Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста (История появления мультфильмов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Следует не показывать детям дошкольного возраста программы для взрослых, а также ограничивать просмотр мультфильмов, в которых содержатся сцены насилия, демонстрация вредных привычек. Отсутствие должного контроля может повлиять на его психическое равновесие, привести к возникновению у ребёнка отклоняющегося поведения.» [1]

Всемирная организация здравоохранения категорически запрещает до 3 лет смотреть телевизор. А с 3 лет смотреть под присмотром взрослых. Исследования показывают, что просмотр детьми раннего возраста приводит к нарушению развития мозга, блокирует развитие речи, формирует гиперактивность, отсутствие внимания. Любое экранное мелькание парализует волю ребёнка, его притягивает и со временем маленькое количество просмотров перерастает в большое. Ребёнок начинает требовать.

Но виновато не только телевидение, но и нежелание самих родителей заниматься своим ребёнком на важном этапе его жизни. Это привело к тому, что мультиндустрия выпускает развивающие мультфильмы. Якобы они научат и азбуке, и цифрам, и цветам. Хуже всего, что производители пишут на данной продукции «0+». Это означает, с рождения поглощать и впитывать информацию через телевизор. Но ребёнок не может развиваться должным образом, когда задействовано всего лишь 2 органа. Ведь для благополучного развития необходимо заиспользовать все 5 органов чувств: осязание, обоняние, зрение, слух и вкус.

Вот что писал по этому поводу Райнер Пацлаф: «В первой фазе своего развития ребёнок учится не головой, а всем телом. Он не противопоставляет себя дуалистически миру с помощью мыслящего, регистрирующего и перерабатывающего информацию разума, а вступает в связь с вещами телесно. Он «ухватывает» и «постигает» лишь то, что прежде схватил и настиг руками; он «сопоставляет», лишь научившись стоять и ходить. В этом возрасте весь опыт ещё чувственно - конкретен, «осязаем».

Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения малыша лицом к лицу с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой осязаемый опыт, необходимый для его развития, вовсе ему недоступен. Жилище родителей -это конкретное трёхмерное пространство, доступное телесному опыту ребёнка, который может оббегать и облазать все комнаты, всё ощупать и обнюхать, рассматривать и обследовать все уголки. А в пространство телеэкрана малыш войти не может, и из его опыта оно полностью выпадает. Показывают, скажем, пальмы на берегу моря или ночной город с высоты птичьего полёта, а в следующее мгновение толпу в магазине или рыбок в аквариуме - и на это время комната расширяется вокруг экрана. Взрослому легче лёгкого воспринимать два эти пространства по отдельности. Но для малыша - то есть только один мир - мир телесного опыта, и этот опыт отключается на то время, пока включён телевизор.»[2]


Психологи утверждают, что благотворно влияют на детей сказки. Приведём несколько примеров и посмотрим учат ли они ребёнка доброму, хорошему, созидающему. Русская народная сказка «Царевна - лягушка» рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Главный герой, Иван - Царевич, нашёл себе жену - лягушку. А в лягушку её превратил Кощей. Момент на царском пиру, когда Царевна - лягушка бросала в рукава недоеденную еду и потом творила чудо. А снохи, увидев это, стали повторять за ней и обрызгали всех гостей. В данную сцену вложен пример зависти, как плохого чувства, показывается, что хорошие вещи можно сделать только искренне, с открытой душой. Это учит ребёнка тому, что в жизни нужно успеть сделать что - то прекрасное, быть искренним в своих намерениях. А когда Иван пожалел диких зверей, и они помогли ему победить Кощея. Учит детей добру, что «за добро добром платят».

В конце книги добро побеждает, Кощей умирает. Зло разрушается, невзирая на то, что оно было сильным и мощным. Эпизод демонстрирует,что любой момент правды и искренности разрушает толстые цепи зла. Ребёнок запомнит этот момент и по мере взросления применит в жизни. Эта сказка о доброте, мудрости и счастье, о том, что не нужно судить о человеке по внешности, следует смотреть на его поступки, что за неприятной оболочкой может скрываться добрая и чистая душа.

К просмотру для детей рекомендуют сказку Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев». Эта сказка о девочке, которую мачеха выгнала из дома в лес, чтобы та принесла корзинку подснежников, потому что капризной королеве вздумалось зимой получить подснежники. В лесу девочка повстречала 12 месяцев, которые помогли ей. Вернувшись домой с целой корзиной подснежников, девочка не выдала тайну о месяцах. И даже не рассказала королеве. В конце сказки мачеху и дочку превратили в собак, а королева поменялась, её капризность и самолюбие сменились на мягкость и ласку. Сказка преподносит, что жадность, лень и злоба никогда к хорошему не приведут, а трудолюбие, искренность, терпение и вера в чудеса всегда получат награду за эти качества.

На основе некоторых сказок мультипликаторы создали фильмы. Они почти не отходят от оригинала и несут такую же смысловую нагрузку. Также предлагают для просмотра и чтения сказки Ганса Христиана Андерсена такие, как «Снежная королева», «Дюймовочка», «Русалочка» и др. Они демонстрируют, что нужно идти к намеченной цели, преодолевать препятствия, учат добрым поступкам, любви, мечтам. Мультфильмы «Баба-яга», «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и др. Прививают любовь к семье, учат смекалки, ценить дружбу, слушать старших, не обижать маленьких, не быть жадным.


Шикарный во всех смыслах мультфильм «Приключения кота Леопольда». Кот не применяет жестокости после проделок мышей. Он всегда на позитиве. В мультфильме много добра, прощения, жизнерадостности. Учит, что не нужно решать проблемы с помощью кулаков, ругательств, нужно быть добрее.

Современный мультсериал «Фиксики» также благотворно влияет на развитие детей. Особенно на мальчиков, которые любят что-то разобрать, посмотреть, как действуют механизмы. Было бы хорошо, если бы родители проводили некий экзамен после подобных обучающих мультиков. Полезно влияет на детей и образ семьи в целом. Семья ДимДимыча и Фиксиков всегда приходит на помощь друг другу, ребенок учится сплочённости, семейным ценностям. Он подходит для детей от 5 лет.

Возрастная категория мультсериала «Приключения Лунтика и его друзей» 3+. С одной стороны, Лунтик учит слушаться взрослых, вежливости, что хорошо, а что плохо, учит добру, взаимопомощи, взаимоподдержки, прощению. Персонажи, которые вели себя неправильно, в конце всегда извиняются. Вроде бы все хорошо и прекрасно, но психологи утверждают, что фиолетовый цвет главного героя является депрессивным.

«Фиксики» и «Приключения Лунтика и его друзей», безусловно, хороши для маленьких зрителей. С другой стороны, психологам и педагогам, которые придерживаются христианского вероисповедания, не по душе подобные мультфильмы. Первые Фиксики произошли от вкладывания души мастера в прибор. Лунтик - пришелец из космоса, который делает добрые дела. Педагоги задаются вопросами: Почему несуществующее создание учит детей чему - то доброму? В мире мало чего - то человеческого? Нужно привлекать каких - то непонятных существ?

Ещё одним популярным мультсериалом является сериал «Барбоскины». Его показывают на нескольких телеканалах. Этот сериал рассказывает о семье собак. Главные герои это: Дружок, которого интересует только спорт и компьютерные игры; Гена, интересующийся только наукой; Лиза, мечтающая стать певицей; Роза, думающая о своей внешности; добрый Малыш; Мама и Папа, которые редко попадают в кадр. Мультфильм красиво нарисован, герои реалистичны, квартира обставлена предметами. В каждой серии дети попадают в какую-то ситуацию и выпутываются из неё с помощью родителей или друг друга. Он не несёт в себе зла, учит детей помогать, не врать, быть трудолюбивым, послушным и добрым.

К непонятной возрастной группе относят мультсериал «Смешарики». В нем присутствуют непонятные для детей фразы, флирт героев, офисный и профессиональный юмор. Но некоторые серии относятся к развивающим. Иногда в них рассказывается про механизмы, устройства, про Интернет и его возможности. Что очень важно знать в современном мире.


Сериал «Малышарики» относят к группе «0+». В нем показывается пример заботы, помощи, дружелюбию. Слова песни полностью соответствуют картинке. Отсутствуют ядовитые цвета, голос за кадром даёт наставления, хвалит.

Не все русские мультфильмы влияют положительно на ребёнка. Возьмём, например, мультсериал «Маша и медведь», который рассчитан на 4-5летних детей. Когда взрослые смотрят данный сериал, они смеются. Дети, видя поведение Маши и реакцию родителей, начинают повторять действия за героиней. Что же делают родители в этот момент? Им весело, ребёнок доволен, так как он заслужил похвалу. Но когда у взрослого не будет настроения, он накажет ребёнка за подобное деяние. И ребёнок ничего не поймёт, почему в один раз всем было весело, а в другой - нет. Такое поведение родителей приведёт к тому, что ребёнок научится подстраиваться под их настроение. В конечном итоге малыш научится врать.

Многие утверждают, что в советские мультфильмы самые прекрасные, добрые и позитивные. Так ли это? Сомнительный, на мой взгляд, «Ну,погоди». Волк гоняется за зайцем, заяц устраивает пакости. От серии к серии одно и то же. У Волка и у Зайца много отрицательных качеств. Конечно, Заяц хитёр, смекалист, с помощью этих черт он и побеждает Волка. У Волка можно научиться тому, что маленькие могут дать отпор. Но о пропаганде вредных привычек в этом мультике нужно говорить, ведь этот мультик для детей. Волк курит, пинает мусорные баки, стреляет из оружия, прикладывается к бутылке. К какому будущему готовят будущее поколение?

«Обезьянки» - весёлый мультсериал про пять обезьянок и их маму, но за этой забавностью скрываются будущие проблемы детей. Серия, где самый маленький ребёнок притворяется больным вместе с братьями, учит детей врать. Пакости обезьян никак не наказываются. Мать отвлечена своими заботами и не замечает, как обезьянки убегают от неё. Конечно, в нем есть хорошие эпизоды, где самый маленький проявляет смекалку в отличии от своих братьев. Это окажет на детей положительное влияние. Посмотрев подобные мультфильмы, в перспективе дети могут поступать также: далеко убегать от родителей, крушить чужое имущество, научатся обманывать.

Советский мультфильм «Малыш и Карлсон» на первый взгляд безобидный. Карлсон вроде и жуликов отпугивает, и добрый, и шалун. Но, возможно, он только подобие хорошего друга? Нашёл одинокого мальчика, обманул, съел банки с вареньем, устроил бардак, заставил прогуляться по крыше. За все проделки Карлсона доставалось Малышу. Разве так поступают друзья? После просмотра данного мультфильма ребёнок может идти на поводу подобных товарищей, не иметь своего мнения, не научиться разбираться в людях и подчиняться их глупым идеям.


Перейдём к зарубежным мультфильмам. Главными врагами для положительного развития ребёнка являются американская и японская индустрия. Самыми опасными для маленьких детей являются мультфильмы Аниме. Аниме - жанр японской мультипликации. Преступления, убийство и кровь в них передаются особенно реалистично. Присутствуют сцены интимных отношений. Например, в одном из эпизодов «Покемонов» существует реклама гомосексуализма. Неестественная внешность: большие глаза, неправильная пропорция тела, черты лица ломают понятия о том, как должен выглядеть нормальный человек. Быстрая смена кадра, ядовитые цвета плохо сказываются на зрении и развитии мозга ребёнка. Изначально оно было предназначено не для детей, а для взрослых с устойчивой психикой. Но сейчас это смотрят и дети дошкольного возраста.

«Клуб Винкс» — фантастический мультсериал производства Rainbow S.r.l., созданный по замыслу итальянского аниматора Иджинио Страффи. Этот сериал понравился многим девочкам, они подражают волшебницам и поют их песни. Волшебницы творят добро, учатся в волшебной школе. В мире Винкс красивая, модная, но такая вызывающая одежда. Девушки изображены с аномально длинными ногами, глазами на половину лица, ходят они на высоких каблуках и на огромных платформах. У них узкая талия и широкие бедра. На мой взгляд, посмотрев на такой образ школьницы, может развиться комплекс неполноценности. У девочки могут развиться стереотипы об определённом типе фигур, и ребёнок может морить себя голодом в погоне за идеалом. Волшебницы часто повторяют фразу: Какая ты красивая. То есть этот пошлый образ у ребёнка ассоциируется с красотой. Думаю, вряд ли кто - то захочет, чтобы его ребёнок гулял в подобной одежде.

Как и в большинстве мультфильмов здесь есть и кислотные цвета, и быстрая смена кадра, звука, действия. Сюжет мультфильма незамысловатый, девочки устраивают вечеринки, говорят о мальчиках, флиртуют с ними, сражаются с монстрами и плохими ведьмами. Мужчины так же участвуют в сражениях, но в основном толку от них мало. Проблемы они решают с помощью магии. Дети могут впадать в истерику от незнания, как решаются проблемы. Возрастное ограничение составляет с 12 лет, но также на него могут наткнуться дети дошкольного возраста, путём переключения каналов. Яркая картинка зацепит их и в дальнейшем не оттянешь от данного мультсериала.

Еще, в зарубежных мультах практически отсутствует портрет совершенной матери с исключительными женскими качествами, которые имели бы возможность воодушевить юную зрительницу к подражанию. Иногда невыгодный или же незначительный образ матери в мульте может уменьшить или же совсем отбить намерение быть матерью в будущем. Образ матери является знаковым в диснеевских мультфильмах. Дети могут перенять поведение диснеевских мам на свою будущую жизнь или на поведение собственной мамы.