Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста (История появления мультфильмов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное тестирование проходило под наблюдением воспитателя детского сада № 116 "Солнечный" в городе Тольятти. В беседе приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет, среди них - 6 мальчика и 9 девочек.

Цель: выяснить, какие мультфильмы предпочитают смотреть дети (отечественные или зарубежные); проанализировать уровень тревожности у детей, которые смотрят зарубежные и отечественные мультфильмы.

В первой части беседы с детьми задавались следующие вопросы:

  1. Какие мультфильмы ты смотришь: отечественные или зарубежные?
  2. Что тебе нравится в мультфильмах?
  3. Как называется твой любимый мультик?
  4. Какой твой любимый герой?
  5. Часто ли ты смотришь мультфильмы?
  6. Разговаривают ли родители с тобой о просмотренном мультфильме?

В результате анализа детей, смотревших в большей степени зарубежные мультфильмы, было меньше (6 человек). Из них 4 мальчика и 2 девочки. Остальные 9 человек предпочитают отечественные мультфильмы.

На второй вопрос дети отвечали по-разному. Это были драки, смешные ситуации, музыка и главные герои.

На третий вопрос мальчики отвечали «Спанч Боб», мультсериалы про роботов, «Том и Джерри», «Барбоскины» и «Фиксики». Девочки отвечали «Клуб Винкс», «Леди Баг и Супер - Кот», «Маша и медведь», «Лунтик» и «Барбоскины». По результатам можно сказать, что отечественные мультфильмы не уступают зарубежным. Но большинство ребят смотрят мультфильмы про драки и ненависть, в то же время полезные пропагандируют доброту, дружелюбие и сплочённость.

Четвёртый вопрос вызвал затруднения, потому что любимых героев у детей было несколько. Это были и диснеевские персонажи, и Карлсон, и сам Спанч Боб, Буратино, Шрек, Лунтик.

На пятый вопрос почти все ответили «Да». Это не очень хорошо. Родителям следует чаще занимать и развивать детей чем - то полезным.

На шестой вопрос чётко ответил только мальчик, у которого любимый мультсериал - «Фиксики». Остальные дети не совсем поняли вопрос. Это означает, что родители либо не разговаривают, либо делают это редко. То есть им все равно, что полезного вынес из мультика ребёнок. Или наоборот, что плохое поведение он воспринимает, как хорошее, и может воспроизвести в реальной жизни.

Во второй части я выявляла уровень тревожности. Методика представляет «Детский тест тревожности», созданный психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Тест выясняет типичный уровень тревожности в жизненных обстоятельствах.

Диагностика определяет, как относится ребёнок к определенным ситуациям, выявляет взаимоотношения в семье, в детском саду и просто с людьми. Тест представляет собой серию картинок, где ребёнку нужно подставить либо лицо с улыбкой, любо грустное лицо. Картинки различаются по половому признаку. На рисунках изображены следующие ситуации (на примере девочки, ситуации с мальчиком аналогичные):


  1. Игра с младшими детьми (Приложение 1);
  2. Ребёнок и мать с младенцем (Приложение 2);
  3. Объект агрессии (Приложение 3);
  4. Одевание(Приложение 4);
  5. Игра со старшими детьми (Приложение 5);
  6. Укладывание спать в одиночестве (Приложение 6);
  7. Умывание (Приложение 7);
  8. Выговор (Приложение 8);
  9. Игнорирование (Приложение 9);
  10. Агрессивное нападение (Приложение 10);
  11. Собирание игрушек (Приложение 11);
  12. Изоляция (Приложение 12);
  13. Ребенок с родителями (Приложение 13);
  14. Еда в одиночестве (Приложение 14).

Индекс тревожности определяется так: число негативных лиц делится на общее число рисунков. Данное число умножается на 100%.

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

  1. высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
  2. средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
  3. низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

По результатам у детей, которые смотрят в большинстве американскую продукцию, высокий и средний индекс тревожности. Они часто выбирали грустное лицо на рисунках 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14. То есть драки, сражения, неусидчивость, глупость героев увеличивают тревожность у детей.

У детей, смотрящих отечественные мультфильмы, уровень тревожности средний и у одного мальчика низкий. Негативные эмоции они проявляли на 3, 6, 8, 9, 10, 12 пункты.

Спросив у мальчика, что делают родители во время просмотра мультфильмов, он мне ответил, что сидят и смотрят с ним. А после, например, «Фиксиков» папа показывает вещи из мультфильма в реальной жизни. Или просто обсуждают, какие моменты им понравились больше или не понравились вообще. Мальчик был очень рассудительным, было видно, что он не просто поглощал информацию с телевизора, но умел её осмыслить и использовать.

Выводы по главе

Результаты теста показали, что высокий уровень тревожности, в большинстве, вызывают американские мультфильмы, а отечественные не рождают в ребёнке повышенное беспокойство, озлобленность и ненависть.

Также благотворно на развитие детей влияет закрепление информации, которую ребёнок вынес из просмотра мультфильма. Это может быть беседа, повтор экспериментов в реальной жизни или просто демонстрация того, про что рассказывалось в мультике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённой работы показали, что сегодня общение с родителями нередко заменяется мультфильмами. Поэтому влияние мультиков очень сильное. Некоторые мультфильмы основаны на естественных закономерностях восприятия мира ребёнком и на воспитательных, образовательных и нравственных целях. Но некоторые отошли от этих задач и преследует цель в виде привлечении внимания и увеличения продаж.


Взрослым важно отслеживать, что смотрит ребёнок. Ему нужно объяснять, что существуют мультфильмы, в которых герой ведёт себя плохо. Мультфильм должен соответствовать возрасту ребёнка. Он должен быть понятен ему, близок по теме. Так же поступки героев должны быть оправданы и понятны. Современный мультик должен быть про современного ребёнка и про те трудности и интересы, которые существуют в реальном мире.

Через мультфильм ребёнок может переживать те эмоции, которые в реальной жизни недоступны. Очень важным аспектом является, когда ребёнок сопереживает героям. А когда он сопереживает, то поступки героев становятся для него образцовыми. Будь то драка, ссоры, согласие или смех. Поэтому понятия о добре и зле, о хорошем и плохом, как надо и не надо могут приходить с экрана. Ребёнку нужны чёткие критерии, это значит, что положительный герой должен иметь приятный внешний вид и совершать хорошие поступки, а отрицательный герой - отрицательный внешний вид и осуществлять отрицательные деяния. Невозможно для дошкольников смешение этих образов.

Последствиями просмотра мультфильмов могут быть такие, как гиперактивность, дефицит внимания, задержка речевого развития, нарушение общения. Сейчас много детей, которые в 3-4 года имеют маленький словарный запас, они не общаются со сверстниками или просто не умеют это делать.

В теоретической части данной курсовой работе я рассказала, как создавалась мультипликация; кто первым внёс свой вклад в развитие этой индустрии. Я сравнила отечественные и зарубежные мультфильмы, в частности американские; выявила, какие мультфильмы полезны для ребёнка. Доказала, что не все отечественные хорошо влияют на развитие дошкольника. Так же, как и не все мультфильмы американского производства плохо влияют.

В практической части определяла, как просмотр американских и отечественных мультфильмов влияет на уровень тревожности. Было выявлено, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, 66% - средний уровень и 6% - низкий уровень.

Данная работа показала, что родителям нужно тщательнее контролировать, что смотрят их дети. Нужно больше заниматься их развитием через общение, различные познавательные игры, сказки. Все это несёт ребёнку раскрытие мира, смысла мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Книги:

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. — М.: Дашков и К, 2013. — 424 c.
  2. Арон И. С., Педагогика: учебное пособие, ПГТУ, 2018 - 144с
  3. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. — М.: Проспект, 2013. — 488 c.
  4. Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Психолого педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков, 2014