Файл: Влияние эмоций человека на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной работы: «Влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества одной из наиболее важных задач выступает обеспечение качества жизни, формирование в процессе развития индивида активной, здоровой, успешной личности. Однако, полноценная реализация этого задания является невозможной без организации целенаправленных усилий по развитию у человека таких индивидуально-психологических качеств, которые бы обеспечивали его положительную адаптацию в социальной среде. Одним из таких качеств в структуре психики личности выступает стрессоустойчивость, которая в теоретических источниках понимается, как способность индивида противостоять влиянию внутренних и внешних стрессовых факторов.

Человек не только познает мир в процессах восприятия, воображения и мышления, но вместе с тем, так или иначе, относится к определенным фактам жизни. Различные реакции психики на объект или ситуацию связываются с возникновением эмоций. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в настоящее время своего отношения к любой ситуации, в другие людям, к самому себе. Кроме того, в более широком понятии «эмоция» рассматривается как целостная реакция личности, включает не только психический компонент, но и специфические изменения в организме, сопутствующие данному переживанию.

Эмоции — это переживания человека, сопровождающие его поведение, характеризующие отношение ко всему, что его окружает, к своей личности.

Эмоции являются стимулом к действию, побуждают нас к принятию решения. Эмоции играют важную роль в жизни и формировании личности. В наших эмоциях отражены наши потребности и интересы, оказываются воля и характер.

Целью данной работы является изучение влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач. При этом можно выделить следующие основные задачи:

- рассмотреть понятие и виды эмоций, влияние на образовательный процесс;

- изучить влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач;

- составить программу исследования;

- проанализировать результаты исследования.

Объектом данного исследования выступают студенты. Предметом - влияние эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач.

В работе использовались общенаучные методы, такие как анализ, синтез.


В качестве источников использовалась научная и учебная литература по теме исследования, в том числе труды таких авторов как: А.К. Болотова, О.Н. Молчанова И.Б. Котова, О.С. Канаркевич и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты изучения влияния эмоций на выполнение компьютеризированных профессиональных задач

1.1. Понятие и виды эмоций, влияние на образовательный процесс

Эмоциональная область человека представляет собой непростое переплетение компонентов, которые вместе дают возможность переживать всё совершающееся с ним и вокруг него [2].

Состоит она из ключевых элементов:

- Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое формирует состояние организма. Как раз оно сообщает организму о том, в какой степени удовлетворены его нынешние потребности, в какой степени ему на данный момент комфортно.

Если попробовать прислушаться к себе, то можно дать оценку собственному эмоциональному тону.

- Эмоции – это субъективные переживания, которые касаются событий и ситуаций, являющихся для человека значимыми.

- Чувство – это эмоциональное устойчивое отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и возникают в ходе взаимодействия с окружающими [5].

Эмоциональное состояние отличается от чувства слабой ориентированностью на объект, а от эмоции – значительной устойчивостью и длительностью. Оно всегда запускается установленными эмоциями и чувствами, но при этом как бы само по себе.

Эмоции определяются тремя элементами:

- осознаваемым или переживаемым в психике ощущением эмоции;

- процессами, которые происходят в нервной, дыхательной, эндокринной, пищеварительной и прочих системах организма;

- видимыми выразительными эмоциональными комплексами на лице [3].

Эмоции в меньшей или в большей мере регулируют жизнь каждого из нас. Как правило, за ними признцают четыре ключевые функции:


- Мотивационно-регулирующая, которая призвана побуждать к действию, регулировать и направлять. Часто эмоции абсолютно подавляют мышление в регуляции поведения человека [1].

- Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Как раз эмоции сообщают нам о физическом и психическом состоянии человека и могут помочь избирать при общении с ним верную линию поведения.

Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.

- Сигнальная дает возможность сообщать о собственных потребностях окружающим при поддержке эмоционально-выразительных движений, мимики, жестов и т.д.

- Защитная проявляется в том, что эмоциональная моментальная реакция человека способна в определенных вариантах спасти его от опасностей.

Эмоции, как правило, бывают, сопряжены с текущим моментом и являются естественной реакцией человека на изменение его текущего состояния.

Среди них Деркач, А.А. выделяются несколько основных [6]:

- Радость – интенсивное переживание удовлетворенности собственной ситуацией и состоянием;

- Страх – защитная реакция организма в случае угрозы его благополучию и здоровью;

- Волнение – высокая возбудимость, которая вызвана как позитивным, так и негативным переживанием, принимает участие в развитии готовности человека к значительному событию и возбуждает его нервную систему;

- Интерес – врожденная эмоция, подстегивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;

- Удивление – переживание, которое отражает противоречие между уже существующим опытом и новым [9].

- Обида – переживание, которое связано с проявлением по отношению к человеку несправедливости;

- Злость, гнев, ярость – негативно окрашенные аффекты, которые обращены против несправедливости;

- Смущение – переживание за впечатление, которое было произведено на окружающих;

- Жалость – всплеск эмоций, появляющийся, когда страдания другого человека принимаются как свои собственные.

Познавательные процессы, которые разворачиваются в процессе обучения, практически всегда сопровождаются позитивными и негативными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве важных детерминант, определяющих его успешность [8].

Это объясняется тем, что чувства и эмоциональные состояния могут проявлять энергизирующее и регулирующее воздействие как на ход восприятия, мышления, памяти, воображения, так и на личностные проявления (потребности, интересы, мотивы и др.).

В каждом процессе познания можно выделить эмоциональную составляющую.


Эмоциональные реакции и состояния существенно воздействуют на ход познания. Они могут или снижать, или повышать эффективность процессов познания. Потому так важно применять в ходе обучения эмоции.

Познавательная деятельность несколько притормаживает эмоциональное возбуждение, придавая ему избирательность и направленность [5].

Позитивные эмоции фиксируют и эмоционально окрашивают особо результативные и успешные действия, которые появляются в процессе выполнения задач обучения.

Выделяют следующие особенности воздействия эмоциональной области на ход и результаты обучения [10]:

- эмоциональное состояние оказывает влияние на общее соматическое состояние организма, как педагога, так и учащегося (негативные эмоции могут переживаться в форме «Мне плохо», «Я плохо себя чувствую», от особо сильных эмоций человека может «бросать в жар» или же «бить озноб» и т.д.);

- сильные эмоции (как «‒». так «+») характеризуют функционирование отдельных систем и органов, могут вызывать ощущения в разных органах, понижение или повышение давления и т.д.

- эмоции воздействуют на скорость и качество протекания познавательных процессов внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения (любые сильные эмоции содействуют запоминанию, чрезмерно сильные эмоции тормозят запоминание, вызывают «вытеснение» информации, позитивные эмоции увеличивают сообразительность, активизируют творческое мышление, активизируют переработку информации. негативные эмоции «притупляют» внимание и т.д.) [6];

- эмоции влияют на мотивацию к выполнению деятельности (желание учиться у учащегося, желание работать у преподавателя);

- эмоции определяют отношение субъектов процесса образования друг к другу.

В психологической литературе представлены различные классификации эмоций, поскольку они имеют различные формы выявление и интенсивности, единой их классификации не существует.

По определению словаря системы психологических понятий Крысько В.Г., под термином «эмоции» понимают особую, ранее других сложившуюся в филогенезе психики и такую, что продолжает формироваться в онтогенезе, форму психического отражения, присущую не только человеку, но и животным, которая проявляется как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях; она является отражением не самых феноменов, а их объективных отношений с потребностями организма [9, с. 170].

Марцинковская Т.Д. рассматривает такие понятия как эмоции, чувства, эмоциональное состояние как взаимозаменяемые и почти тождественны, они «выражают состояние субъекта и его отношение к объекту» [12, с. 153].


Одним из первых эмоциональные явления как психологический феномен рассматривала Болотова А.К.. Он выделял две группы феноменов: группу физиологических феноменов и группу феноменов психологических, которые он называл состояниями [2].

О том, что эмоции следует рассматривать как состояния, отмечал Деркач А.А.: «…ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, потому что в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически раскрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни» [6].

Даже те авторы, – продолжает Деркач А.А., – которые не считают нужным выделять психические состояния в качестве особой психологической категории, все-таки пользуются этим понятием, когда речь идет об эмоции или чувства» [6, с. 103]. Эмоции, как писал Деркач А.А., «прежде всего, являются психическими состояниями» [6].

Эмоции и состояния неразрывно связаны. Они имеют интегративные функции и обеспечивают реагирования человека как целостности (в ее духовной, психической и телесной единства) на текущей ситуации, на все воздействия, направленные на нее. Любое состояние включает в себя определенные эмоции как неотъемлемую составляющую.

Эмоциональные состояния представляют собой целый класс явлений, который охватывает как примитивные влечения, так и сложные формы эмоциональной жизни.

Сама «психология состояний »и психология эмоциональных состояний остается на сегодняшний день недостаточно освещенной как в специальной научной, так и в учебной литературе. Преимущественно исследования отечественных, а также зарубежных ученых-психологов посвящены проблемам отдельных эмоциональных состояний, психических состояний и эмоциям.

Понимание эмоционального реагирования как состояния, имеет принципиальное значение, по мнению Дарвиш О.Б., оно дает возможность точнее понять суть эмоции, ее функциональное значение для организма [5, с. 52]. Роль эмоционального компонента в управлении поведением человека очень важна. Почти все исследователи эмоциональной сферы отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с удовольствием (Бордовская, Н.В. [3], Дарвиш О.Б. [5] и другие).

Возникновение эмоциональных состояний, по мнению П. К Анохина, непосредственно связано с внутренними процессами, которые лежат в основе формирования эмоций.