Файл: ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема разграничения правовых и неправовых форм осуществления функций государства приобретает актуальность тогда, когда при рассмотрении государства в качестве системы (института) организации общественных отношений возникает вопрос о том, каким способом осуществляется такая организация, посредством чего она достигается. А она достигается, с одной стороны, за счет использования государством находящихся в его распоряжении властных ресурсов, а с другой стороны, за счет осуществления правового регулирования общественных отношений.

Принимая во внимание изложенное, можно утверждать, что любым государством его функции осуществляются либо правовыми, либо неправовыми способами. Именно это обстоятельство дает основание для различения правовых и неправовых форм реализации функций государства.

У современного государства невозможно обнаружить функции, для которых правовая их реализация была бы единственно возможной, и функции, которые могут осуществляться исключительно в неправовых формах.

Проблема разграничения правовых и неправовых функций государства возникает тогда, когда ставится вопрос о закономерностях функционирования данной организации в ее неразрывной связи, взаимной обусловленности с системой права. В свою очередь, обозначенный вопрос оказывается актуальным в ситуации, когда возникает потребность отграничения функциональных характеристик, относящихся к государству, рассматриваемому в правовой плоскости, в рамках правовой теории, от тех функциональных особенностей, которые характеризуют государство в политическом аспекте и значимы для политической теории.

Значимость разграничения правовых и неправовых форм осуществления функций государства определяется не только тем, что оно позволяет отграничить характеристики государства, носящие правовой характер и значимые для правовой теории, от тех его свойств, которые не являются предметом правовой теории и значимы для политической теории. Она подтверждается, по крайней мере, еще несколькими обстоятельствами:

- различение правовых и неправовых форм осуществления функций открывает для правовой теории новый путь в исследовании специфики современного государства и его функционирования;

- дифференциация правовых и неправовых форм реализации функций государства важна для понимания природы различных проблем, возникающих в деятельности современного государства, причин неэффективной реализации отдельных функций, ее последствий, а также путей и способов устранения обнаруживаемых недостатков.


Следовательно, функции государства присуще особые формы ее реализации - правовые и неправовые, обусловленные применением специфических методов управления.

Таким образом, в работе будут рассматриваться функции не в качестве самой деятельности, осуществляемой государством, а в качестве лишь тех ее направлений, в рамках которых непосредственно эта деятельность и осуществляется в целях реализации целей и задач, стоящих перед государством.

    1. Признаки функций государства

Выделяются несколько основных признаков функций, которые их характеризуют.

В качестве первого признака функций государства выступает тот факт, что это не любое направление его деятельности, а то, которое является основным, главным, то есть, при отсутствии которого на конкретном историческом этапе государство обойтись не сможет. Это должна быть четко сложившаяся деятельность предметного характера, существующая в какой-либо сфере общественной жизни[11]: экономической, политической, социальной, духовной и др.

В функциях государства в той или иной мере выражена его сущность, хотя, как отмечалось ранее, сущность государства и его функции нельзя полностью отождествлять[12].

В процессе выполнения государством его функций, им решаются задачи, непосредственно связанные с управлением обществом[13], в связи с чем деятельность его приобретает практическую направленность, существуя не только в теории, но и в реально существующей жизни.

Реализация той или иной функции государства осуществляется в определенных формах с применением особых, характерных для государственной власти, методов[14]. Чаще всего в качестве таковых выступают правовые формы и властно-принудительные методы.

Необходимо в то же время отметить, что функции государства ни в коем случае нельзя отождествлять с направлением деятельности конкретных государственных органов. Это связано с тем, что функции, выполняемые государством, охватывают своим понятием всю его деятельность целиком, в то время как функции его отдельных органов являются более локализованными и конкретными.

    1. Классификация функций государства


Основания для классификации функций государства существуют самые разнообразные. В литературе можно чаще всего встретить классификацию функций в зависимости от объекта воздействия; по продолжительности их действия; по значимости социального характера; в зависимости от правовых форм существования; в зависимости от территориального масштаба.

В зависимости от объекта воздействия функции государства подразделяются на внутренние и внешние[15]. Внутренние функции, при этом, связываются с реализацией тех задач, которые государство осуществляет внутри себя. Внешние же функции, напротив, связываются с реализацией задач, которые ставятся на межгосударственном уровне, то есть там, где государство является субъектом отношений международно-правового характера.

По продолжительности времени действия функции могут быть подразделены на функции постоянные и временные[16]. Постоянные функции осуществляются государством совершенно на всех этапах его развития. К числу постоянных функций может быть отнесена, например, экономическая функция. Временные же функции, в свою очередь, характеризуются сравнительной непродолжительностью своего существования, что связано с теми задачами, которое государство решает на различных этапах своего развития. В качестве временной функции можно привести в пример названную Комаровым С.А. функцию подавления сопротивления эксплуататорских классов, которые были свергнуты в процессе смены государственного строя во время революции[17]. Постепенно эта функция отмирает за своей ненадобностью, сливаясь с функцией охраны существующего правопорядка в стране.

В зависимости от социальной значимости могут быть выделены основные функции государства и неосновные[18]. Основными функциями называются направления деятельности государства, являющиеся наиболее важными, те, которые охватывают собой целый ряд направлений однородного характера. В качестве же неосновных функций государства выступают более узкие направления, в которых оно осуществляет свою деятельность. Неосновные функции входят в состав основных, представляя собой элемент их внутренней структуры.

Могут быть названы функции общие и отдельные[19]. Общими, при этом, называются функции, выполняемые всеми органами государства в процессе взаимодействия; отдельными являются функции, характерные для конкретных органов государства. При этом, отдельные функции подчинены общим, выступая в качестве средств их реализации.


Функции государства могут быть разделены на основании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную[20]. Деятельность государства в процессе осуществления своих задач осуществляется посредством правотворчества, исполнительно-распорядительной деятельности и правоохраны. На основании этого и функции, присущие государству, могут быть подразделены на функции законодательные, управленческие и судебные.

В классификации, которая была рассмотрена последней, можно также выделить особую функцию, информационную[21]. Указанная функция в полной мере характеризует деятельность, осуществляемую четвертой власть государства – средствами массовой информации. Эта функция является достаточно специфической, поскольку именно ею проводится информированность, а иногда и манипулирование сознанием общества.

Функции государства могут быть классифицированы в зависимости от территориального масштаба, в рамках которого они находят свою реализацию[22]. В федеративном государстве, таким образом, можно выделить функции, выполняемые всей федерацией в целом, и функции отдельно субъектов этой федерации. Унитарное государство осуществляет свои функции на всей территории, разделяясь лишь на административно-территориальные образования. Функции конфедерации реализуются на территориях различных участников союза.

В зависимости от сфер общественной жизни функции можно подразделить на экономические, политические, социальные и духовные.[23]

Все вышеперечисленные классификации функций государства являются основными, но далеко не единственными. Поскольку функций, осуществляемых государством, огромное множество, то и классификаций существует достаточно много. В связи с развитием общественных отношений, соответственно, растет количество функций государства, в результате чего могут появляться все новые и новые классификации.

ГЛАВА 2. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Как было указано в предыдущем параграфе, внутренние функции связаны с реализацией тех задач, которые государство осуществляет внутри своей территории.

Одной из внутренних функций является функция охраны правопорядка. Под этой функцией подразумевается охрана прав и свобод, которые принадлежат гражданам государства. Осуществляется эта функция посредством издания различных законов, которые содержат перечень всевозможных нарушений и одновременно определяют меры ответственности за такие нарушения. Такими законами определяется также порядок расследования дел, непосредственно связанных с нарушениями, а также их рассмотрения. Таким образом, в процессе реализации функции охраны правопорядка определяется компетенция правоохранительных органов, которые призваны вести с этими нарушениями борьбу.


Реализация функции охраны правопорядка осуществляется, в основной своей массе, правоохранительными органами, однако, нужно отметить, что в той или иной мере ее реализуют и все остальные органы государственной власти, то есть, государство в целом[24].

Законодательство страны выступает в качестве проводника государства при осуществлении рассматриваемой функции, это средство проведения политики государственного характера. Нарушение этого законодательства, а, соответственно, и правопорядка в целом, неизменно ведет к подрыву авторитета власти государства, и, как следствие, к ее полному параличу, невозможности воздействовать и, следовательно, осуществлять свои функции.

В качестве главного стимула, заставляющего государство защищать правопорядок, выступает его стремление к обеспечению суверенитета на все своей территории. При этом, защита прав граждан и их собственности является достаточно важным направлением деятельности государства в области правоохраны, поскольку оно так или иначе стремится достичь спокойствия в обществе и его стабильности[25].

Рассматриваемая функция возникает одновременно с самим государством, и, при этом, осуществляется она на всем протяжении существования этого государства.

Задача государства в этой области заключается в реальном обеспечении такого порядка в жизни общества, который будет способен отвечать требованиям принципов свободы и справедливости.

Функция охраны правопорядка выражается, в частности, во взаимодействии государственных органов различных государств в области сдерживания преступности, а также борьбы с ней на международном уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в центре функции охраны правопорядка стоит, в первую очередь, личность, а также само непосредственно государство и различные его составляющие. В связи с этим, охраняя права и интересы личности, закрепленные на законодательном уровне, государство охраняет также и интересы всего общества и государства в целом.

Вторая из наиболее важных внутренних функций государства – функция экономическая.

В процессе своего исторического существования рассматриваемая функция достаточно сильно изменилась. От концепции «государство – ночной сторож», предусматривающей полное невмешательство в экономическую сферу жизни общества, произошел переход к полному контролю над всей деятельностью хозяйственного характера и регулированию всех вопросов в области экономики, что являло собой тоталитарные государства социалистических типов.