Файл: Управление поведением людей в конфликтных ситуациях.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
В психологии конфликт определяется как связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей.
Таким образом, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения[36].
Причинами ролевых конфликтов в организациях могут быть следующие[37]:
- недостаточная, слабая ролевая подготовка;
- неудовлетворенность существующим статусом (например, работник считает, что он достоин более высокой должности);
- неприятные моменты, сопутствую выполнению работником своей роли (монотонная, нервная, грязная работа);
- предъявление противоречивых требований к результатам работы, что вызывает неопределенность ролевых ожиданий;
- двойственность при выполнении социальных ролей (или двойные стандарты деятельности);
- завышенность предъявляемых требований с точки зрения работника;
- несовместимость ролевых требований с потребностями, установками и ценностями работника[38].
В самом общем виде конфликты, возникающие в организации, могут быть вызваны следующими тремя группами причин, обусловленных[39]:
- трудовым процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. симпатиями и антипатиями; культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя и т. д.;
- личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Основу конфликтных ситуаций на предприятии составляет столкновение интересов, мнений, целей, различных представлений о способе их достижения. Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от определенных факторов[40].
Конфликт на предприятии – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка; это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива[41]. Такое рассогласование происходит:
1) когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;
2) когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы и неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций или непродуманное распре деление должностных обязанностей может привести к конфликту;
3) когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора нормирования оценки, контроля.
Конфликты, несмотря на свою специфику и разнообразие, развиваются по определенной схеме и имеют в целом общие стадии развития[42]:
- потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм;
- перехода потенциального конфликта в реальный (или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов);
- конфликтных действий;
- снятия или разрешения конфликта.
Рис 1. Схема развития конфликта
По оценке С.С. Фролова общей чертой всех организационных конфликтов является реальная или мнимая блокада потребностей (или препятствие удовлетворению потребностей) отдельного члена организации или социальной группы[43]. Если блокада потребностей осознана членами организации или социальной группы и произошла идентификация источника блокады потребностей (например, члены группы осознали, что их значимые потребности блокированы представителями администрации), то далее следует реакция на блокаду, которая может быть двух типов – отступление или агрессия.
Особенности поведения личности в конфликте, как указывалось ранее, определяются множеством детерминант. Одной из наиболее существенных является склонность личности к конфликтным ситуациям и его отношения с окружающими. В связи с рассмотрением данного аспекта поведения личности в конфликте, следует рассмотреть теорию Шейнова В. П. о «конфликтных личностях». Исследователь указывает на то, что большинство конфликтов возникает именно из – за субъективного восприятия человеком конфликта, что, в конечном итоге, и определяет его поведение в таком конфликте[44].
Социологи в структуре конфликтов обычно выделяют:
1) участников конфликта;
2) конфликтную ситуацию как базу конфликта;
З) поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;
4) границы конфликта.
Основные участники конфликта — противодействующие стороны (оппоненты, противники). Это те участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные действия друг против друга. Они как бы составляют стержень конфликта. Если одна из сторон по какой-либо причине «выходит из игры», конфликт прекращается. Кроме непосредственных участников конфликта, существуют и другие участники, которые играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, и субъектов которые не преследуют собственных интересов и не влияют на исход противоборства как, например, люди, случайно втянутые в конфликт, толпа. Ими манипулируют другие для достижения своих целей[45].
Исследователь выделяет типы личности, которые имеют ряд особенностей при поведении в конфликте. К таким типам следует отнести: «демонстративные» личности, «ригидные», «неуправляемые», «сверхточные», «рационалисты», «безвольные». Данные типы определяют поведение человека в конфликте и определяют предпосылки возникновения конфликта для каждого из типов[46].
Для «демонстративных» личностей характерно постоянное стремление находится в центре внимания, и пользоваться успехом. Однако, когда не всегда удается заслужить такое внимание, такие личности склонны пойти на конфликт. Дух противоречия, который характерен для таких личностей, практически всегда выступает причиной конфликта. Дальнейшее поведение такого человека в конфликте зависит от реакции окружающих на противоречивые идеи такого человека. Если окружающие обращают внимание на выраженное такой личностью противоречия, и она добивается внимания к себе, то конфликт погашается, так как конечная цель достигнута. Большей длительностью и нарастанием конфликтных ситуаций характеризуется отсутствие реакции на критику такой личности, что может привести к внутриличностному конфликту[47].
«Ригидные» личности принадлежат к той группе людей, у которых завышена самооценка, присутствует честолюбие, нежелание мириться с мнением окружающих. Как правило, для таких людей характерно и такое качество, как зазнайство. Зазнайство является неприятным проявлением повышенной самооценки человека о себе. Проявляя его, человек старается повысить свой статус, и тем самым понизить статус собеседника, что влечет за собой неприятие такого человека, как собеседника, и выступает в роли первичного конфликтогена. Зазнайство воспринимается, как негативное проявление повышенной самооценки, и собеседником оно воспринимается, как явное ее завышение, что вызывает с одной стороны неприятие, а со второй стороны, еще более принижает статус в глазах оппонента[48].
Поведение такой личности в конфликте характеризуется с одной стороны поддерживанием своей точки зрения и игнорированием другой, а с другой отдалением от других людей. Через некоторый промежуток времени мнение ригидной личности приходит в противоречие с изменяющейся обстановкой и вызывает дальнейшее продолжение конфликта[49].
Поведение в конфликте такого человека отличается бесцеремонностью, иногда переходящей в грубость. Наиболее негативным проявлением и дальнейшим поведением такого человека в конфликте может стать хамство, которое не только снижает авторитет человека, но и влечет за собой его негативную оценку, является хамство. Это чувство разъединяет людей, как в личных отношениях, так и в деловой среде. Хамство противопоставляется нормам общения, и сопровождается несдержанностью, проявлением негативных эмоций в сторону собеседника. Такое направление неблагоприятных посылов в сторону собеседника выступает в роли конфликтогена, который вызывает негативное восприятие человека, влечет за собой неадекватную оценку его, как профессионала, делового человека, снижает его авторитет[50].
Следующим типом личности следует назвать «неуправляемых» личностей. По своему характеру они отличаются импульсивность, непродуманностью, предсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. В конфликте такое поведение сопровождается некоторой агрессивностью, частными вспышками старых конфликтных ситуаций. Однако, продолжительность такого конфликта, как правило, незначительна, и он прекращается с самим порывом, вызвавшим конфликт[51].
Тип «сверхточных» характеризуется добросовестностью, скрупулезностью. Такие люди подходят детально к решению любого вопроса и как правило, доводят его до конца. Однако, у таких людей повышенные требования к отношениям и к другим людям и поэтому несоответствие человека требованиям такой личности зачастую является причиной конфликта. Поведение такой личности в конфликте характеризуется чрезмерной тревожностью, подозрительностью. В конфликте такой человек принимает близко по отношению к себе любое слово оппонента и помнит его вплоть до погашения конфликта. Несмотря на то, что явный конфликт может погашаться достаточно быстро, такая личность может запоминать обиды и вспоминать их в других ситуациях. Однако, в самом конфликте такие личности сдержаны и не позволяют унизить свое достоинство, хотя их оппонент может подвергаться уничижительному отношению и другими методами, которые не принесут ущерба такому человеку. Как правило конфликт с таким человеком протекает в более скрытой форме, в форме «холодной войны»[52].
Для «рационалистов» характерна расчетливость, и стремление достичь личных интересов. Такие личности готовы пойти на компромисс только в том случае, когда это выгодно для них. Они даже на конфликт идут только в том случае, когда в этом есть какой либо смысл, и стремление достичь желаемых результатов. Такой человек может долго быть пассивным в конфликте, а когда появится «подходящий момент» они проявляют всю ловкость и изобретательность. Как правило, агрессия в своей прямой форме у таких людей не проявляется и они достигают желаемого другими методами, более спокойными, но более изощренными[53].
«Безвольные» личности характеризуются отсутствием инициативы, отсутствием стремления идти наперекор всем. В конфликте такие личности ведут себя пассивно, и могут легко отказаться от своих убеждений. В связи с этим, конфликт может быть быстро погашен. Например, под воздействием авторитетного лица (начальства и др.) такой человек легко отказывается от своих претензий и прекращает конфликт.
Рассмотрев типы личностей, определенные исследователем Шейновым В. П. следует отметить, что в данном случае приведена достаточно объективная оценка влияния субъективного восприятия человеком действительности, окружающих, его личных стремлений. Однако спрогнозировать поведение конкретной личности по данной системе можно только в том случае, если мы имеем дело с «чистым» типом человека. Например, «безвольным», и другим типом, который не смешан с другими. Однако, в реальной жизни таких типов очень мало, и человек в разных ситуациях может вести себя по разному, поэтому и его поведения в конфликте будет различным[54].
Рассматривая особенности поведения личности в конфликте, следует отметить, что во многом поведение личности в конфликте определяется и такими факторами, как личностные особенности. Многие психологи определяют зависимость поведения личности в конфликте от типа темперамента. Поэтому, необходимо проанализировать поведение личности в конфликте от типа темперамента. Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств.