Файл: Организация закупочной работы на коммерческом предприятии (ООО «СуперСтрой»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации закупочной работы на коммерческом предприятии
1.1. Понятие и содержание закупочной работы на предприятии
1.2. Методы организации и управления закупочной деятельностью на предприятии
1.3. Пути повышения эффективности закупочной работы на коммерческом предприятии
Глава 2. Анализ и совершенствование организации закупочной работы в ООО «СуперСтрой»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организации и эффективности системы закупок предприятия
2.3. Разработка рекомендаций по повышению эффективностисистемы закупок на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях повышение эффективности организации закупочной работы на коммерческом предприятии существенно расширяет горизонт возможностей выбора поставщиков, оптимизирует использование складских помещений и формирует возможность снижения расходов содержание запасов.
Управление закупками вносит существенный вклад в повышение ценности продукции путем предоставления качественных материалов в нужное время в нужном месте в требуемые сроки, обеспечивая высокий уровень сервиса для клиента. Кроме того, сокращение издержек путем оптимизации процессов управления закупками занимает важное место в деятельности организаций.
Теоретическим основам рассматриваемой проблематики посвящены научные труды и публикации таких авторов как М.Р. Линдерс, В.А. Шамис, С.А.Гусев, А.С. Черный, В.В.Савченко, Д.А. Павлюченко и других. Работы этих и других авторов и были взяты за основу при написании теоретической части курсовой работы.
Целью работы является анализ и повышение эффективности организации закупочной работы на примере ООО «СуперСтрой».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. раскрыть понятие и содержание закупочной работы на предприятии;
2. описать методы организации закупочной работы на предприятии;
3. проанализировать эффективность организации закупочной работы в ООО «СуперСтрой»;
4. разработать рекомендации по повышению эффективности системы закупок на предприятии.
Объектом работы является –ООО «СуперСтрой».
Предметом работы – организация закупочной работы в ООО «СуперСтрой».
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез, изучение документов, наблюдение, сравнение, экономико-статистические методы исследования, ситуационное исследование, расчет коэффициентов и другие.
Информационная база работы включает труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные теме исследования, а также статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Во введении исследуется актуальность выбранной темы исследования, определены цель и задачи, а также объект и предмет исследования. В первой главе работы рассмотрены теоретические основы по организации закупочной работы на коммерческом предприятии: сущность, значение, методы управления и пути повышения эффективности закупочной работы. Во второй главе проведен анализ организации и эффективности закупочной работы на примере ООО «СуперСтрой». А также разработаны мероприятия и рекомендации по повышению эффективности управления закупочной деятельностью предприятия. В заключение работы обобщены данные и сделаны выводы.
Глава 1. Теоретические основы организации закупочной работы на коммерческом предприятии
1.1. Понятие и содержание закупочной работы на предприятии
Существуют различные толкования сущности закупок и управления ими на предприятии, но в своей сути они, как правило, сводятся к одному и тому же. Так, например, в книге «Логистика: обслуживание потребителей» Л.Б. Миротина отмечается, что «закупка – это разовая сделка, нацеленная на приобретение необходимого в данный момент количества товаров для предприятия»[1].
Согласно М.Р. Линдерсу и Х.Е. Фирону, «управление закупками и логистика снабжения это «взаимосвязанные и в определенной степени тождественные понятия, которые описывают и функцию, и процесс формирования материальных и взаимосвязанных потоков, направленных на обеспечение деятельности предприятий и организаций необходимыми материальными ресурсами, услугами, средствами и предметами труда, которые, трансформируясь в готовую продукцию (конечный продукт), представляют собой результат деятельности этого предприятия или этой организации»[2].
По мнению А.У. Альбекова,«закупочной работой, считается управление материальными потоками в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое имеет в собственном составе службу, исполняющую закупку, доставку и временное хранение сырья»[3].
Таким образом, под организацией закупочной работы следует понимать особым образом систематизированную функциональную деятельность на предприятии, которая направлена на создание материального, информационного и взаимосвязанных потоков, обеспечивающих потребности стабильного функционирования и планомерного развития хозяйственной деятельности предприятия посредством снабжения основной деятельности необходимыми материальными ресурсами, услугами, предметами труда должного качества, в требуемых объемах и по оптимальным ценам. Следует отметить, что управление закупками является важнейшим процессов в системе управления предприятием, определяющим его конкурентоспособность.
Независимо от того, каким видом деятельности занимается предприятие, в рамках выполнения своих ежедневных процессов оно осуществляет закупки сырья, услуг, материалов, других товаров. Торговые компании закупают товары с целью перепродажи. Производство любой продукции требует поставок сырья, комплектующих, энергоресурсов. Организации и учреждения, выполняя возложенные на них функции, так же участвуют в процессе закупок услуг и товаров[4].
Одним из главных условий успешной работы компании или предприятия является эффективное и правильное построение закупочной деятельности. Для большинства предприятий расходы на приобретение сырья и материалов составляют значительную часть от общей суммы расходов, в зависимости от отрасли иногда до пятидесяти и более процентов. Расходы на закупки непосредственно влияют на конечную цену товаров.
Основной целью организации закупочной работы является обеспечение потребностей компании в товарах в требуемые сроки, по оптимальным ценам и надлежащего качества.
В современных условиях организация закупочной работы на предприятии включает:
1) идентификацию и оценку потребностей потребителей продукции предприятия;
2) принятие управленческого решения о необходимости осуществления закупки товаров;
3) определение типов организации закупок (стандартные, модифицированные или новые закупки);
4) анализ рынков ресурсов (монополистический, олигополистический, высококонкурентный);
5) идентификация всех возможных поставщиков с учетом максимального количества разных факторов;
6) предварительная оценка всех возможных источников закупок (качество, сервис)
7) окончательная оценка и выбор наиболее подходящего для этого поставщика;
8) контроль и оценка выполнения плана закупок за определенный промежуток времени[5].
Организация закупочной работы для предприятий играет немалую роль, так как должен иметь хорошо выстроенные пути доставки товаров с целью минимизации издержек и наличия запасов на складах, а также позволяет выработать нужный торговый ассортимент и реализовывать воздействие на покупателей в соответствии с требованиями потребительского спроса.
Решение проблем логистики закупок является особенно важным фактором в управлении предприятием как в плане оперативного и стратегического менеджмента, так и в нахождении новых путей развития экономических и организационных аспектов закупочной деятельности.
Системное управление логистикой закупок на основе формирования комплекса мероприятий, направленных на развитие, планирование, контроль потока материалов, складирование, инвентаризацию, незавершенное производство, формирование адекватной информации во всей цепи поставок от точки получения до точки потребления с целью адаптации к запросам клиентов и удовлетворения их потребностей является главной целью современного предприятия и в значительной мере определяет его конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
1.2. Методы организации и управления закупочной деятельностью на предприятии
Применение того или иного метода закупки зависит от следующих характеристик:
1) периодичность заказа;
2) величина партии единовременного заказа;
3) объём закупки;
4) уровень постоянных затрат;
5) служба снабжения и её организации;
6) уровень расходов на формирование и содержание запасов[6].
Самые распространенные методы организации и управления закупочной работы:
1) Закупка товаров одной партией (оптовые закупки). Преимуществами оптовых закупок является простота в оформлении документации, гарантии поставки всей партии, выгодные условия (возможные скидки), небольшой документооборот, связанный непосредственно с заказом. Недостатками является, прежде всего, большая потребность в запасах и складских помещениях, достаточно низкий оборот капитала, что является результатом замораживания денежных средств, негибкости ценового фактора, а также риск значительных потерь при хранении на складе предприятия[7].
2) Регулярные закупки, осуществляемые ежемесячно, ежедневно по котировочным ведомостям. Данный метод закупок применяется при закупке более дешевого быстро расходуемого товара. Преимущества: быстрая оборачиваемость капитала, небольшие затраты, связанные с хранением, низкие издержки от порчи товаров, связанные с хранением, отсутствие необходимости в найме дополнительного обслуживающего персонала, своевременность поставляемых ресурсов. К недостаткам относится ощутимая зависимость от поставщика, большой массив документооборота, приходящийся на заказы, постоянный учёт товаров, который становится результатом существенных трудозатрат[8].
3) Регулярная закупка мелкими партиями. Преимущества: быстрая оборачиваемость капитала, доставленные товары оплачиваются по мере поступления на склад заказчика, сокращаются складские помещения, снижение платы за аренду, издержек, связанных с содержанием складских помещений и персонала склада, не большой документооборот, связанный с заказом товара. Недостатки заключаются в вероятности заказа избыточного количества, а также необходимости оплаты размещенного заказа разово[9];
4) закупка товара с немедленной сдачей. В данном случае заказ получен сразу и со складов поставщиков вывозится на склады заказчика. Недостатком является необходимость налаживания и поддержания связей с поставщиками, увеличение издержек, которые связаны с оформлением нужной документации для заказа[9].
При управлении поиском потенциальных поставщиков могут быть использованы также нижеприведенные методы:
1) тендеры;
2) изучение рекламных материалов: каталогов, объявлений в СМИ и т.п.;
3) посещение ярмарок и выставок;
4) переговоры в письменной форме между поставщиком и потребителем[10].
Критерии оценки и отбора поставщиков сырья, материальных ресурсов, товаров зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть весьма различными. Независимо от специфики отрасли, масштаба предприятия, особенностей производства важнейшими параметрами в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики, являются следующие:
1) Приемлемая цена.
2) Качество поставок.
3) Надежность снабжения.
4) Местоположение поставщика от потребителей.
5) Сроки выполнения текущих и срочных заказов[11].
Таким образом, система закупок представляет собой особым образом систематизированную функциональную деятельность, направленную на формирование материального и взаимосвязанных потоков, обеспечивающих потребности стабильного функционирования и планомерного развития предприятия посредством снабжения основной деятельности необходимыми материальными ресурсами, услугами, предметами труда должного качества, в требуемых объемах и по оптимальным ценам.