есть улучшение и приобретение необходимых для него компетенций.
Вопрос развития и изменений профессионального образования на сегодняшний день является очень актуальным. В последние годы сама система профессионального обучения переживает сильные преобразования, вследствие динамичного развития потребностей людей и организаций, появления множества новых специальностей и профессий. В связи с необходимостью подстраиваться под будущие тенденции и направления мирового развития, современное обучение включает в себя обучение не только профессиям, компетенциям и задачам сегодняшнего дня, но и широкомасштабно ориентируется на будущие профессии и специальности.
Ключевую роль в развитии любой организации играет человек. Современный сотрудник должен обладать множеством навыков одновременно. Время Генри Форда потихоньку уходит, и сегодняшний сотрудник уже должен выполнять несколько задач разнопланового характера единовременно. Работники, выходящие на работу, сейчас должны обладать главное способностью – адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды. Сегодня, возможно, при выполнении профессиональных задач важна будет предприимчивость и широкая эрудиция, а завтра уже на первый план выйдут стратегическое мышление и умение планировать.