Файл: Организация закупочной работы на коммерческом предприятии (ООО «СуперСтрой»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации закупочной работы на коммерческом предприятии
1.1. Понятие и содержание закупочной работы на предприятии
1.2. Методы организации и управления закупочной деятельностью на предприятии
1.3. Пути повышения эффективности закупочной работы на коммерческом предприятии
Глава 2. Анализ и совершенствование организации закупочной работы в ООО «СуперСтрой»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организации и эффективности системы закупок предприятия
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективностисистемы закупок на предприятии
По таким товарным группам как кухня и мебель; пиломатериалы, фанера; крепеж; шторы, жалюзи, занавески; светильники; электротовары наблюдается незначительное увеличение от 6 до 74 тыс. руб.Валовой доход ООО «СуперСтрой» в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, увеличился на 1155 тыс. руб. или на 2,67%. Увеличение валового дохода наблюдается по таким товарным группам, как: обои, отделочные материалы – на 450 тыс. руб. или на 6,47%, двери, фурнитура – на 224 тыс. руб. или на 6,67%, кровельные материалы – на 194 тыс. руб. или на 9,54%, лаки, краска, клей – на 94 тыс. руб. или на 1,57%, товары для дома, дачи и сада – на 106 тыс. руб. или на 1,86%, керамическая плитка и керамогранит – на 105 тыс. руб. или на 2,2%.
Структура валового дохода ООО «СуперСтрой» по товарным группам представлена на рисунках4 и 5.
Рисунок4. Структура валового дохода по товарным группам в 2016, %
Рисунок5. Структура валового дохода по товарным группам в 2017, %
Сокращение валового дохода наблюдается по таким товарным группам: сантехника – 70 тыс. руб. или на 2,16%, напольные покрытия – на 64 тыс. руб. или на 0,98%.
На рисунках4 и 5 видно, что на протяжении анализируемого периода (2016-2017 гг.) наибольший удельный вес в структуре валового дохода ООО «СуперСтрой»занимают товарные группы:
- обои, отделочные материалы – 16% в 2016 году, 17% в 2017 году,
- напольные покрытия – 15% в 2016и2017 гг.,
- лаки, краски, клей и товары для дома, дачи и сада – 14% и 13%на протяжении анализируемого периода соответственно.
Для определения влияния факторов на сумму валового дохода ООО «СуперСтрой»необходимо составить таблице4.
Таблица 4
Расчет влияния факторов на сумму валового дохода
Товарная группа |
Сумма валового дохода,тыс. руб. |
Отклонение |
||||
2016 |
при товарообороте2017 и уровне 2016 |
2017 |
всего |
в том числе за счет изменения |
||
товаро-оборота |
уровня валового дохода |
|||||
Обои, отделочные материалы |
6 956 |
7406,28 |
7 406 |
450 |
450 |
0 |
Напольные покрытия |
6 513 |
6449 |
6 449 |
-64 |
-64 |
0 |
Кухня и мебель |
629 |
634,86 |
635 |
6 |
6 |
0 |
Пиломатериалы, фанера, плитка |
921 |
932,1 |
932 |
11 |
11 |
0 |
Двери и фурнитура |
3 358 |
3582,18 |
3 582 |
224 |
224 |
0 |
Крепеж |
518 |
524 |
524 |
6 |
6 |
0 |
Шторы, жалюзи, занавески |
1 273 |
1289,76 |
1 290 |
17 |
17 |
0 |
Кровельные материалы |
2 035 |
2229,45 |
2 229 |
194 |
194 |
0 |
Электротовары |
923 |
997,56 |
998 |
74 |
74 |
0 |
Светильники |
422 |
423,22 |
423 |
2 |
2 |
0 |
Лаки, краска, клей |
6 002 |
6096,2 |
6 096 |
94 |
94 |
0 |
Товары для дома, дачи и сада |
5 713 |
5819,22 |
5 819 |
106 |
106 |
0 |
Керамич. плитка и керамогранит |
4 777 |
4882,06 |
4 882 |
105 |
105 |
0 |
Сантехника |
3 258 |
3174 |
3 188 |
-70 |
-84 |
14 |
Итого |
43 299 |
38146,83 |
44 454 |
1 155 |
1 141 |
14 |
Расчет влияния факторов на сумму валового дохода ООО «СуперСтрой» в 2017 году по сранению с 2016 годом показал, что увеличение объема товарооборота привело к росту суммы полученного валового дохода в целом по предприятию на 1155 тыс. руб.
Увеличение валового дохода за счет увеличения товарооборота наблюдается по всем товарным группам. Наибольшее увеличение наблюдается по следующим товарным группам: обои, отделочные материалы - на 450 тыс. руб., двери и фурнитура - на 224 тыс. руб., кровельные материалы - на 194 тыс. руб. Сокращение валового дохода за счет снижения товарооборота наблюдается по таким товарным группам, как: сантехника – на 70 тыс. руб., напольные покрытия – на 64 тыс. руб. Уровень валового дохода не изменился, таким образом, сумма валового дохода возросла на 14 тыс. руб. за счет уровня валового дохода по товарной группе «сантехника».
Рассмотрим показатели эффективности договорных связей с основными поставщиками ООО «СуперСтрой»в таблице5.
Таблица 5
Показатели эффективности договорных связей с основными поставщиками
Поставщик |
Условия сотрудничества |
Надежность |
Рентабельность |
Доля вклада |
|||
скидка, % |
Условия оплаты за поставку товара |
Предоставление образцов |
Доля выполнения заказов, % |
Регулярность отгрузок |
|||
ООО «Фаратек-систем» |
7 |
По факту получения товара |
Да |
100 |
1 раз в 2 недели |
12,52 |
2,9 |
ООО «БиоСветДизайн» |
10 |
Не позднее 3-х дней с момента получения товара |
Да |
92 |
1 раз в неделю |
14,71 |
4,3 |
ООО «Сатурн» |
5 |
Не позднее 3 |
Да |
90 |
1 раз в неделю |
11,50 |
5,2 |
ООО «Промполимер» |
5 |
Не позднее 3 |
Да |
100 |
1 раз в месяц |
10,3 |
6,3 |
ООО «Атика» |
3 |
Предоплата 30% |
Да |
100 |
1 раз в 2 недели |
11,5 |
7,2 |
ООО «Сантехник+» |
10 |
По факту получения товара |
Да |
98 |
1 раз в неделю |
8,3 |
3,3 |
ООО «Свет» |
10 |
Предоплата 30% |
Да |
100 |
1 раз в 2 недели |
10,5 |
5,6 |
В 2017г. организация закупочной работы ООО «СуперСтрой» является более эффективной, о чем свидетельствует перевыполнение плана поставок товаров практически по всем поставщикам. Процент перевыполнения плана поступления товаров объясняется тем, что поставщики товаров значительно расширили ассортимент предлагаемых товаров.
При определении частоты и оптимальных размеров завозимых партий в ООО «СуперСтрой»учитываются сроки реализации. Необходимым условием коммерческой деятельности по закупке товара является наличие полноты ассортимента – способность набора товаров однородной группы (таблица6).
Таблица 6
Определение коэффициента полноты ассортимента по кварталам 2017г.
Показатель |
Значение показателя по кварталам |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
Фактическое количество разновидностей товаров |
189 |
224 |
180 |
175 |
Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем |
315 |
320 |
300 |
320 |
Коэффициент полноты ассортимента |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,55 |
Таким образом, наиболее полным ассортимент был во втором квартале (апрель, май, июнь) 2017 г.
Проведем расчет показателей скорости товарного обращения и времени оборота за 2016-2017год в таблице7.
Таблица 7
Показатели скорости товарного обращения ООО «СуперСтрой» за 2016-2017 гг.
Показатели |
2016 |
2017 |
Отклонение |
|
(+;-) |
% |
|||
Объем товарооборота, тыс. руб. |
245550 |
252856 |
7 306 |
145 |
Средние товарные запасы, тыс. руб. |
1179 |
1229 |
50 |
187 |
Скорость товарного обращения, в количестве оборотов |
4,8 |
5 |
0,2 |
77 |
Время оборота, дней |
75 |
72 |
-3 |
129 |
Запасоемкость, % |
0,005 |
0,005 |
0 |
х |
В 2016г. товары находились в форме товарного запаса в течение 75 дней, т.е. запасы товаров за исследуемый период полностью обновлялись 4,8 раза.
Приведенные данные свидетельствуют, что скорость товарооборота в 2016г. по сравнению с 2016г. увеличилась на 0,2, что соответствует снижению времени оборота на 3 дня.
Рост запасоемкости свидетельствует о сокращении спроса на продукцию и о необходимости свернуть ее продажу, снижение показывает рост спроса на продукцию и необходимость расширения ее продаж. Показатель запасоемкости ООО «СуперСтрой»составляет в 2016 году 0,005 и в следующем 2017 году он не изменился.
При осуществлении этапа контроля за поставками товаров в закупочной работе периодически возникают нарушения договоров поставки со стороны поставщиков. Эти нарушения вызваны несоблюдением ассортимента поставленных товаров согласно заявки, нарушением сроков поставки товаров, недопоставкой товаров. В результатеООО «СуперСтрой»вынужден предъявлять к поставщикам претензии.
Анализ количества предъявленных претензий по отдельным поставщикам представлен в таблице 8.
Таблица 8
Анализ работы ООО «СуперСтрой» по предъявленным поставщикам штрафным санкциям
Наименование поставщика |
2015 |
2016 |
Отклонение |
2017 |
Отклонение |
||
Кол-во |
Темп роста % |
Кол-во |
Темп роста % |
||||
ООО «Фаратек-систем» |
40 |
39 |
-1 |
97,50 |
29 |
-10 |
74,36 |
ООО «БиоСветДизайн» |
161 |
168 |
7 |
104,35 |
160 |
-8 |
95,24 |
ООО «Сатурн» |
81 |
79 |
-2 |
97,53 |
72 |
-7 |
91,14 |
ООО «Промполимер» |
34 |
33 |
-1 |
97,06 |
33 |
0 |
100,00 |
ООО «Атика» |
11 |
10 |
-1 |
90,91 |
7 |
-3 |
70,00 |
ООО «Сантехник+» |
13 |
11 |
-2 |
84,62 |
9 |
-2 |
81,82 |
ООО «Свет» |
12 |
9 |
-3 |
75,00 |
6 |
-3 |
66,67 |
Итого |
352 |
349 |
-3 |
99,15 |
316 |
319 |
90,54 |
Анализ информации, представленной в таблице 8, позволяет сделать вывод, что общее количество претензий, предъявленных всем поставщикам за год составляет в целом снижается, но продолжает находиться на достаточно высоком уровне: в 2015 г. – 352 шт., 2016 г. – 349 шт., в2017 г. – 316 шт.
С учетом того, что в ООО «СуперСтрой» осталось на прежнем уровне качество работы по приемке товаров по количеству и качеству, причинами снижения количества предъявленных поставщикам претензий является, прежде всего, улучшение работы самих поставщиков по выполнению договорных отношений. Наибольшее количество претензий приходится на ООО «БиоСветДизайн». Это является, прежде всего, причиной того, что данное предприятие поставляет на ООО «СуперСтрой» наиболее широкий ассортимент товаров. Также достаточно большое количество претензий предъявляется ООО «Сатурн».
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективностисистемы закупок на предприятии
Повышение эффективности системы закупок предприятия необходимо для увеличения объема товарооборота, снижения издержек на закупку и хранение товара, а значит и для улучшения финансового состояния и повышения конкурентоспособности на занимаемом рынке[16]. Поэтому предприятию ООО «СуперСтрой» необходимо разработать мероприятия по совершенствованию закупочной логистикис целью уменьшения издержек обращения и увеличения прибыли.
Исходя из данных, полученных в предыдущем параграфе при оценке закупочной логистикиООО «СуперСтрой», в таблице9 рассмотрим мероприятия, направленные на повышение эффективности закупочной логистикой.
Таблица 9
Мероприятия, направленные на повышение эффективности системы закупоквООО «СуперСтрой»
Проблема |
Мероприятие |
Ожидаемый эффект |
Неисполнения поставщиком обязательств по договору поставки, сбоев при доставке товара |
Замена поставщика ООО «БиоСветДизайн» |
Сократить издержки вследствие срыва поставок, расширение ассортимента товара, рост товарооборота |
Доставка заказов мелких партий транспортом поставщика |
Организации процесса доставки товаров |
Позволит уменьшить расходы на доставку таких видов товаров в магазин |
Рассмотрим предложенные мероприятия подробнее.