Файл: Анализ методик диагностики самоэффективности(Анализ методик диагностики самоэффективности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
Связь между самоэффективностью и настойчивостью подтверждается исследованиями Д.Шанка. Так, автор исследования обнаружил, что повышение уровня настойчивости у учеников с низкими показателями успеваемости появляется при возрастании самоэффективности.
Другое подобное исследование было проведено В.Циммерман. В ходе данного эксперимента удалось получить данные, свидетельствующие о том, что те индивиды, которые проявляют большую щепетильность в выполнении задач показывает высокую самоэффективность, а также большие показатели уверенности в себе.
Возвращаясь к исследованиям Альберта Бандуры, следует отметить, что он вывел также связь самоэффективности с таким психологическим явлением, как совладание с жизненными сложностями. Бандура говорит следующее: высокая личная эффективность и жизненный оптимизм присутствуют у людей новаторского типа, успешных и дружелюбных, нетревожных. Особой проблемой, связанной с феноменом самоэффективности и изучаемой в психологии, является проблема частной и общей самоэффективности. [8] Здесь имеется в виду следующее – та специфичность, которой обладает феномен самоэффективности, обуславливает в значительной степени предстоящий успех. Но также концепция этого явления подвергается критике в связи с невозможностью обобщения этих данных и гарантии 100% соответствия. В ответ на эту критику Бандура заявляет: «оптимальный уровень обобщенности, на котором определяется самоэффективность, варьируется в зависимости от того, что необходимо предсказать, а также от степени предвидения, которая востребована ситуацией». В разработке измерения самоэффективности индивида Бандура придерживается микроаналитической стратегии. В соответствии с ней, измерение самоэффективности должно производиться непосредственно перед решением каких-либо задач индивидом, то есть как раз перед тем, как субъект начнет производить какие-либо действия. При этом, как утверждает ряд ученых, при разных ситуациях самоэффективность одного и того же индивида может меняться в зависимости от разных факторов. Например, к числу таких факторов будет относится конкретный вид деятельности, специфические моменты, применимые только к этой ситуации и т.д. При этом самое большое значение имеет вид деятельности.
Интересным наблюдением послужило открытие феномена не только личной, но и коллективной самоэффективности. Коллективная эффективность относится к уверенности людей в том, что их общие усилия могут вызвать социальные перемены. Она происходит не из коллективного «сознания», а скорее из личных эффективностей многих людей, работающих вместе. [7] Важно понимать, что личные и коллективные типы эффективности – не взаимоисключающие понятия, а взаимодополняющие. Принято выделять ряд факторов, которые могут негативно воздействовать на коллективную эффективность: 1. Во-первых, современный человек живет в транснациональном мире; случившееся в одной части Земли сказывается на жизни людей в других странах, вызывая у них ощущение собственной беспомощности. Такие явления, как, например, уничтожение амазонской сельвы, международная торговая политика или истончение озонового слоя, могут влиять на жизнь каждого человека и подрывать веру людей в их способность построить для себя лучший мир.
2. Новейшие технологии, которые непонятны нам и неподвластны нашему контролю, способны понизить уровень коллективной эффективности. В прошлом многие водители были уверены, что они способны поддерживать свой автомобиль в рабочем состоянии. С появлением компьютерного управления в современных автомобилях многие люди, имеющие ограниченные познания в механике, потеряли не только личную эффективность относительно своей способности ремонтировать машину, но также в немалой степени и коллективную эффективность относительно возможности обратить вспять движение ко все большему усложнению автомобиля. 3. Третий фактор, подрывающий коллективную эффективность, – это запутанный социальный механизм с бюрократической прослойкой, препятствующей любым изменениям в обществе. Встречаясь с постоянными неудачами в попытках что-либо изменить или понимая, как много требуется времени, чтобы добиться каких-то заметных перемен, люди теряют охоту вообще предпринимать какие-либо действия. И тогда многие из них «вместо того чтобы усовершенствовать средства для построения собственного будущего... неохотно передают управление в руки технических специалистов и общественных деятелей».
4. Огромный размах и величина проблем, с которыми сталкивается человечество, способны подорвать коллективную эффективность. Войны, голод, перенаселение, преступления и природные катастрофы – вот только немногие из глобальных проблем, оставляющих нас с чувством беспомощности. Однако Бандура считал, что, несмотря на эти громадные международные проблемы, изменения в лучшую сторону возможны, если люди будут настойчиво повторять свои совместные усилия и не позволят сбить себя с толку. Само время требует общественных инициатив, которые создают чувство коллективной эффективности и необходимы, чтобы люди могли влиять на условия, формирующие их жизнь и жизнь будущих поколений.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ
Роль оценки самоэффективности трудно переоценить в вопросе прогнозирования успеха. В этой главе будут рассмотрены различные методики, назначением которых является диагностика самоэффективности индивида. Также будет рассмотрен методический инструментарий, при помощи которого можно получить косвенную информацию о степени выраженности самоэффективности в тех или иных аспектах у индивида. Методика диагностики общей самоэффективности личности (Р.Шварцер, М. Ерусалем в адаптации В.Ромека)
Цель – выявление степени самоэффективности учащегося
Концепция – участникам исследования предлагается ознакомиться с десятью утверждениями и выразить уровень согласия или несогласия с ними. Для оценивания применяется следующая шкала:
1 – абсолютно неверно; 2 – едва ли верно; 3 – скорее всего верно; 4 – совершенно верно. Рассмотрим бланк методики при помощи таблицы 1:
Таблица 1. «Бланк методики диагностики общей самоэффективности личности (Р.Шварцер, М. Ерусалем в адаптации В.Ромека)
Утверждение |
Оценка |
Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложным проблемам |
|
Если мне что-либо мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели |
|
Мне довольно просто удается достичь своих целей |
|
В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести |
|
При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться |
|
Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем |
|
Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности |
|
Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения |
|
Я могу что-либо придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях |
|
Я обычно способен держать ситуацию под контролем |
Баллы, набранные респондентом, складываются для выяснения результата. Если показатель меньше 27, то самоэффективность индивида находится на низком уровне. О средней степени самоэффективности свидетельствует разброс показателей 27-35. Высокая же самоэффективность будет выражена в 35 баллах и более.
Важным обстоятельством относительно данной методики является то, что она не защищена от ответов, носящих социально желательный характер. В связи с этим рекомендуется применять проективные методики в процессе профессионального отбора. Благодаря использованию проективных методик, нейтрализуется вероятность «приукрашенных» результатов.
Другим замечанием является то, что комплекс полученных результатов желательно соотнести с другими показателями методик, направленных на выявление таких личностных свойств, как уверенность в себе, самооценка. Благодаря этому действию можно обнаружить взаимосвязь или взаимозависимость между чертами, которые могут компенсироваться или же дополняться друг другом.
Метод моделирования коммуникативных миров В.И. Кабрина Цель – исследование ментального плана личности. Анализ
Данная методика примечательна тем, что в ней предоставляется некоторая свобода для респондентов в отношении формулировки главных для себя тем и построения определенных образом партнеров их настоящего коммуникативного мира в реальной жизни.
Коротко эта методика обозначается «ММКМ». Ее назначение состоит в реконструкции главных жизненных координат индивида, связанных с коммуникативным пространством. Сюда относятся как внутренние реконструирует базовые координаты жизненного мира личности, прежде всего, как коммуникативное пространство – внутреннее («интересы и проблемы») и внешнее (партнеры, обозначенные их существенными для респондента характеристиками), и коммуникативное время («ретроспектива», «актуальность», «перспектива»).
ММКМ не только позволяет учитывать индивидуальную семантику респондентов, так как они свободно выражают отношение к интересам и партнерам собственного коммуникативного мира, но и дает возможность сравнивать результаты, даже если исследование проводится в разных странах и бланки заполняются на разных языках. Если проводится исследование какой-либо группы, то открывается выход на качественное изучение ментальности той или иной социальной группы. Так, при изучении группы, однородной по профессиональному составу, можно говорить о профессиональной ментальности; при изучении испытуемых в рамках одного этноса – об этнической или национальной ментальности, в масштабах страны – это государственный менталитет и национальная идея. Причем если ограничить на уровне инструкций изучение представления испытуемых в определенной области, то можно говорить о политических, образовательных, семейных, экономических, правовых или других аспектах ментальности.
ММКМ предоставляет возможность создания множества модификаций применительно к разным сферам и задачам в силу проективной психосемантической природы методики, что позволяет ис- пользовать единый метод в множестве исследовательских проектов в едином мировом информационном пространстве. Для создания модификации достаточно изменить инструкцию по заполнению во 2-й колонке. Исходный бланк сбора информации по ММКМ представлен ниже в таблице 2.
Таблица 2.
«Бланк к ММКМ»
Ф.И.О. Возраст Пол Вуз Факультет Группа Дата |
|||||
№ фраз |
Интересы и проблемы, наполняющие мою жизнь. Написать не менее пяти свободных фраз и подчеркнуть наиболее близкие внутреннему Миру |
Приятны ли переживания, с ними связанные? Оцените по шкале : –3 –2 –1 0 + 1 + 2 + 3 |
В каждую строку записы- ваю номера партнеров, которые обра- щаются ко мне по указанным проблемам |
||
в про- шлом |
в настоя- щем |
в буду- щем |
|||
1 |
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
4 |
1 |
|||||
.... |
|||||
17 |
|||||
№ фраз |
Партнеры моего круга общения, названные их основными характеристиками. Назвать не менее пяти партнеров и подчерк- нуть характеристики, относящиеся к Вам |
Приятны ли переживания, с ними связанные? Оцените по шкале: –3 –2 –1 0 + 1 + 2 + 3 |
В каждую строку записы- ваю номера проблем, по которым я об- ращаюсь к ука- занным парт- нерам |
||
в про- шлом |
в настоя- щем |
в буду- щем |
|||
1 |
|||||
.... |
|||||
17 |
Тест определения уровня самоэффективности (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского)
Анализ
Тест определения уровня самоэффективности– одна из методик исследования самосознания и самооценки личности [7]. Оценка человеком своего потенциала в сфере предметной деятельности и в сфере общения, которым он реально может воспользоваться. Представления о самоэффективности, заложенные в данную методику, предоставляют возможность получить не только информацию о самооценке личности и степени ее самореализации, но и создают определенный импульс к саморазвитию. Тем самым методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высоких результатов в предметной деятельности и межличностном общении. Тест состоит из 23 утверждений, с каждым из которых испытуемый оценивает степень своего согласия по 11-балльной шкале.
Бланк методики
Инструкция. Согласны ли вы с предлагаемыми утверждениями? Если абсолютно согласны, отметьте значение «+5», если абсолютно не согласны – значение «–5». В зависимости от степени своего согласия или несогласия с утверждениями используйте для ответа промежуточные оценки шкалы в области положительных или отрицательных значений соответственно.
Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффективности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение – в сфере межличностного общения. Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.
Для данного теста статистические нормы для России пока не определялись. Нормировка теста была проведена А. Огневым на выборке более 900 человек (школьники, студенты, работники госпредприятий, госслужащие, безработные) (табл. 3). Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале от –7 до +53 баллов, а в сфере общения – в интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, либо о завышенной.
Таблица 3.
Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке
Показатель |
Самоэффективность в сфере предметной деятельности |
Самоэффективность в сфере межличностного общения |
Среднее значение по шкале |
30,6 |
3,8 |
Среднее квадра- тичное отклонение |
23,8 |
11,1 |
Число испытуе- Мых |
927 |
927 |