Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенный обзор исследований показывает, что деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервно-психическим и физическим напряжением, изобилует специфичными стресс-

факторами и различными реакциями, зависящими от индивидуальной резистентности к стрессу.

Программы профилактики данных состояний и укрепления профессионального здоровья должны включать комплекс разных мер:

- мероприятия организационного плана (аттестация рабочих мест по условиям труда, рационализация режимов труда, регламентация рабочего дня по видам деятельности, рационализация делопроизводства, эргономика рабочего места);

- лечебно - профилактические мероприятия (систематические профилактические осмотры, своевременные лечебные и профилактические мероприятия в условиях санаторно-курортных учреждений, рекомендации по рациональному питанию и здоровому образу жизни);

- мероприятия социально-психологического характера (благоприятный «психологический климат», психологическая поддержка).

Такие рекомендации существуют, но не используются, поэтому настоятельным требованием времени является принятие специальных норм и правил системы мер первичной профилактики, а также мер контроля и ответственности за их соблюдением.

В практику предприятий необходимо ввести работу службы психологической поддержки, назначение которой обеспечить социально-психологическое сопровождение на предприятиях и решение таких задач как:

- изучение факторов напряженности трудового процесса, включая социальный климат на предприятии;

- консультирование руководителей предприятия в области совершенствования организации трудового процесса;

- определение рациональных режимов труда и отдыха для конкретных категорий руководителей;

- обучение работников методам снятия психоэмоционального напряжения;

- формирование группы риска, разработка и осуществление на практике программы психологической поддержки лиц из групп риска.

Глава 2. Разработка рекомендаций по развитию стрессоустойчивости менеджеров


2.1 Теоретическое обоснование модели формирования стрессоустойчивости у менеджеров

Любая осмысленная деятельность человека имеет цели. Большинство исследователей считают, что в основе целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития системы. Эти закономерности — источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели отражают требования закономерностей, происходящих в системе процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее человеческая деятельность. Кроме закономерностей, важными целеформирующими факторами являются потребности, интересы и реальные возможности системы или любого из образующих ее компонентов[17].

Наиболее разработанным в настоящее время методом целеполагания является система процедур формирования «древа целей». Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели с учетом правил:

  1. формулировка целей должна описывать желаемые результаты, но не действия, необходимые для их достижения;
  2. формулировка генеральной цели должна давать описание конечного результата;
  3. содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;
  4. на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;
  5. декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений[18].

На рисунке 3 представлено «Дерево целей» по формированию стрессоустойчивости у менеджеров.

Рисунок 3 - «Дерево целей» по формированию стрессоустойчивости менеджеров

Цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать программу психологического формирования стрессоустойчивости менеджеров, направленную на профилактику конфликтов в профессиональной деятельности.

Задачи формирующего эксперимента:

  • выявить менеджеров, нуждающихся в дополнительных знаниях по формированию стрессоустойчивости;
  • выявить менеджеров с высоким уровнем конфликтности;
  • разработать и реализовать программу психологического формирования стрессоустойчивости менеджеров;
  • создать условия, способствующие развитию стрессоустойчивости менеджеров;
  • осуществить оказание консультативной и информационно- просветительской помощи менеджерам, а также обеспечить методическим материалом по проблеме стрессоустойчивости личности;

- провести мониторинг эффективности реализации программы.

Содержание программы определяют следующие принципы.

    1. Системности - деятельность осуществляется в единстве и во взаимосвязи компонентов психолого-педагогического процесса.
    2. Единства диагностики и формирующих воздействий - на основании проведенной диагностики строятся цели и задачи формирующей

деятельности.

    1. Культуросообразности - на основе общечеловеческих норм и ценностей.
    2. Деятельностный принцип - предполагает получение знаний и навыков путем участия в непосредственной деятельности.

Поэтапное содержание работы.

      1. Подготовительный этап - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме; подбор методик диагностики уровня стрессоустойчивости и конфликтоности; изучение уже существующих программ формирования стрессустойчивости.
      2. Диагностический этап - выявление менеджеров, нуждающихся в помощи специалиста; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей менеджеров; определение зоны ближайшего развития и его резервных возможностей;
      3. Деятельностный этап - организация и проведение занятий с менеджерами с обеспечением условий для формирования стрессоустойчивости; индивидуальное консультирование менеджеров по проблеме стрессоустойчивости;
      4. Оценочный этап - анализ успешности работы по формированию стрессоустойчивости менеджеров.

Критериями оценки результативности реализации программы послужат достоверно значимые, положительные сдвиги в соотношении результатов первичной и повторной (по окончании реализации программы) диагностики по 3 методикам.

Для определения критериев оценки результативности реализации программы сопоставим показатели уровня стрессоустойчивости личности, по методике «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

2.2 Психологические рекомендации менеджерам по формированию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности

У большинства менеджеров проблема нехватки времени является основной причиной нарастающего беспокойства. Стоит предложить следующие несложные приемы, которые помогут избежать стресс:


1. Записать недельные задачи, планы, дела и цели и совместить их с расписанием занятий.

2. Расставить приоритеты заданий в соответствии с их важностью.

3. Планировать ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.

4. Исключить все дела, которые не являются необходимыми в повседневной деятельности. Отправить их в конец списка.

5. Делегировать полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что управленец все должен делать сам. Посмотреть внимательно на свой план и решить, что поручить кому-либо другому.

6. Закончить одно задание, прежде чем приняться за другое. Установить приоритет каждого задания и прекратить откладывать дела на завтра.

7. Научиться говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить «нет» - самый лучший.

8. Резервировать время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда меньше придется беспокоиться о том, чтобы все успеть.

9. Контролировать процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.

Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс. Ведь стресс есть не столько результат напряженной работы и негативных событий, сколько результат ощущения того, что жизнь слишком сложна и не поддается контролю.

Стресс связан практически с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Идея о том, чтобы научиться преобразовывать нечто негативное во что-то позитивное, является своего рода кульминацией умения контролировать стресс. Попадая в ту или иную ситуацию, мы начинаем контролировать ее, превращаем в волнующий и ценный жизненный опыт и автоматически начинаем считать, что именно эта ситуация заставляет нас демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более успешной и полноценней.

Для воплощения в жизнь этих рекомендаций необходимо делать следующее.

Во-первых, отвлекаться. Можно предотвратить стресс или ослабить его влияние путем отвлечения от стрессовой ситуации. Когда приходится о чем-то думать, тогда объекту мыслей отдается значительная часть энергии. Если думаете очень много и с «надрывом», то это может привести к настоящей психической травме. Поэтому очень важно учиться отвлекаться.

Во-вторых, снижать значимость события. Ведь истинной причиной стресса, как правило, являются не события и не люди, а отношение к происходящему.


В-третьих, действовать. Стресс является источником очень сильной энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин, вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Энергия стресса буквально захлестывает человека. Каждый день эта энергия, неуловимая и неукротимая, причиняет многочисленные разрушения вокруг и внутри. Но важно понимать, что сама по себе энергия нейтральна. Та же самая энергия, которая разрушает, может и созидать. Подавлять ее бесполезно. Для этого потребуется энергия еще большей силы. Поэтому стоит не подавлять, а действовать.

Заняться чем угодно. Можно, например, побить подушку, яростно отколотить матрац бейсбольной битой, написать грубое письмо обидчику (но не отправлять его), заняться активным спортом, или направлять разрушающую энергию на приведение в порядок своего рабочего места. Важно, что эти простые упражнения работают.

В-четвертых, расслабиться. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Поэтому необходимо овладеть системой расслабления. В умении расслабляться во многом заключается секрет успешной борьбы со стрессом. Нет более эффективного способа борьбы со стрессом, чем расслабление. Ведь организм не может одновременно напрягаться и расслабляться. Качественному расслаблению можно научиться.

Необходимо привести несколько правил поведения, являющиеся антистрессовыми:

1. Встать утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, можно избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.

2. Не полагаться на свою память. Завести ежедневник.

3. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планировать наперед и все успевать сегодня.

4. Ослабить стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Необходимо быть более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.

5. Считать свои удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить раздражение.

6. Стараться иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.

7. Во время работы периодически вставать и потягиваться, не сидеть весь день, скрючившись, в одном и том же положении.