Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также эти определения указывают на то, что стресс появляется не спонтанно, а его вызывают специфические факторы, то есть стрессоры.

Стрессор – это чрезвычайный или патологический раздражитель, который вызывает стресс.

Королев Л.М. выделяет два вида стрессоров: физиологические (боль, шум, загрязненный воздух) и психологические (информационная перегрузка,

критические события в жизни, соревнования)[8].

Рассматривая стресс менеджеров, можно выделить две большие группы стрессоров: стрессоры служебной деятельности и стрессоры внеслужебной деятельности. Подробнее виды стрессоров представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Виды стрессоров

Стрессоры

Служебной деятельности

Общие

Специфические

- плохая организация служебной деятельности;

- недостаток сотрудников

- режим рабочего времени;

- статусные проблемы;

- ненужные ритуалы и процедуры;

- неопределенность и непредсказуемое развитие событий организаций;

- «рабочие» страхи

- нечеткие ролевые обязанности;

- ролевые конфликты

- стремление к совершенству;

- особенности управленческого труда

Из таблицы видно, что стресс у менеджеров вызывают многие факторы. Стресс может вызвать как плохая организация служебной деятельности, то есть отсутствие системы в работе, так и излишний формализм, бесконечные совещания. Также стресс у менеджеров могут вызвать «рабочие» страхи, такие как страх не справиться с работой, допустить ошибку и потерять работу.

Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний, интенсивное воздействие стрессоров профессиональной среды могут привести к таким нарушениям, как соматические (нарушения сердцебиения, стойкие головные боли, мышечное напряжение), эмоциональные (резкие перепады настроения, чрезмерная раздражительность, постоянное беспокойство) и поведенческие (уклонение от решения задач, частое возникновение аварий, утрата взаимопонимания с окружающими).

Стресс влияет не только на конкретного человека, но и на деятельность предприятий в целом, а, следовательно, и на экономику. Так, 40 млн из147 млн занятых в станах Европейского союза страдают от стрессов, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд долларов. Экономические потери от стресса в США превышают 320 миллиардов долларов ежегодно[9].


Кроме того, стресс приносит и другие убытки, которые характеризуют данные компании International Association for Human Values. Таким образом, стресс является причиной 40% текучести кадров, 70% несчастных случаев на работе и 60% прогулов.

Стресс является одним из основных источников снижения эффективности труда и приводит к нарушениям психического и физического здоровья.

В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике стресса и снижения негативного эффекта от него.

Перечисленные выше симптомы бывают выражены неявно и накапливаются со временем. Поэтому крайне важно определить стресс на начальном этапе. Для этого предлагается ответить на некоторые вопросы о поведении и самочувствии человека:

- Легко ли вас обидеть?

- Не кажется ли вам, что коллеги и подчиненные относятся к вам недоброжелательно?

- Часто ли вас подводит память?

- Случается ли вам поутру чувствовать себя не выспавшимся и разбитым, даже если вы спали достаточно?

- Не возникает ли у вас порой отвращение к своей работе, чувство бессмысленности своего дела?

- Замечаете ли вы у себя повышенный или, наоборот, ослабленный аппетит?

Если насчитывается свыше трех утвердительных ответов, то состояние опрашиваемого внушает беспокойство. Ему следует серьезно позаботиться о том, чтобы научиться справляться со стрессом.

Существует достаточно много способов и методов борьбы со стрессом, например: регулярный активный отдых, релаксация (занятия йогой, медитация), тренинг навыков самоконтроля поведения, обеспечение достаточной продолжительности сна, планирование собственного времени, правильное делегирование полномочий.

Решением проблемы высокого уровня стресса среди менеджеров может послужить создание центра психологический разгрузки. В данном центре менеджерам будут предложены следующие услуги:

– релакс-комната (комната, которая воздействует на различные органы чувств человека, и благодаря этому помогает расслабить человека, успокоить его, отвлечь, отдохнуть, что снижает уровень стресса. Воздействие на человека происходит через свето- и цвето-, звуко-, аромотерапию, а также при помощи приятных тактильных ощущений);

- комната гнева (средство снижения стресса при помощи выплескивания негативных эмоций. В данной комнате человеку предлагается бить тарелки, бутылки, избивать манекен или боксерскую грушу, крушить мебель и предметы быта);

- комната развлечений (место, где человек может весело провести время. Там он забудет о своих проблемах, погрузившись в увлекательные развлечения, такие как настольные игры, бильярд, настольный футбол);


– услуги психолога.

Посещение такого центра поможет не только снять накопившийся стресс, но и поможет предотвратить его за счет консультации со специалистом-психологом.

В заключение хотелось отметить, что стресс является универсальной реакцией живого организма и может оказать на человека не только отрицательное, но и положительное влияние. Но положительного эффекта от стресса можно ждать тогда, когда он не ведет к истощению организма. Поэтому крайне важно научиться снижать существующий уровень стресса, а также вообще не поддаваться негативному влиянию стрессоров.

1.3 Проблема стресса в управленческой деятельности

Проблема профилактики психологического стресса остро представлена в деятельности управленческого персонала организации. Наличие стресса (дистресса) в профессиональной деятельности руководителя является одной из ее отличительных особенностей: психическое напряжение отмечают как одно из рабочих состояний управленца. Руководители первой линии находятся в первой пятерке списка из 130 профессий, располагающихся в порядке, соответствующем уровню вызываемого ими стресса[10].

В исследованиях основных факторов риска трудовой деятельности руководителей, в частности, в работах Н.Х. Амирова приведены данные, свидетельствующие, что управленцы являются наиболее значимой группой риска в отношении возникновения болезней сердечнососудистой системы (заболеваемость ишемической болезнью сердца у руководителей составила 87,5%, гипертонической болезнью - 78,3%). Болезни системы кровообращения у руководителей на первом месте среди причин смерти, тогда как для другого трудоспособного населения эта причина находится на втором месте. Количество инфарктов миокарда (частое осложнение ишемической болезни сердца) на 40% выше в группе менеджеров среднего звена по сравнению с топ-менеджерами, и в возрастной группе руководителей до 40 лет отмечается в 3 раза чаще[11].

В исследовании профессионального стресса у менеджеров разного должностного статуса А.Б. Леоновой и А.А. Качиной в синдромах профессионального стресса менеджеров установлены высокие показатели значений по симптоматике переживаний стресса в виде хронических стрессовых состояний - тревоги, депрессивных переживаний, нарушений сна. В ряду субъективных неврологических жалоб, первое место по частоте (36,4%) занимают жалобы на головную боль, возникающую в конце рабочего дня, также указаны жалобы на повышенную раздражительность (35,3%), беспокойный сон (21,2%), утомляемость (20,1%). Невротические расстройства, неврозы и неврастения (астении, тревожные состояния, депрессии) у руководителей после сердечнососудистых заболеваний занимают 2-е место[12]. Также в этих работах отмечается, что у руководителей в синдромах профессионального стресса присутствует выраженность опасных для здоровья поведенческих стереотипов, отражающих неадекватные индивидуальные стратегии «совладания» со стрессом, - курение и употребление алкоголя.


Психологический анализ управленческой деятельности показывает, что

типичными характеристиками труда руководителя, провоцирующими напряжение нервной системы, внимания, их перегрузку, являются, чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок, высокая ответственность за конечные результаты и людей, множественная подчиненность. Работа руководителя многоплановая и разнородная по своему содержанию, ее неотъемлемой частью являются большие потоки информации (в условиях лимита времени руководители обрабатывают значительный объем речевой и текстовой информации (10-60 документов) при частых переключениях видов деятельности (16-150 раз за рабочий день)), что требует постоянной активизации умственных действий руководителя. Выполненная оценка гигиенических условий труда, факторов среды рабочего места руководителя выявила неудовлетворительное состояние физико-химической среды в отношении шума, освещенности (провоцирующих наличие акустического и зрительного дискомфорта), загрязнения воздушной среды и изменение этих показателей (улучшение) с повышением уровня управления.

Многие управленцы реагируют на перегрузки увеличением длительности работы. Было установлено, что 45% обследованных работали без выходных, 37% - вечерами, высвобождая выходные. Для многих компаний такой тип поведения стал нормой, которой придерживаются, хотя такого рода рабочие перегрузки являются результатом плохой организации служебной деятельности, несоблюдения гигиены умственного труда, недостатка сотрудников, неопределенности в местной политике[13].

К стрессорам принадлежат и организационные переменные - взаимоотношения, технологические нововведения, реорганизация. Снижение уровня удовлетворенности работой, ухудшение психического и физического здоровья отмечалось в исследовании у сотрудников предприятия, изменившего собственника.

Кроме этого деятельность современного руководителя выполняется в

условиях влияния внешних средовых факторов (нестабильность макроэкономической динамики, конкуренция, криминальная среда), которое возрастает с повышением уровня управления.

Выполненная систематика причин управленческого стресса содержит перечень более 40 взаимодействующих факторов, включая также и неорганизационные источники стрессов (проблемы семьи, жизненные кризисы, конфликты личных ценностей с ценностями организации).

Особенности труда в области менеджмента предъявляют высокие требования к состоянию физиологических функций и психических качеств его субъектов. В изучении причин стрессов внимание исследователей было обращено на оценку индивидуальных особенностей людей, делающих их уязвимыми для стрессов. Являются взаимосвязанными общее физическое состояние менеджера и его подверженность стрессам: более здоровые управленцы меньше страдают от производственных стрессов. Восприимчивость руководителя к стрессу зависит в значительной мере от физической конституции организма, состояния здоровья, черт характера, волевого настроя, потребностей и интересов, эмоционального состояния, уровня знаний, умений и навыков. Установлено, что менеджеры с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам: интерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем экстерналы.


Адаптация к психологическому стрессу определяется психологической выносливостью, устойчивостью личности к стрессу. В работах М. Фридман, Р. Роземан было показано, что устойчивость к стрессу зависит от темпераментных свойств.

В выборке работников умственного труда, в которую также входили администраторы, «неустойчивыми оказались лица с выраженной склонностью к конкуренции, стремлением к достижению цели, агрессивностью, нетерпеливостью, беспокойством, гиперактивностью, эмоциональной экспрессивностью, постоянным чувством нехватки времени». Данный поведенческий комплекс также в литературе описан как поведение типа А. Установленные в исследованиях психологические характеристики - корреляты поведения типа А - в других исследованиях были представлены коррелятами эффективности управленческой деятельности и входили в список ПВК руководителя. Выраженность поведенческих стереотипов, таких как поведение типа А, представлено и результатами исследования проявлений профессионального стресса менеджеров[14].

В исследовании Н.Е. Водопьяновой изучались приспособительные стратегии поведения менеджеров (копинг, совладающее, преодолевающее поведение), психологическое назначение которых состоит в наиболее лучшей адаптации человека к ситуации через ослабление или смягчение требований ситуации. Было показано, что «успешные» менеджеры используют большее число моделей и предпочтение отдается «здоровым» моделям преодоления стрессогенных ситуаций, для которых характерна активность, просоциальность и гибкость: ассертивность поведения, вступление в социальные контакты, поиск социальной поддержки[15].

В ряде исследований была показана важность социальной поддержки для снижения влияния стресса. В исследовании с участием бизнесс-менеджеров США, рабочих Германии установлено, что оказанная социальная поддержка руководителей, коллег, друзей, семьи снижает симптомы воздействия социальных производственных стрессов, таких как депрессия, делает значительно менее острыми физические и психологические последствия производственных стрессов и стрессов вне работы, снижет риск сердечнососудистых заболеваний, нормализует артериальное давление.

Важность социальной поддержки для снижения последствий стрессового влияния подтверждена на выборке руководителей подрядных организаций, выполняющих кровельные работы, в корреляционном исследовании, целью которого явилось изучение связи компонентов стрессочувствительности с социально-психологическими особенностями руководителя - качествами межличностного взаимодействия. Было установлено, что сотрудничество, взаимопомощь, психологическая поддержка повышают стрессоустойчивость[16].