Файл: ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день государство, не являясь наблюдателем за экономикой страны со стороны, занимается активной разработкой и проведением своей экономической политики, строящейся на принципах свободного предпринимательства в сочетании со свободным рынком.

Осуществляя эти действия, государством используются всевозможные рычаги воздействия на экономику. К числу таких рычагов относятся, в частности, налоговая и таможенная политика, всевозможные займы и субсидии производителям частного характера. В то же время осуществляется контроль за производством, который существует в стране, немаловажную роль играет контроль за ценами и качеством продаваемой продукции, в первую очередь, продуктов питания, лекарственных средств и др[26]. В значительном количестве стран государство выступает в качестве крупнейшего предпринимателя, чему способствует открытие всевозможных акционерных обществ, которые являются предприятиями государства. Такие предприятия сосредоточивают в своих руках основную часть капитала страны.

Осуществляется также регулирование и в сфере внешнеэкономической деятельности. Здесь применяется использование различных заградительных пошлин, установление монополии государства на всю торговлю внешней направленности, в частности, на торговлю отдельными товарами, к числу которых относятся винная и табачная монополия, существует также использование заказов промышленного и сельскохозяйственного характера для государственных нужд.

Помимо косвенного воздействия, выраженного в различных экономических рычагах, существуют и более жесткие способы, к примеру, прямые предписания. Задача государства здесь заключается в установлении определенных законов и принудительном обеспечении их исполнения[27].

Необходимо отметить, что в периоды различных экономических кризисов вмешательство государства в сферу экономики значительно увеличивается.

Следующая функция, выделяемая в зависимости от объекта воздействия – социальная функция государства.

Эта функция достаточно тесно связана с экономической, которая была рассмотрена в предыдущем параграфе; более того, она в значительной мере зависит от линии государства, которую ту ведет в экономической сфере.

Социальная функция государства проявляется в отношении его к части общества, по различным причинам нуждающееся в поддержке со стороны государства.

В качестве социального государства выступает такое государство, чья политика направлена на создание определенных условий, способствующих обеспечению достойной жизни человека и его свободного развития.


Огромное место в этой области занимают вопросы проведения политики государственного характера в области образования, науки, культуры граждан, их здоровья. В этой сфере осуществляется государственная финансовая поддержка различных учреждений, в число которых входят образовательные, воспитательные, научные, культурные и др.

На сегодняшний день осуществляется поддержка развития таких сфер жизни, как культура, наука и образование. С этой целью государством также финансируются фундаментальные исследования, сохранение всевозможных историко-культурных памятников и др.

В рамках осуществления рассматриваемой функции финансируются также программы охраны и укрепления здоровья населения федерального уровня, принимаются всевозможные меры, связанные с развитием систем здравоохранения на всех уровнях деятельности, что, несомненно, способствует укреплению здоровья населения, осуществляется развитие физической культуры и спорта, экологического и санитарно- эпидемиологического благополучия[28].

Таким образом, социальная функция государства является достаточно многообразной по своему содержанию и достаточно масштабной по объему деятельности государства. В качестве главного назначения этой функции выступает устранение или, по крайней мере, смягчение социальной напряженности в обществе, а также выравнивание социального положения людей, развитие здравоохранения, образования и культуры[29].

В последнее время в число основных выдвинулась функция охраны природы, или экологическая функция. Для производства на современном этапе характерны не очень экологичные способы его осуществления, что, несомненно, в значительной мере отражается на человеке и его здоровье. Этот фактор побуждает государство активно заниматься деятельностью в данной сфере.

Развитие научно-технической революции, а также ее последствий для населения, на сегодняшний день является объективным фактором, который вызывает необходимость в данной функции, реализации ее государством.

Интенсивное использование ресурсов природного характера, применение всевозможных современных технологий значительно нарушают баланс, существующий в естественной среде, постепенно ведет к самым негативным последствиям в экологических системах, изменяются условия жизни, происходит постоянное загрязнение воздуха и водных источников. Все это создает угрозу всему растительному и животному миру[30].


Основное содержание рассматриваемой функции заключается в государственном управлении и координации деятельности в сфере охраны среды, окружающей человека, в регулировании природопользования, обеспечении экологической безопасности, оздоровлении и улучшении качества окружающей среды. Посредством законодательства государством устанавливается правовой режим природопользования.

В основе рассматриваемой функции сегодня лежит ряд принципов, в числе которых:

- богатства природного характера подлежат государственной охране, что осуществляется вне зависимости от вовлечения их в хозяйственный оборот;

- использование природных ресурсов должно осуществляться на рациональной основе, а также соответствовать требованиям развития государства;

- при этом, требуется неукоснительное соблюдение законодательства в сфере природоохраны; в случае же его несоблюдения к нарушителю применяются достаточно строгие меры ответственности[31].

Помимо вышеперечисленных функций государства выделяется функция обеспечения народовластия.

В политической сфере на сегодняшний день действует система институтов политического характера, а также различных учреждений государственного уровня, посредством которых могут быть осуществлены функции народовластия[32].

Здесь нужно назвать представительные органы, которые выбираются непосредственно народом, и от его имени уполномочены осуществлять государственную власть. К этому же числу относятся органы местного самоуправления, и, что не менее важно, непосредственное осуществление населением своей власти при помощи проведения референдума.

Выборные представительные органы осуществляют руководство как обществом, так и государством, выполняя, таким образом, функцию власти публичного характера.

Содержание рассматриваемой функции выражается в реализации волеизъявления населения государства в форме правотворчества; в обеспечении государственного суверенитета; а также в официальном представительстве общества и защите конституционного строя.

Называется также функция налогообложения.

Обусловлена указанная функция тем, что бюджет государства полностью состоит из всевозможных налогов, сборов, различных пошлин и других платежей обязательного характера.

На законодательном уровне регламентируются права налогоплательщиков и налоговых органов, их обязанности, а также устанавливается определенная ответственность, следующая за нарушениями. Четко определенным является порядок установления различных налогов и иных платежей, и их отмены, перечисляются объекты налогообложения, называются льготы в этой области, а также осуществляется непосредственный контроль за взиманием всех денежных средств, проверяется правильность их исчисления, полнота и своевременность уплаты[33].


Для осуществления этой функции в государствах создаются вооруженные силы, выступающие в качестве необходимого института для защиты от нападений соседних государств.

Ход исторических событий показывает, что иногда рассматриваемая функция из дела только государства превращается в дело всего народа. Кроме того, для осуществления данной функции граждане обязаны нести военную службу в соответствии с законодательством.

Содержание функции обороны заключается в обеспечении суверенитета государства, защите его территории, границ и всего населения в целом от посягательств внешнего характера, а также в обеспечении общественного порядка и состояния безопасности всех граждан.

Основную часть функции обороны выполняют вооруженные организации государства, к числу которых относятся службы внешней разведки, осуществляющие сбор информации о потенциальных военных действиях; служба безопасности, деятельность которой направлена на защиту государственной безопасности; полиция, выступающая в качестве гаранта порядка общественного характера.

Достаточно тесно с функцией обороны связана еще одна внешняя функция государства – функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

В ходе исторических событий можно пронаблюдать самую настоящую историю почти непрекращающихся войн. Богатства, принадлежащие одним государствам, всегда привлекало внимание других. В связи с этим более сильные государства постоянно старались завоевать те, которые являлись более слабыми. Слабые же, напротив, как правило, ведут оборонительную политику.

Отдельно называется функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка.

В последнее время для осуществления названной функции посредством совместных усилий различных государств ведется борьба с терроризмом и преступностью, имеющая международный характер. особое внимание обращается, в частности, на предотвращение распространения веществ наркотического содержания.

Осуществлению функции, деятельность которой направлена на обеспечение мира и поддержания мирового порядка, в значительной мере способствует осуществление следующей функции, имеющей внешний фактор, такой функцией является функция сотрудничества государств.

В настоящее время сотрудничество на международном уровне происходит в различных сферах деятельности, в числе которых выступают экономика, экология, культура, наука, здравоохранение и иные.

Осуществление указанной функции заложено в интересах любого государства. Конституции многих стран в своих положениях подчеркивают идеи дружбы и плодотворного сотрудничества во всех сферах со всеми странами.


На сегодняшний день развитие некоторых государств во многом определено процессом интеграции, происходящим в хозяйственной жизни, в сфере политики и культуры.

Функция сотрудничества и взаимопомощи между странами выражает основные интересы различных государств. Для продолжения, развития и регулирования такого сотрудничества создаются всевозможные организации, направляющие свою деятельность на улучшение жизни общества в области экономики, политики и культуры. В числе таких организаций могут быть названы ООН, Варшавский договор, СЭВ, НАТО и др.

Кроме всех вышеперечисленных функций государства внешней направленности, в литературе отдельно называется такая функция, как интеграция в мировую экономику[34].

Осуществление данной функции возможно лишь при условии отсутствия напряженности между государствами и перехода их к рыночным отношениям.

Содержание рассматриваемой функции заключается в признание экономической взаимозависимости различных государств. Как и ряд других функций, функция интеграции в экономику способствует установлению отношений стабильного характера, которые складываются между государствами. Право на проведение внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день принадлежит всем предприятиям и организациям вне зависимости от их формы собственности. Любое из них способно в свободной форме определять своих контрагентов, которые расположены в других государствах.

Также называется функция, действие которой направлено на поддержку иностранных инвестиций. Указанная функция очень тесно связана с рассмотренной ранее, и, по сути, конкретизирует ее. В частности, достаточно подробно регулируются условия и порядок деятельности предприятий государств, связанных с иностранными инвестициями. При этом государства предоставляют таким предприятиям те же права, которыми обладают национальные предприниматели, а также на них возлагаются те же обязанности; также зачастую предусматриваются различные льготы предприятиям, которые ведут свою деятельность в наиболее приоритетных отраслях экономической направленности.

Внешние функции, обозначенные в этой главе, имеют не менее важное значение для государств, чем функции внутренние. Они также в значительной мере способствуют развитию различных стран. Функции государств являются достаточно многоплановыми. При этом осуществление всех перечисленных функций не является равномерным, в зависимости от ситуации, складывающейся на том или ином этапе развития, на первый план могут выходить одни функции, при этом ряд других будет находиться в тени, и наоборот.