Файл: Влияние эмоций человека на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание к таблицам 2-9: * - показатели, значимые на 0,05% уровне; ** - показатели, значимые на 0,01% уровне.

Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что статистически значимая взаимосвязь между исследуемыми параметрами отсутствует, что говорит о том, что первая эмпирическая гипотеза не подтверждается [14].

Для проверки второй эмпирической гипотезы, в которой я предположила, что студенты, характеризующиеся высокими показателями интроспекции и системной рефлексии будут характеризоваться более высокими показателями стрессоустойчивости, чем студенты с низкими показателями по данному параметру, был проведен расчет коэффициента корреляции r-Спирмена показателей методики «Опросник психологической устойчивости к стрессу» Е. В. Распопина и Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева. Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты расчета коэффициента корреляции r-Спирмена при установлении взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и показателей рефлексивности в выборке испытуемых

Признаки, коррелируемые со стрессоустойчивостью

r крит. (0,05%)

r крит. (0,01%)

r (эмпир.)

Системная рефлексия

0,25

0,33

0,16

Интроспекция

-0,62**

Квазирефлексия

-0,29**

Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что эмпирическая гипотеза не подтверждается, так как корреляция по показателю «Системная рефлексия», хоть и является положительной, но имеет значение меньше критического для данного количества испытуемых [16]. В то же время, представляет интерес выявленные нами обратные статистически значимые корреляции с показателями «интроспекция» и «квазирефлексия», что позволяет сформулировать вывод о том, что чем меньшим является уровень проявления непродуктивных типов рефлексии (интроспекции и псевдорефлексии), тем выше ее уровень стрессоустойчивости [5]. Полученные результаты можно пояснить тем, что интроспекция – это качество, связанное со склонностью личности сосредотачиваться на собственном состоянии, собственных переживаниях, что может выступать как дополнительный источник внутреннего стресса; квазирефлексия – рефлексия мнимая [19].

Для проверки третьей эмпирической гипотезы о том, что стрессоустойчивость личности прямо пропорционально связана как с уровнем эмоционального интеллекта в целом, так и такими его показателями как управление своими эмоциями, самомотивация и умение распознавать эмоции других людей, мной был проведен расчет коэффициента корреляции r-Спирмена показателей методики «Опросник психологической устойчивости к стрессу» Е. В. Распопина и «Методика определения уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла. Результаты расчетов представлены в таблице 4.


Таблица 4

Результаты расчета коэффициента корреляции r-Спирмена при установлении взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и показателей эмоционального интеллекта в выборке испытуемых

Признаки, коррелируемые со стрессоустойчивостью

r крит. (0,05%)

r крит. (0,01%)

r (эмпир.)

«Эмоциональная осведомленность»

0,25

0,33

0,15

«Управление своими эмоциями»

0,33**

«Самомотивация»

0,15

«Эмпатия»

0,04

«Распознавание эмоций других людей»

0,31*

Интегративный эмоциональный интеллект

0,27*

Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 4, демонстрируют, что по ряду шкал, таких как «Управление своими эмоциями», «Распознавание эмоций других людей», «Интегративный эмоциональный интеллект» существует статистически значимая положительная корреляционная связь, которая, однако, достоверна только на 0,05% уровне [18]. В то же время, статистически значимой взаимосвязи между показателем стрессоустойчивости личности и ее самомотивации, не наблюдается. Это свидетельствует о частичном подтверждении гипотезы и необходимости проведения серии дополнительных исследований для установления характера выявленных взаимосвязей [16].

Для проверки последней эмпирической гипотезы о том, что стрессоустойчивость личности прямо пропорционально связана с общим уровнем эмоционального интеллекта личности, а также с такими его показателями как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, контроль экспрессии, был проведен расчет коэффициента корреляции r-Спирмена показателей методики «Опросник психологической устойчивости к стрессу» Е. В. Распопина и «Тест эмоционального интеллекта» Люсина. Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты расчета коэффициента корреляции r-Спирмена при установлении взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и показателей эмоционального интеллекта в выборке испытуемых

Признаки, коррелируемые со стрессоустойчивостью

r крит. (0,05%)

r крит. (0,01%)

r (эмпир.)

Понимание чужих эмоций

0,25

0,33

0,27*

Управление чужими эмоциями

0,39**

Понимание собственных эмоций

0,25*

Управление собственными эмоциями

0,34**

Контроль экспрессии

0,46**

Межличностный эмоциональный интеллект

0,36**

Внутриличностный эмоциональный интеллект

0,47**

Понимание эмоций

0,29*

Управление эмоциями

0,54**

Общий эмоциональный интеллект

0,47**


Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 5, свидетельствуют о том, что существует прямая статистически значимая взаимосвязь уровня стрессоустойчивости личности со всеми компонентами эмоционального интеллекта, выделенными в данной методике. В то же время, по таким шкалам как «Управление собственными эмоциями», «Управление чужими эмоциями», «Контроль экспрессии», «Межличностный эмоциональный интеллект», «Управление эмоциями», «Общий эмоциональный интеллект» были получены более высокие по статистической значимости показатели корреляции, что говорит о большей выраженности взаимосвязи данных показателей со стрессоустойчивостью [11]. Таким образом, на основании проведенного математико-статистического анализа можно сделать вывод о том, что четвертая эмпирическая гипотеза полностью подтверждена.

Для проверки пятой эмпирической гипотезы о том, что существуют различия в проявлении таких качеств как рефлексивность и эмоциональный интеллект в группах студентов с высокими и низкими показателями стрессоустойчивости мной было проведено разделение испытуемых в выборке исследования на группы в зависимости от уровня стрессоустойчивости (высокие и низкие показатели). По результатам диагностики уровня стрессоустойчивости в группу с низкой стрессоустойчивости были включены 29 испытуемых, в группу с высокими показателями стрессоустойчивости – 31 испытуемый [6].

Для проверки взаимосвязи стрессоустойчивости с уровнем рефлексивности мной была проведена математико-статистическая обработка полученных данных и выполнен расчет U – критерия Манна-Уитни, который позволяет оценить различия в двух независимых выборках. Результаты расчета представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты расчета U – критерия Манна – Уитни при установлении различий в проявлении рефлексивности в выборках с высокой и низкой стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости

U крит. (0,05%)

U крит. (0,01%)

U (эмпир.)

Рефлексивность (по Карпову)

127

105

131

Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что статистически значимые различия между исследуемыми нами параметрами отсутствуют [22].

На следующем этапе мной был проведен расчет U – критерия Манна – Уитни для выявления различий в группах с высокой и низкой стрессоустойчивостью и проявлениями рефлективности студентов, диагностируемой по методике Опросник «Дифференциальный тип рефлексии» Д. А. Леонтьева. Результаты расчетов представлены в таблице 7.


Таблица 7

Результаты расчета коэффициента корреляции r-Спирмена при установлении взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и показателей рефлексивности в выборке испытуемых

Уровень стрессоустойчивости

U крит. (0,05%)

U крит. (0,01%)

U (эмпир.)

Системная рефлексия

127

105

145

Интроспекция

95

Квазирефлексия

98

Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 7, демонстрируют наличие статистически значимых различий между такими показателями как интроспекция и квазирефлексия в группах с высоким и низким уровнем стрессоустойчивости, что говорит о том, что высокий уровень стрессоустойчивости личности может обуславливаться низким развитием у нее именно этих качеств. Примечательно, что эти данные также соответствуют данным, полученным мной в ходе корреляционного анализа, что перекликается с выдвинутой ранее гипотезой о характере взаимосвязи данных параметров [11].

Для проверки различий таких показателей эмоционального интеллекта как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия и умение распознавать эмоции других людей, был проведен расчет U – критерия Манна – Уитни данных «методики определения уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла. В группах с различным уровнем стрессоустойчивости. Результаты расчетов представлены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты расчета U – критерия Манна – Уитни при установлении различий в проявлении эмоционального интеллекта в выборках с высокой и низкой стрессоустойчивостью испытуемых

Уровень стрессоустойчивости

U.крит. (0,05%)

U.крит. (0,01%)

U (эмпир.)

«Эмоциональная осведомленность»

127

105

134

«Управление своими эмоциями»

86**

«Самомотивация»

145

«Эмпатия»

149

«Распознавание эмоций других людей»

82**

Интегративный эмоциональный интеллект

75**

Источник: составлено автором

Результаты, представленные в таблице 8, демонстрируют, что по ряду шкал, таких как «Управление своими эмоциями», «Распознавание эмоций других людей», «Интегративный эмоциональный интеллект» существуют статистически значимые различия в выраженности признаков в выборках с высокой и низкой стрессоустойчивостью, что говорит о различиях в проявлении данных показателей в исследуемых группах [17].


Для проверки значимости различий в проявлении эмоционального интеллекта, а также таких его показателей как как понимание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект, контроль экспрессии, был проведен расчет U – критерия Манна – Уитни с данными методики «Тест эмоционального интеллекта» Люсина. Результаты расчетов представлены в таблице 9.

Таблица 9

Результаты расчета показателей U – критерия Манна – Уитни при установлении различий в проявлении эмоционального интеллекта в выборках с высокой и низкой стрессоустойчивостью испытуемых

Уровень стрессоустойчивости

U крит. (0,05%)

U крит. (0,01%)

U (эмпир.)

Понимание чужих эмоций

127

105

94**

Управление чужими эмоциями

85**

Понимание собственных эмоций

99**

Управление собственными эмоциями

90**

Контроль экспрессии

72**

Межличностный эмоциональный интеллект

87**

Внутриличностный эмоциональный интеллект

0,47**

Понимание эмоций

91**

Управление эмоциями

0,54**

Общий эмоциональный интеллект

0,47**

Источник: составлено автором

Согласно результатам, представленным в таблице 9, существуют статистически значимые различия в выборках испытуемых с различным уровнем стрессоустойчивости по всем исследуемым шкалам, что говорит о том, что уровень стрессоустойчивости личности действительно обуславливается развитием у нее такой характеристики как эмоциональный интеллект [20].

На основании проведенного исследования нами были разработаны рекомендации по сопровождению студентов с низкой стрессоустойчивостью и рекомендации по развитию эмоционального интеллекта и рефлексивности.

Для сопровождения студентов с низким уровнем стрессоустойчивости целесообразным является проведение специально организованной профилактической работы, направленной на урегулирование способности личности к управлению своими психическими состояниями, улучшение навыков межличностного взаимодействия. Для проведения такой работы предлагается проект тренинговой программы «Противодействие стрессу» [14].