Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, электронное обучение).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Все мы думаем и заботимся о своём будущем. Поступая в университет, устраиваясь на работу, развивая свой профессионализм в различных сферах, каждый из нас ищет лучших условий. Для кого-то это подразумевает интересную работу «по душе», кого-то больше интересует социальный статус, приобретаемый вместе с занимаемой должностью, у кого-то акцент стоит на повышении по карьерной лестнице, другие нацелены на получение стабильно растущей заработной платы, а есть люди, для которых просто пребывание в дружном коллективе важнее профессионального роста.
Наши потребности, желания и умения - разные, но в одном мы очень схожи – многие из нас хотят стать «номером один», если не в целом мире, то хотя бы в рамках своей профессии.
Современная информационная среда переполнена знаниями. С помощью доступа к интернету любой желающий способен взрастить в себе величайшего эксперта, специалиста своего дела и даже гения. Казалось бы, в такое время доступных знаний проще простого стать специалистом в той области, в которой ты только пожелаешь. Однако, это не совсем так. Не только цифровая информация и электронное обучение необходимо для полноценного развития профессионализма в человеке. Важно наиболее многогранно развивать в себе желаемые качества, учиться не только теоретически, впитывая информацию томами, но и практически, раскрывая и развивая в себе навыки и умения, пробовать и по-настоящему проживать ту деятельность, в которой в дальнейшем будет вестись дело.
Задумываясь над вопросом: «Какие этапы нужно пройти, чтобы стать профессионалом в своём деле?» - я, на основе наиболее известных вариантов обучения, разработала интегральную методику обучения, которая поможет человеку стать полноценным специалистом в любой сфере деятельности.
Цель этой курсовой работы – выработать универсальный и эффективный план обучения, который поможет каждому человеку стать профессионалом своего дела.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть существующие виды обучения и подробно разобрать каждый из них;
- выявить и проанализировать преимущества и недостатки каждого из методов обучения;
- на основе приведенных видов обучения создать единую интегральную стратегию, опираясь на которую, человек наиболее лёгким путём сможет достичь своей профессиональной реализации.
Объектом курсовой работы является структурированная модель, включающая в себя разные варианты профессионального обучения.
Предметом курсовой работы являются приведенные в ней профессиональные методики обучения.
Актуальность курсовой работы:
До недавнего времени традиционная дидактическая система решала задачу приобщения обучаемых к обобщенному и систематизированному опыту человечества, а потому долгие годы в приоритете была роль теоретических знаний в содержании обучения, основная ориентация была на усвоение основ наук. Это вело к неизбежному отрыву теории от практики: традиционная педагогика обучала практике через знаковую систему учебной информации. Получалось так, что студенты изучали то, что наработано другими, получено в результате предшествующей общественно-исторической практики, они могли брать «чужой» социальный опыт. Невольно этим студентам навязывались цели усвоения готовых «консервов знаний», и учебная информация утрачивала для него личностный смысл. Такое отношение к образованию "замещало" реальную действительность для конкретного человека, извлекая его из собственного пространственно-временного контекста. В настоящее время такая система обучения устарела, а потому существует актуальная необходимость использования наряду с традиционными, и современных технологий, которые позволяют обучающемуся получать образование, пребывая в актуальном именно для него контексте.
«Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами»[1]. Вербицкий А. А. - автор контекстного подхода.
Современное образование в разных его формах использует методы или некоторые приёмы контекстного обучения.[2] На первый взгляд может показаться, что достаточно прочитать соответствующую литературу о предмете, и студент — готовый специалист: будто бы чем понятнее написана готовая статья, тем быстрее она усваивается и легче делает специалистом. Однако такое потребление информации лишает внутренней активности студента, потому что здесь нет поискового поведения, и не поддерживается персональная мотивация. А научение на самом деле происходит через проживание настоящего опыта, и мотивация очень важна. Поэтому контекстное обучение выходит на первый план последние 25 лет[3]. Контекстный подход подразумевает так называемое «проблемное» обучение, подразумевающее создание условий, при которых студенту необходимо самому разрешать «проблему», посредством собственной поисковой и познавательной активности. Контекстное обучение не подразумевает получения готовых ответов, напротив: учебные задания - это задача, «проблема», «квест», в котором студент должен найти ответы на вопросы сам: подготовить статью или эссе, выступить с докладом на заданную тему. И именно за счет того, что проявляется самостоятельная активность, это вовлекает в процесс таким образом, что он становится для студента осознанным, имеющим персональный интерес, обеспечивает вовлеченность, тем самым давая эффект научения.
1. О сути современных форм обучения
1.1. Бизнес-тренинг
Тренинг происходит от слова train – учиться, это — активная форма обучения, направленная на получение практического опыта, использование новых моделей поведения в контексте социального окружения, дающего «обратную связь»[4]. Безопасная и даже поддерживающая атмосфера создаётся «постановочно» за счёт игровых ситуаций и грамотного ведения руководителя тренинга. Это позволяет добиться в сжатые сроки заметных результатов.
Разумеется, в отличие от психологического тренинга, бизнес-тренинг (business – дело) подразумевает развитие трудовых знаний, умений и навыков человека или сотрудников компании.[5] Тренировку какого-то качества (компетенции профессиональной или общей), как отдельного, так и суммы качеств. Как правило, до начала тренинга проводится первичная диагностика, для выявления наличия/отсутствия, а при наличии - актуального уровня развития соответствующей компетенции[6]. Иными словами, для разработки эффективной программы тренинга необходимо понять: в какой исходной точке «А» это качество находится в текущий момент, и, в зависимости от того, каков желанный результат в точке «Б» – планируется необходимое количество шагов, повышающих эту отдельную компетенцию.
Принято считать, что общий уровень профессионализма называется профессиональной компетентностью, представляющей собой системное владение комплексом компетенций: отдельных качеств и проявляемых способностей в действиях[7]. Каждая компетенция должна быть развита из исходного состояния «А» - до качества уровня «Б». Но этого мало.
Эффективность самого тренинга составляет только треть успеха. Поэтому для освоения навыка на желаемом высоком уровне необходима априорная подготовка до начала тренинга и столько же — после него — для отработки соответствующего навыка. Для предварительной подготовки к тренингу может использоваться интерактивная лекция, семинар или предварительное тестирование, имеющее своею целью: а) введение в тему; б) выявление степени её освоенности для испытуемых.
Основная часть тренинга — это непосредственное освоение навыка в процессе активного ролевого взаимодействия. Любое научение действиям происходит — через проживание опыта, поэтому это происходит в условиях моделирования рабочих ситуаций и разбора «кейсов» - конкретных случаев[8].
По окончании желательна еще «репетиция поведения». В результате тренинга его участники получают различные элементы технологии действия, которые необходимо объединить в единый непротиворечивый комплекс. Поэтому любой бизнес-тренинг обязательно имеет несколько стадий: отработка навыка, репетиция поведения и моделирование деятельности. В результате этого отрабатывается каждый отельный навык от простого - к сложному, затем они объединяются в комплекс необходимых практических действий, и, наконец, отрабатываются на соответствующей целевой аудитории. Это производится в разных формах: в условиях формирующего эксперимента, в форме специально «постановочной» деятельности, максимально моделирующий специфику трудовой деятельности (например, новички тренируются друг с другом — в парах) или в условиях полевого эксперимента.[9]
Бизнес-тренинги могут быть полезны при решении следующих задач:
- выработка оптимального стиля работы отдельного специалиста;
- управление временем и персональными ресурсами;
- ведение эффективных переговоров с потенциальными партнёрами;
- повышение уровня продаж на индивидуальном и командном уровне;
- формирование сплочённой и работоспособной команды (тим-билдинг);
- разработка стратегии формирования и развития организации, и многое другое[10].
Основные преимущества бизнес-тренинга:
а) Прикладной характер получаемых знаний: отработка конкретных навыков позволяет осваивать поэтапно необходимые компетенции в контексте профессиональной деятельности.
б) Освоение многомерного контекста деятельности. В силу моделирования множества рабочих ситуаций и разбора конкретных случаев в процессе бизнес-тренинга создаётся многогранное «смысловое поле», что способствует формированию профессиональной позиции обучающегося.
в) Мотивация достижения успеха: в процессе выполнения тренинговых заданий студент получает возможность для пробы своих сил в поддерживающей среде (безопасной обстановке).
г) Интерактивность: получение обратной связи во время тренинга возможно со стороны тренера - ведущего и от других участников группы, это позволяет своевременно корректировать линию поведения обучающегося и, что важно: примерять на себя модели действий других участников группы.
д) Оптимизация расходов: экономия за счёт групповой формы профессионального обучения.[11]
Следует отметить, что в настоящее время именно такая форма интерактивного обучения, как тренинг, наиболее популярна и распространена во всём деловом мире.[12]
Основные недостатки бизнес-тренинга:
а) Требует личного присутствия и полного вовлечения обучающегося в тренинговый процесс.
б) Подразумевает наличие группы (как правило), что влечёт за собой организационные трудности: жёсткая привязка по времени, месту и составу участников проведения обучающего процесса.
в) Обусловленность качества процесса бизнес-тренинга уровнем компетенции ведущего.
г) Личные особенности обучающегося могут противоречить групповой форме обучения, что снижает её эффективность.[13]
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время именно такая форма интерактивного обучения, как тренинг, наиболее популярна и распространена во всём деловом мире.
1.2. Коучинг
«Коучинг — это искусство содействия повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Это работа с мечтами клиента, которые опытный коуч поможет перевести в цели и достичь их в кратчайшие сроки. Это методика расширения внутренних границ, повышения качества жизни и личной эффективности». (М. Дауни).[14]
Коучинг-технологии пришли в мир бизнеса из спорта высоких достижений. Прежде только топ-менеджеры и владельцы крупных корпораций могли позволить себе услуги персонального коуча. В текущий период ситуация меняется. Коучинг широко применяется в контексте бизнес-стратегий и для удовлетворения запросов конкретной личности. Человек зачастую не в состоянии достичь поставленных целей из-за отсутствия уверенности в себе, умения концентрироваться на желаемом и осознанного переключения внимания; из-за наличия ограничивающих убеждений и травматического прошлого опыта. Коучинг помогает увидеть и чётко сформулировать цель, устранить субъективные преграды на пути её достижения и создать фундамент для создания сценария и стратегии построения желаемого будущего.[15]
Коуч – это тренер, который формирует и развивает какой-то навык. Сегодня коучинг очень часто решает задачи развития эмоционального интеллекта и волевых качеств личности, в частности, проводит работу с ограничивающими убеждениями.[16] Это путь — в желанное будущее, в которое идут «от противного», превращая недостатки — в достоинства. И здесь уместна спортивная аналогия: путь так же идет от точки «А» - до точки «Б».[17] Представим, что человек приходит в спортзал к тренеру, находясь в определённой форме, с некоторой проработанностью отдельных групп мышц, а желанное состояние мышечного каркаса у него - иное. И значит нужно сначала установить, что вообще помешало до этой поры быть в желанной форме. Возможно, это: неправильное питание, образ жизни, сон, уровень активности, конкурирующие ценности послужили препятствием к цели. И если действительно что-то из этого неполного списка ограничивало или мешало естественному развитию навыков, то тогда начинается пошаговое и целенаправленное устранение помех.[18]