Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, классификация
1.1 Понятие категории «гарантии прав и свобод человека и гражданина»
1.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, содержание
2.1 Понятие и классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
2.2 Содержание общих конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина
Глава 3. Актуальные проблемы гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Практика реализации гарантии прав и свобод граждан на примере Красноярского края
В целом, можно выделить следующие способы самозащиты:
1. Право участвовать в управлении делами государства. Рассматриваемое право осуществлять в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами является участие в референдуме, а также реализация права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Только гражданам принадлежит инициатива проведения референдума. При выборах обеспечиваются выдвижение кандидатов непосредственно избирателями, возможность самовыдвижения, свободное проведение предвыборной агитации; установленные законом формы участие в формировании избирательных комиссий, в подсчёте голосов.
2. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
3. Важным правом является закрепления за каждым, право на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Это право даёт гражданам возможность использовать, в указанных целях, различные формы совместной организованной, общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Вступление в члены объединения осуществляется на добровольной основе, в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
4. Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством, является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование[10, с. 77-81].
Право обращаться в средства массовой информации.
Обжалование действий должностных лиц; каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом. Пересмотр приговора – необходимая гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен уголовно-процессуальным кодексом.
Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. предоставил гражданам возможность приобретения определённых видов оружия (охотничьё оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности, в пределах необходимой обороны крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооружённого или группового нападения). Обо всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определёнными условиями обставлено и право на приобретение оружия[8, с. 45-47].
За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости.
Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется нормами Конституции России, федеральных конституционных законов и федеральных законов, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих областях взаимоотношения органов публичной власти индивидами, о6язанностити соответствующих органон и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц[9, с. 107] .
Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:
— законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;
— административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;
— специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента России за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства страны, федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти субъектов Федерации; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;
— прокурорский надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления[19, с. 198-221].
Международная защита прав и свобод. Международная защита прав и свобод представляет собой возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).
Действующие универсальные и региональные международно-правовые акты можно разделить на четыре группы, отражающие определенные стандарты:
- договоры, закрепляющие сотрудничество государств в сфере установления базовых - основных прав и свобод ( Пакты о правах человека 1966г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.);
- договоры, касающиеся сотрудничества государств в борьбе с массовыми нарушениями прав человека (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и др.);
- договоры о сотрудничестве в области защиты отдельных прав человека (регламентация вопросов трудовых отношении в конвенциях МОТ и др.);
- договоры, регулирующие сотрудничество по защите прав отдельных категорий индивидов (Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.) [6, с. 134-137].
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.
Комитеты ООН. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты[11, с. 89-91].
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека[14, с. 87].
Европейский Суд по правам человека. Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Потерпевшему от нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение» [23, с. 109].
Выводы по 2 главе:
Таким образом, нами были рассмотрены права и свободы человека и гражданина, дана характеристика содержанию прав и свобод человека и гражданина. На сегодняшний день Россия является правовым государством, в котором права и свободы человека и гражданина провозглашены Конституцией как основа государства. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции РФ и находятся под ее защитой.
Глава 3. Актуальные проблемы гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Практика реализации гарантии прав и свобод граждан на примере Красноярского края
Практика по реализации прав и свобод граждан в Красноярском крае, была рассмотрена нами на данных, предоставленных Уполномоченным по правам человека в Красноярском крае за 2018 год.
Данный доклад пготовлен во исполнение статьи 20 Уставного Закона Красноярского края «Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае».
В докладе приводятся статистические данные по обращениям в адрес Уполномоченного, анализируются проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека на территории Красноярского края за период с 1 января по 31 декабря 2018 года, приводится информация о рассмотрении Уполномоченным индивидуальных и коллективных жалоб и обращений, о его действиях, предпринятых для восстановления нарушенных прав и свобод граждан и заявителей без гражданства, а также предложения по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и административных процедур.
Цель доклада – привлечение внимания всех ветвей государственной власти и органов местного самоуправления, депутатского корпуса, судейского сообщества, правоохранительных структур, институтов гражданского общества к проблемам соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории края.
Одним из самых распространенных способов защиты человеком своих прав является направление жалоб и обращений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, депутатам и в другие институты гражданского общества. В этом списке находится и Уполномоченный по правам человека.
Основным источником информации о фактах нарушения прав человека для Уполномоченного остаются личные обращения граждан, которые с достаточно высокой точностью позволяют оценить ситуацию с соблюдением прав человека не только на всей территории края, но и в конкретном городе или районе.
Обращения поступают в адрес Уполномоченного посредством писем и личных устных обращений, а также заполнением специальной формы на сайте Уполномоченного. С каждым из обращений работниками аппарата Уполномоченного проводится кропотливая работа, много времени также уделяется прямому юридическому и организационному консультированию о правах заявителя и возможных путях решения его проблемы.
Статистические данные, показывают изменения количества и тематики обращений, откуда поступили жалобы и куда направлены запросы, а также закономерности в области нарушений прав жителей края.
Общее количество жалоб, поступивших в аппарат Уполномоченного в 2018 г., по сравнению с 2017 г. хоть и незначительно, но уменьшилось – на 32 обращения, или на 1,52 % (табл. 1). Значительно увеличилось число устных обращений (+66), но за счет существенного уменьшения письменных жалоб (–98), сократилось и общее количество.
Количество коллективных обращений уменьшилось на 3, однако при этом количество подписавшихся возросло (+152).
Таблица 1 - Общее количество обращений к Уполномоченному за 2018 год по сравнению с 2017 годом
Вид |
2017 год |
2018 год |
Динамика |
Динамика |
|||
обращений |
количества |
в % |
|||||
Письменные |
1 629 |
1 531 |
–98 |
–6,20 % |
|||
Устные |
478 |
544 |
+ 66 |
+ 13,81 % |
|||
Всего |
2 107 |
2 075 |
–32 |
–1,52 % |
|||
В том числе кол- |
54 (с 1 961 |
51 (с 2 113 |
–3 (+152) |
–5,56 % |
|||
лективные |
подписью) |
подписями) |
|||||
Всего за 16 лет, начиная с 2002 года, в аппарат Уполномоченного поступило 31 727 жалоб, или 1 983 обращения в среднем за год (рис. 1).
На рис. 1 хорошо видно, что, начиная с 2011 и вплоть до 2015 года, количество жалоб, адресованных Уполномоченному, ежегодно уменьшалось. Однако 2016 год показал их значительный прирост, а в 2017 количество обращений изменилось незначительно и остается примерно на таком же уровне.