Файл: ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В жизни любого современного общества государство играет достаточно важную роль. На сегодняшний день оно выступает активным социальным институтом, который, так или иначе, оказывает значительное влияние на развитие мировой цивилизации.

Любое государство на различных этапах его развития имеет ряд функций. Вопрос о функциях государства выступает в качестве основополагающего в государствоведении. Именно функции определяют особенности государства, являющиеся наиболее для него характерными, и они же отличают рассматриваемое явление от других элементов, которые наполняют политическую систему общества. Таким образом, функции выражают сущность государства, его назначение социального характера. Кроме того, функции определяют структуру государства, любое же изменение его функций приведет и к изменению структуры. В вышеперечисленном и выражена актуальность выбранной темы исследования.

Объектом изучения является государство в целом и направления его деятельности.

Предметом изучения данной работы являются функции государства, понятие о них и классификация.

Цель работы – рассмотреть функции, присущие современному государству и определить их значимость.

Достижение поставленной цели невозможно без решения ряда задач. В частности необходимо:

- дать понятие функциям государства и рассмотреть цели и методы функции;

- рассмотреть признаки, свойственные функциям государства;

- исследовать классификацию функций государства;

- изучить внутренние функции государства;

- изучить внешние функции государства.

В качестве методологической основы работы выступают сравнительный и системно-структурный методы, а также используются приемы анализа и синтеза.

В процессе изучения указанной темы были использованы труды авторов, которые ранее занимались данным вопросом. В частности, к числу таковых относятся Бобылев А.И., Комаров С.А., Нагорная Т.И.

Структурно работа состоит из введения, основной части и заключения. В основную часть входят три главы, первая из которых содержит три параграфа, вторая – пять, третья – три.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА


    1. Понятие функций государства

Термин «функции» в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства.

Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением[1]. Данная позиция о понимании функций государства поддерживается большинством ученых [2].

А.В. Мелехин пишет, что функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом [3].

Под функциями государства в советском правоведении понимались основные направления его деятельности. При этом в содержание функции некоторые авторы включали средства, методы, формы и цели государственной деятельности.

Необходимо подчеркнуть деятельностный характер функционирования. Деятельностный подход может дать ясное представление о пределах действия государства, его эффективности и выборе приоритетных объектов приложения государственных усилий и, напротив, социальных сфер, где доступные государству средства воздействия оказываются малоэффективными.

Очень емко охарактеризовал функции государства А.В. Мелехин, который привел их основные, характеризующие их черты.

Во-первых, имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства, они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.


Эту мысль подтверждает Е.Е. Тонков, который пишет о внутреннем содержании функции, а именно о том, что ее составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции; цели функции; методы, формы и средства осуществления функции [4].

В свою очередь, А.М. Артемьев пишет о том, что понятие «функции государства» должно характеризовать не только непосредственную деятельность государственного механизма, но и саму активность государства в целом. Иными словами, функционирование государства - это не только его деятельность, но и влияние на общественные отношения, которое осуществляется зачастую самим фактом существования государства. Например, общеизвестно, что сама только потенциальная возможность применения государственного принуждения, угроза наказания заставляет отказываться значительную часть граждан от совершения правонарушения и посягательств на правовой порядок общества, что ведет к желаемой цели его охраны[5].

Во-вторых, по своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. Функция без предпосылки не может существовать, поскольку последняя будет являться ее внутренним наполнением, придающим ей персональный характер.

В-третьих, в функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития.

Безусловно, любая деятельность осуществляется ради получения определенного результата, иначе она перестает отвечать требованиям элементарной логики и смысла. Иначе можно сказать, что цель придает функции в ее многоаспектности конкретный смысл.

Государство может преследовать самые разные цели: классовые, общечеловеческие, национальные, расовые, групповые и т.п.; в конце концов, оно может выражать интересы даже одного лица, которому принадлежит государственная власть.[6] Но при этом существо государства не меняется - оно было, есть и будет институтом особой (суверенной, территориальной и т.д.) политической власти. И, следовательно, социальное назначение государства остается постоянным - обеспечение жизнеспособности данного общества, защита от посягательств тех, кто угрожает его существованию.

В-четвертых, функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером.


И, наконец, в-пятых, функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же при необходимости методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества[7].

Функциями государства традиционно называют основные направления его деятельности, которые обусловлены сущностью и содержанием этого государства, а также целями и задачами, которые стоят перед ним на различных этапах его развития.

Функции помогают раскрыть компетенцию государственных органов, характеризуют государство в процессе развития, в динамике. К тому же, функции государства, так или иначе, связаны с потребностями объективного характера, которые присущи обществу. Функции выражают роль государства, которую оно призвано выполнять[8].

Краснов Ю.К. отмечал двойственность природы рассматриваемого понятия. С одной стороны, отмечал он, - функции государства – это потенциальная способность такого государства к определенной деятельности, с другой же стороны, они выступают в качестве реализации этой потенциальной способности[9].

С этой точки зрения, если рассматривать функции в качестве лишь направлений деятельности государства, то речь будет идти о сохранении таких направления или их конкретных изменениях в них, при этом динамика прослеживаться не будет, то есть, нельзя будет увидеть развития той или иной функции во времени. Думается, что логичнее было бы говорить о развитии функций государства. При таком подходе функции государства фактически отождествляются с его деятельностью.

В качестве направлений деятельности необходимо понимать не саму непосредственно деятельность государства, а только те направления, в рамках которых непосредственно и осуществляется государственная деятельность.

В то же время нельзя отождествлять функции государства с его сущностным содержанием, социальным назначением. Все же функции независимы от социального назначения государства, хотя и взаимосвязаны. Применительно к этому Комаров С.А. указывает на то, что деятельность государства во многом определяется решением задач, которые перед ним стоят, достижением поставленных перед ним целей[10]. Такое утверждение видится достаточно верным и логичным.


В рамках функции не следует сливать воедино процесс деятельности государственного аппарата и объект его воздействия. Подобное чрезмерное расширение содержания функций делает неразличимым субъекта и объект управления. Понятие «функция» не должно поглощать собой в итоге всю систему общественных отношений, которая подвергается государственному регулированию и упорядочению.

Под объектом функции государства надлежит понимать те общественные отношения, которые охватываются определенным направлением деятельности государства (например, экономические, политические, социально-культурные, отношения в сфере охраны порядка, обороны и др.).

Целями же функций государства выступают результаты, которые должны быть получены в процессе их реализации.

Методы осуществления функций государства представляют собой принуждение и убеждение, стимулирование и ограничение, которые, в свою очередь, выражаются в наборе соответствующих способов воздействия - наказании, поощрении, запретах, обязывании, дозволении и т.д. Набор этих способов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.

Исключив из структуры функции государства объект и социально-классовое назначение, необходимо дополнить ее теоретическое описание таким элементом, как формы осуществления функций, к числу которых традиционно следует отнести правовые (правотворческую, правоприменительную и правоохранительную) и организационные (регламентирующую, хозяйственную, идеологическую) формы.

В качестве дополнительного ракурса изучения структуры функции государства выступает ее деление на составные части: динамическую и статическую. К статическим элементам можно отнести цели и задачи, ради достижения которых реализуются функции, а к динамической стороне - средства, способы, методы, формы и содержание государственной деятельности.

В теоретическом плане структурный анализ функции позволяет уточнить содержание конкретных функций, избежать отождествления их с отдельными структурными элементами функции (с деятельностью государства, его целями, способами воздействия).

Также в научной литературе различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

Однако не вполне можно согласиться с критерием выделения правовых форм осуществления функций государства, а также с отнесением к числу таких форм государственного контроля и государственного управления - очевидно, что в названных формах функционирования государства по самой их природе нет ничего правового.