Файл: Влияние эмоций человека на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Цель программы – практическое обучение студентов навыкам эффективной саморегуляции стрессовых состояний [20].
Задачи программы:
1. Активизировать процесс самопознания, способствовать формирования желания к познанию себя, своих личностных особенностей.
2. Обучение разнообразным техникам экспресс – регуляции стрессовых состояний.
3. Повышение уровня самооценки, формирование позитивного отношения к себе и к своим возможностям.
4. Развитие навыков произвольного контроля над своими действиями.
Предполагаемые результаты:
- у участников сформировано желание познавать свой внутренний мир, анализировать свои действия и поведение:
- участники владеют основными теоретическими представлениями об эмоциональных состояниях, их роли в жизни человека;
- участники осознают причинно – следственные связи, наблюдающиеся в своем поведении и в поведении других людей;
- участники обладают практическими навыками произвольного контроля над своими действиями.
- у участников сформирован адекватный уровень самооценки, позитивное отношение к себе и к своим возможностям [13].
Целевая аудитория программы - студенты вечернего отделения, психологического факультета, как мужского, так и женского пола, количество участников тренинга – до 12 человек [17].
В тренинговую программу включены наиболее известные методы саморегуляции стрессовых состояний, такие как самораскрытие, самоубеждение, самовнушение, дыхательные упражнения, медитативные упражнения, упражнения на релаксацию [21]. Данные виды саморегуляции описаны как наиболее действенные в работах современных исследователей (таблица 10).
Таблица 10
Тематический план программы
№ п/п |
Темы занятий |
Длительность занятия |
11 |
Знакомство и включение участников в работу тренинга. Формирование целей работы, желаемых результатов. |
1 час |
22 |
Эмоции и их значение в жизни человека |
1 час |
33 |
Освоение способов саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц |
1 час |
44 |
Повышение самооценки и уверенности педагогов в своих возможностях, обучение их приемам самовнушения. Подведение итогов работы группы |
1 час |
Источник: составлено автором
На основании проведенного теоретического анализа была составлена памятка для студентов по развитию эмоционального интеллекта и рефлексивности [19].
Первый шаг развития EQ – это осознание своих эмоций и нахождение «пусковых кнопок», запускающих эти эмоции. Как только вы выявили свои собственные «кнопки», запускающие негативные эмоции, можно искать способы реагировать по-другому. Важно сосредоточится и ответить на вопрос: «Что я сейчас чувствую?» При этом нужно отмечать именно эмоцию (радость, гнев, страх, печаль), а не физическое состояние (устал, голова болит). Целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время [8].
Вторым шагом – наблюдение за эмоциональными состояниями окружающих людей и развитие навыка по вербальным и невербальным признакам определять, какую эмоцию чувствует собеседник. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен» [11].
Третий шаг – управление своими эмоциями. Единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве – это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить на совсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется, «накопилось»), либо отразятся на нашем физическом состоянии (например, начнет болеть голова). Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Существуют и другие методы управления эмоциями, которые можно нарабатывать в рамках тренингов. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация - описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной [9].
Четвертый шаг – управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей. Методы также могут быть различны, можно проговаривать чувства собеседника: «По-моему, вы чем-то расстроены», использовать невербальные средства (позы, жесты, интонации).
Вывод:
Проведенное эмпирическое исследование позволило частично подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости студентов и уровнем проявления у них эмоционального интеллекта и рефлексивности. Исходя из полученных данных и результатов их математико-статистического анализа, можно сформулировать следующие выводы:
- Общий уровень рефлексивности личности не оказывает влияния на ее уровень стрессоустойчивости.
- Высокий уровень интроспекции и квазирефлексии в структуре рефлексивности личности обуславливает снижение ее уровня стрессоустойчивости. Полученные результаты можно пояснить тем, что интроспекция – это качество, связанное со склонностью личности сосредотачиваться на собственном состоянии, собственных переживаниях, что может выступать как дополнительный источник внутреннего стресса; квазирефлексия – рефлексия мнимая. Таким образом, в ходе анализа по данному параметру был получен результат, на первый взгляд, противоположный выдвинутой мною гипотезе, однако отрицательные взаимосвязи с непродуктивными типами рефлексии косвенно её подтверждают.
- Стрессоустойчивость личности прямо пропорционально связана как с уровнем эмоционального интеллекта в целом, так и такими его показателями как управление своими эмоциями, и умение распознавать эмоции других людей, однако, данная взаимосвязь характеризируется не очень высоким уровнем достоверности, что говорит о необходимости проведения дополнительных исследований в данном русле.
- Стрессоустойчивость человека прямо пропорциональна общему уровню эмоционального интеллекта человека, а также таким показателям, как понимание своих эмоций и эмоций других людей, управление эмоциями своих и других людей, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект и контроль выражения.
- Существуют различия в проявлении эмоционального интеллекта и рефлексивности личности в зависимости от уровня ее стрессоустойчивости, в частности, лицам с высокой стрессоустойчивостью свойственный более высокий уровень эмоционального интеллекта и более низкий уровень рефлексии, в то время как для студентов с более низкой стрессоустойчивостью характерно проявление более низких показателей эмоционального интеллекта при повышенном уровне рефлексивности.
Таким образом, в ходе проведенного исследования была полностью реализованы поставленные задачи, гипотеза подтверждена и достигнута цель исследования.
Заключение
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач. Для достижения данной цели были решенным следующие основные задачи:
- рассмотрено понятие и виды эмоций, влияние на образовательный процесс;
- изучено влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач;
- составлена программа исследования;
- проанализированы результаты исследования.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие выводы:
Эмоции - класс психологических явлений, который выполняет важные функции в жизнедеятельности человека. Используя понятие эмоционально-чувственного развития, мы учитывали, что термин «эмоция» употребляется в двух разных значениях. Первое из них - в широком толковании - обозначает всю сферу переживаний человека, а второе - в узком смысле - ситуативный проявление этих переживаний. Чувство мы рассматриваем как разновидность эмоций в широком толковании со специфическими признаками. Они устойчивым психическим явлением, присущим личности и определенным ее отношением к тем или иным сторонам действительности. Эмоцию (в узком толковании) мы рассматриваем как ситуативный проявление переживания. Из таких соображений следует неразрывное единство эмоций и чувств, дает основания рассматривать их как целостную эмоционально-чувственную сферу личности.
Проведенное исследование позволило частично подтвердить выдвинутую гипотезу и охарактеризовать особенности проявления стрессоустойчивости в группе студентов в сочетании с такими качествами, как эмоциональный интеллект и рефлексивность. На основании исследования, мы можем сделать следующие выводы.
1. Общий уровень рефлексивности личности не влияет на уровень стрессоустойчивости.
2. Высокий уровень самоанализа и квазиотражения в структуре рефлексивности личности обуславливает снижение ее уровня стрессоустойчивости.
3. Стрессоустойчивость человека прямо пропорциональна как уровню эмоционального интеллекта в целом, так и таким показателям, как управление своими эмоциями и способность распознавать эмоции других людей.
4. Стрессоустойчивость человека прямо пропорциональна общему уровню эмоционального интеллекта человека, а также таким показателям, как понимание своих эмоций и эмоций других, управление эмоциями своих и других, межличностный и внутриличностный эмоциональный интеллект и выражение контроль.
5. Существуют различия в проявлении эмоционального интеллекта и рефлексивности человека в зависимости от уровня стрессоустойчивости, в частности, люди с повышенной стрессоустойчивостью имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта и более низкий уровень рефлексии, в то время как учащиеся с более низкой стрессоустойчивостью характеризуется более низкими показателями эмоционального интеллекта с повышенным уровнем рефлексивности.
Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности их использования в консультативно-тренировочной работе, направленной на повышение стрессоустойчивости личности, предотвращение негативных психологических проявлений и эмоционального выгорания в студенческих группах.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Список использованных источников
- Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Логос, 2016. - 306 c.
- Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
- Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
- Гуревич, П.С. Политическая психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 565 c.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.
- Деркач, А.А. Политическая психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2016. - 591 c.
- Егидес, А.П. Психология конфликта: Учебное пособие / А.П. Егидес. - М.: МФПУ Университет, 2017. - 320 c.
- Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 471 c.
- Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2016. - 182 c.
- Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
- Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник. - М.: Проспект, 2018. - 464 c.
- Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
- Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
- Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2016. - 496 c.
- Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 c.
- Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
- Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
- Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
- Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 543 c.
- Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c.
- Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
- Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 381 c.
- Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c.
- Шестопал, Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 342 c.