Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В мире появилась необходимость профессионального обучения персонала с созданием условий для полного раскрытия потенциала каждого сотрудника и последующей их способностью вносить значительные улучшения и преобразования в деятельность своей компании.

2. О практическом использовании возможностей профессионального обучения посредством бизнес-тренинга, коучинга, наставничества и электронного обучения на старте карьеры на примере начинающего менеджера по маркетингу

Современный этап развития общества характеризуется тем, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить, и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем современного мира. В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т. В. Зеер рассматривает «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.[34] К. М. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач – познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом, связанным с его профессией деловых и нравственных качеств.[35] Профессиональное становление личности неразрывно связано с жизненным циклом человека в целом.

Большинство людей проходит через определенные стадии развития в конкретные возрастные периоды, также им соответствуют и стадии профессионального развития.


К сожалению, данная, известная нам, система периодизации со временем становится всё менее актуальной, так как описывает человека, как профессионала лишь в одной выбранной им сфере, тогда как мир стремительно меняется и современные реалии диктуют нам совершенно иные понятия. Разве могло человечество подумать 30 лет назад, что самыми актуальными профессиональными направлениями на сегодняшний день станут робототехника и биотехнологии? Вряд ли. В условиях молниеносно развивающихся технологий и направлений развития современности, самым важным навыком человека становится – гибкость, чтобы всегда оставаться в контексте и в тренде. Уже в недалёком будущем, направления деятельности в котором постоянно меняются и развиваются, возникнет необходимость и в увеличении профессиональных специализаций.

Всё же к системе «профессионального становления» мы обратимся.

Опустим самые ранние периодизации профессионального пути человека, такие как до-профессиональное развитие и первичное развитие человека в период выбора профессии, и перейдём сразу к нужным нам стадиям профессионального развития:

1. Стадия профессионального обучения – с 15-18 до 19-23 лет. К данному периоду можно отнести профессиональную подготовку, которую проходит большинство выпускников школ.

2. Стадия профессиональной адаптации – с 19-21 до 24-27 лет. Приспособление к социальным и профессиональным нормам, условиям, процессам трудовой деятельности. Это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения.

3. Стадия развития профессионала – с 21-27 до 45-50 лет. Совершенствование личностной структуры профессионала, развитие операционных качеств, формирование методов и способов психологического обеспечения трудового процесса, развитие приемов самооценки, саморегуляции, самосовершенствования и т. д.[36]

Допустим, мы выстраиваем стратегию достижения профессиональной реализации для начинающего менеджера по маркетингу. Его стартовые возможности, выявленные во время обучения профессии и на первоначальных этапах работы:

1. Ориентация на клиента. Ему действительно хорошо удается держать акцент на клиенте, его желаниях, он всегда будто считывает, чего хочет его клиент, о чём мечтает и что его беспокоит.

2. Скоростное чтение, которое помогает любому маркетологу всегда оставаться востребованным профессионалом. Он читает каждую книгу, статью или пост, которые находит, потому что знает, чем больше информации будет у него в распоряжении, тем больше будет появляться идей.


3. Креативность, которая помогает ему всегда создавать уникальные идеи, улучшать имеющиеся продукты и не бояться отказываться от заранее невыигрышных идей.

4. Умение писать. Он хорошо составляет письма, официальные обращения, предложения для клиентов, может обратиться с просьбой к партнёру или коллеге, хорошо знает правила правописания и грамматики, а также в каком случае их можно нарушить.

5. Умение слушать, что не менее важно. Коммуникация всегда должна поддерживаться с двух сторон. Маркетологу важно уметь слышать, что говорят ему другие, правильно их понимать, задавать вопросы, кивать, перефразировать сказанное и быть сосредоточенным на главном их желании.

6. Умение сотрудничать, работать вместе со смежными отделами, находить общий язык с коллегами и командой.

7. Исследовать рынок, разбираться в трендах, быть погружённым в своё поле деятельности, постоянно получать и изучать новую информацию.

8. Умение несколько раз проверять выполненные задачи, чтобы предугадывать и заранее исправлять замечания, которые может выдвинуть клиент.

9. Хорошая организация рабочего пространства, грамотное структурирование и использование собственного времени, умение объединять отдельные предметы в группы по смыслу и создавать эффективные команды.

Все вышеперечисленные качества делают человека способным к деятельности менеджера по маркетингу. Однако ему необходимо иметь кроме существующих склонностей ещё и ряд иных компетенций.

Желательные общие способности:

1. Профессиональные навыки общения. Самое важное для маркетолога – уметь выстраивать отношения с клиентами, заказчиками и компаниями, общаться с коллегами, правильно позиционировать себя в команде.

2. Обладание техническими навыками, так как 92% маркетологов считают социальные медиа основным и самым мощным рекламным каналом, а значит владение многими техническими компетенциями приветствуется.

3. Обладание аналитическими способностями. Уметь проводить аналитику динамики продаж, сравнивать несколько вариантов решений и выбирать лучший, изучать рынок, клиентов, эффективность своей работы.

4. Инициативность. Маркетолог должен сам формировать и ставить себе задачи, не ждать чужих указаний, видеть возможности улучшения бизнеса и воплощать их в жизнь.

5. Ответственность. Маркетолог управляет рекламным бюджетом и рентабельностью продукта, поэтому должен быть готов брать на себя обязательства, принимать решения и открыто высказывать свое мнение.


6. Результативность. Необходимо быть настойчивым в своих действиях и амбициозным в поставленных целях, выполнять поставленные задачи в срок.

7. Гибкость в работе. Менеджер по маркетингу должен использовать в своей работе различные подходы, быть открыт новым технологиям и новым взглядам на решения привычных проблем. Должен быть способен отказаться от выбранного курса и переключатся на другие методы работы, если существующие решения приводят к неудачам.

8. Саморазвитие. Любой человек должен всегда развивать себя, а менеджеру по маркетингу обязательно нужно постоянно повышать свою компетентность в профессиональной сфере, расширять кругозор и использовать новые знания для повышения эффективности текущей работы.

Допустим, что обучающийся имеет намерение разнопланово развиваться в контексте необходимых для него профессиональных компетенций:

1. Научиться искусно рассказывать, потому что начинающий маркетолог понимает, что люди любят истории. Он очень хотел бы научиться плести кружево захватывающего рассказа и знать, что самое главное должно быть в центре любой хорошей истории. В такой профессии важно быть хорошим спикером, уметь справляться и с ситуацией разговора один на один, и с выступлением перед группой людей.

Следуя нашей стратегии, данную компетенцию возможно первоначально получить через дистанционное обучение, набраться теории, изучить все словесные методы: беседа, рассказ, объяснение, дискуссия и т. д. Далее необходимо попробовать себя «в деле» через наставничество. Грамотный наставник даст нужные рекомендации, после чего студент сможет быстро и результативно нарабатывать необходимые для него навыки.

2. Начинающий маркетолог должен научиться проводить интервью. Так как он знает, что профессионал должен думать, как журналист и задавать правильные вопросы, чтобы получать развёрнутые ответы и самую точную информацию.

Данный навык можно развить с помощью такого метода обучения, как коучинг. Коуч даст всю необходимую информацию, которая нужна для проведения интервью, научит правильно выявлять цели любого интервью, чтобы добиться максимальной эффективности в этом направлении.

3. Маркетолог должен обладать умением уговаривать. Маловероятно, что ему не придется убеждать людей в тех или иных вопросах. Навыкам работы с сомнениями наиболее результативно обучат на бизнес-тренинге. Самым большим спросом в настоящее время пользуются бизнес-тренинги личностного роста на ведение переговоров и продаж. «Искусство переговоров и продаж», «Продажи через переговоры», «Эффективные продажи» и многие, многие другие – на любом из таких тренингов можно значительно расширить свои познания и навыки, направленные на результативное «уговаривание» клиентов, заражение потребителей идеей, и, следовательно, на навыки продаж.


4. Хороший маркетолог должен научиться учить; он умеет говорить и, значит, любит делиться накопленными знаниями и воспитывать в своём поле активную команду помощников.

Эту компетенцию можно получить, работая с наставником и перенимая у него основные методики обучения. Так же можно попробовать себя и в роли тьютора: найти себе ученика и практически отрабатывать навыки учителя, преподавателя, сопровождая обучающегося и помогая на его образовательном пути.

5. Маркетологу должна быть свойственна многозадачность, ему нужно уметь управлять несколькими проектами сразу. Нужно усвоить навык тайм-менеджмента, чтобы уметь управляться разом с множеством идей, планов и целей.

Этому навыку можно научиться на бизнес-тренинге по управлению. На таком мероприятии научат правильному планированию, навыку постановки целей, выделят основные принципы работы с целями и научат многим профессиональным технологиям управления.

6. Маркетологу следует научиться лидерству и принятию решений. Над проектами эффективнее работать в команде, а значит важно обладать навыками настоящего лидера, уметь держать в голове и вовремя использовать огромное количество информации, чтобы в итоге принять наиболее верное решение.

Лидерству возможно учиться у своего наставника, либо пройти коучинг по теме лидерства, в котором глубоко можно изучить себя и понять, что мешает развитию лидерства и что наиболее эффективно будет помогать в достижении этой цели.

7. Маркетологу важно уметь грамотно завершать продажи, ведь это чуть ли не самая важная компетенция для профессионального маркетолога. Часто людям не удается что-либо продать, потому что они боятся настаивать. Настоящему маркетологу известно, что большинство людей ничего не купят, пока им не скажешь, что именно это им следует сделать.

Технологию продаж можно усвоить, посетив любой из многочисленных бизнес-тренингов по выбранной теме или же, если внутренние блоки или неуверенность мешают эффективным продажам, можно использовать коучинг с глубокой внутренней проработкой слабых качеств.

8. Отточить мастерство во всех направлениях и компетенциях, в которых начинающий специалист пока не преуспевает и которыми не обладает с наибольшей результативностью можно вместе с наставником. Быстро проходя этапы обучения, которые ученику даются легко и делая основной акцент на «сложных» моментах в обучении, с наставником можно добиться максимальной эффективности при минимальных затратах времени и энергии.