Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для приспособления к ускоряющемуся ритму жизни современного общества человеку с ранних лет необходимо преодолевать определенные физические и психические нагрузки. Современный стиль жизни вызывает перенапряжение нервной системы и способствует частому возникновению стрессовых ситуаций. Стрессы ухудшают самочувствие, формируют чувство неудовлетворенности работой, негативно сказываются на эффективности профессиональной деятельности. Затянувшиеся неустойчивые психические состояния могут вызывать дезадаптивное поведение человека, оказывать негативное воздействие на его здоровье.

В области прикладных исследований психических функциональных состояний в современном мире труда актуальным объектом является анализ стрессовых состояний. Практическое значение таких исследований состоит в профилактике психологического стресса, возможности управления функциональным состоянием работника, укреплении профессионального здоровья, и предполагает выяснение причин стрессового состояния, изучение стрессовых реакций, анализ стресс-факторов, определение условий, позволяющих их контролировать.

Целью исследования является последовательное рассмотрение особенностей стрессового состояния менеджера, а также влияния стресса на поведение управляющего и его отражение в управленческой деятельности и разработка.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих частных задач:

- раскрыть проблему профессионального стресса менеджеров;

- определить историю появления синдрома менеджера.

- выявить факторы, вызывающие стресс;

- дать рекомендации по выявлению стресса на ранних стадиях, а также по снижению имеющегося уровня стресса;

- разработать психологические рекомендации по развитию стрессоустойчивости менеджеров.

Объектом исследования выступает стресс в профессиональной деятельности управленческого персонала организации.

Предмет исследования - формирование стрессоустойчивости менеджеров как условие профилактики конфликтов в профессиональной деятельности.

Во время исследования темы использовались методы анализа и синтеза, а также теоретический анализ психолого-педагогической литературы и Интернет-ресурсов.

Теоретическая значимость состоит в следующем:

- определены компоненты стрессоустойчивости (улучшение стрессовой ситуации, адаптация к стрессу и т.п);

- на основе анализа научной литературы разработана модель психологического формирования стрессоустойчивости менеджеров, направленная на профилактику конфликтов в профессиональной деятельности.


Глава 1. Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности

1.1 Понятие стресса в профессиональной деятельности

На сегодняшний день стресс является весьма актуальной проблемой современного общества. Данное явление глубоко проникло в повседневную жизнь социума, поэтому оно так пристально изучается специалистами различного рода. Считается, что испытать стрессовое состояние может любой человек независимо от пола, возраста, социального положения и пр. На данный момент насчитывается порядка 70% жителей России, которые ежедневно испытывают стресс.

Стресс распространен во всех сферах нашей жизни, включая профессиональную деятельность. Стрессовые ситуации, существующие в компаниях способны воздействовать на качество деятельности работников. В связи с этим, на пути выполнения поставленных задач и достижения целей организации появляются существенные трудности. Недостаток взаимосвязей коллективной деятельности на работе по причине профессионального стресса вызывает возрастание личной неудовлетворенности каждого сотрудника, снижает профессиональную эффективность, способствует текучести кадров и, как следствие, снижение доходов компании в целом[1].

Термин «стресс» (англ., stress – давление, напряжение) позаимствовали из техники, где данное слово применяется, чтобы обозначить внешнюю силу, приложенную к физическому объекту и вызывающую его напряженность, т. е. временное или постоянное изменение структуры объекта. Первоначально понятие стресса появилось в физиологии, чтобы обозначить неспецифическую реакцию организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое негативное влияние (Ганс Селье). Позже термин стали использовать, чтобы описать состояние человека в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях.

За последнее время сильно вырос интерес к исследованиям в сфере профессионального стресса. Возникновение стрессового состояния у людей в период профессиональной деятельности считается важной научной проблемой, так как стресс оказывает огромное влияние на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья сотрудника.


Такой интерес к стрессу в профессиональной среде обусловлен тем, что его отрицательные последствия помимо влияния на психическое и физическое здоровье работника оказывают влияние на организационную среду и эффективность функционирования организации в целом, а также на производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей.

Профессиональный стресс является многоплановым феноменом, совокупностью физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на непростую профессиональную ситуацию.

Психологическая особенность стресса находится в зависимости как от весьма сильного внешнего воздействия на индивида, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Вследствие этого трудовая деятельность, и определенная производственная ситуация, способны стать причиной появления стресса у индивида. Настоящая причина появления стрессового состояния зачастую скрывается в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений. Мировоззрение, установки, стереотипы восприятия, потребности, мотивы и цели – все это может влиять на появление стресса у человека.

Стрессоры представляют собой разнообразные экстремальные воздействия, которые вызывают неприятные функциональные состояния – стрессы.

Условия современной жизнедеятельности стали стрессогенными. На данный момент в мире пребывает большое количество людей, которые находятся в тревожном или напряженном состоянии, они чем-то озабочены, куда-то спешат. Этим людям надо принимать решения, от которых будет зависеть их жизнь и благосостояние. Они подвержены большому количеству новой информации, которую не успевают усваивать.

Люди попадают в жизненный водоворот и теряются в нем, болезненно реагируют на пустяки, пребывают в утомленном состоянии. Все это отнимает много сил, которые потом тяжело восстанавливаются.

Ниже представлены основные стрессоры, которые оказывают воздействие на индивида в профессиональной деятельности.

Физические стрессоры: в них входят производственная вибрация, шум, загрязненная атмосфера и прочее. Чтобы уменьшить такое воздействие на человеческий организм, следует ограничить рабочее время сотрудника в такой атмосфере, точно регламентировать режим занятости и режим покоя и т. п.

Физиологические стрессоры: большое влияние на человека оказывает его график работы. Сменный график, отсутствие режимов занятости и отдыха, неправильный режим питания – способны вызывать у человека сильный стресс. Таким стрессорам нередко подвергаются врачи, руководители среднего и высшего звена и др.


Социально-психологические стрессоры: вбирают в себя ряд конфликтов, способных возникнуть в профессиональной деятельности (межличностные конфликты, мотивационные, ролевые, ролевая неопределенность), перегрузку или недогрузку сотрудников, неотлаженность информационных потоков, большую ответственную деятельность, недостаток времени и т. п.

Структурно-организационные стрессоры – чаще всего возникают из-за неграмотно построенной структуры компании, неправильного распределения должностных обязанностей, возложения непомерной ответственности на работников или, наоборот, нежелания таковых за что-либо нести ответственность, ошибочного распределения ресурсов, неграмотного делегирования и т. д.

Однако, ключевой стрессор, который вызывает дистрессовое состояние – это выдвижение на первый план стремления заработать большие деньги, при этом меньше трудиться. У человека должен быть интерес к своей профессиональной деятельности, в противном случае негативных последствий не избежать.

Ганс Селье говорит: «Необходимо по меньшей мере «находиться на дружеской ноге» со своей профессиональной деятельностью, а в наилучшем случае желательно подыскать себе «игровую профессию», наиболее желанную, полезную и созидательную. Такая профессия будет самой лучшей отдушиной, предохранительным клапаном для самовыражения.

Избыточно сильное и долгое влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности может явиться причиной появления состояния эмоционального выгорания[2].

Эмоциональное выгорание (от англ. burnout – выгорание, сгорание) является выработанным личностью механизмом психологической защиты, принимаемым форму полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие влияния.

Профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к исчерпыванию эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работника. Профессиональное выгорание появляется из-за того, что у человека внутри накапливаются отрицательные эмоции, и он не находят «разрядки» от них.

По мере того как обостряются влияния профессиональных стрессов, иссякают моральные и физические силы работника, он постепенно теряет свою энергичность, возникают проблемы со здоровьем.

Истощение является причиной уменьшения взаимодействия с людьми вокруг, что ведет к обостренному переживанию одиночества. У «сгоревших» работников понижается мотивация труда, появляется безразличное состояние к трудовой деятельности, понижается качество и производительность труда[3].


1.2 Технология управления стрессом

Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной этого является множество факторов окружающей среды: скверная экология, жест-кий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, условия работы и многое другое. Стресс не обходит никого, в том числе и менеджеров.

По данным опроса службы исследований Head Hunter, который был проведен среди 2669 сотрудников российских компаний, было выявлено, что среди менеджеров 73% опрошенных испытывают стресс на работе. Основными причинами, вызывающими стресс, были названы: слишком большой объем работы, несоблюдение сроков, слишком быстрый темп работы и ссоры с коллегами[4]. Результаты отображены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследований HeadHunter об уровне стресса в различных профессиях

По результатам исследований HeadHunter, которые отражены на рисунке 2, видно, что более половины менеджеров испытывают стресс на регулярной или на периодической основе, что свидетельствует об актуальности темы[5].

Рисунок 2 – Результаты исследований HeadHunter об уровне стресса в работе менеджеров

Впервые «Синдром менеджера» зарегистрирован в 80-е года XX века в США. Он появился у Яппи. Яппи – молодые, амбициозные люди, единственной ценностью которых являлась работа. Через некоторое время американские врачи установили у Яппи вспышку странной эпидемии, симптомами которой были непонятная усталость, депрессия, ослабление иммунитета. Это привело к тому, что в прошлом успешные, активные, деловые люди начинали ненавидеть свою работу. У них появился «Синдром

менеджера»[6].

Таким образом, «Синдром менеджера» определяется как особая форма неврастении с явно выраженными вегетативными нарушениями, которая развивается вследствие выполнения работы, связанной с высокой ответственностью, конфликтными ситуациями и сильным эмоциональным напряжением.

Впервые термин «стресс» в науку ввел в 1936 г. физиолог Ганс Селье. По классическому определению Г. Селье, стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное требование, то есть напряжение организма, направленное на проявление к возросшим требованиям[7]. Н. Ризви определяет стресс как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Оба этих определения определяют стресс как нечто негативное.