Файл: Анализ методик диагностики самоэффективности(Анализ методик диагностики самоэффективности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 3
Шкала базовых убеждений (Р. Янов-Бульман)
Анализ
По мнению американского психолога Р. Янов-Бульман [10], здоровое чувство безопасности основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира:
Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта:
«Я хороший человек» (самоценность),
«Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.
С целью диагностики базовых убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, выявляющую восемь категорий убеждений, на основе которых вычисляются три вышеупомянутых базовых убеждения:
- благосклонность мира (BW, benevolence of world);
- доброта людей (BP, benevolence of people);
- справедливость мира (J, justice);
- контролируемость мира (C, control);
- случайность как принцип распределения происходящих со- бытий (R, randomness);
- ценность собственного «Я» (SW, self-worth);
- степень самоконтроля (контроля над происходящими собы- тиями) (SC, self-control);
- степень удачи, или везения (L, luckiness).
Бланк методики
Инструкция: Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.
К каждой из 8 шкал относятся 4 утверждения (см. ключ). Значение по каждой из шкал определяется средним арифметическим баллом по соответствующим утверждениям. Для прямых утверждений это баллы, отмеченные респондентом, а для обратных (помеченных в «ключе» знаком минус) – реверсивные значения (противоположные отмеченным относительно середины шкалы, т.е. «1» соответствует «6», «2» – «5», «3» – «4» и т.д.).
Первичные категории убеждений могут также оцениваться как 3 обобщённых направления отношений:
Общее отношение к благосклонности окружающего мира вычисляется как среднее арифметическое между BW и BP (благосклонность мира и доброта людей).
Общее отношение к осмысленности мира, т.е. контролируемости и справедливости событий, вычисляется как среднее арифметическое между показателями J (справедливость мира), C (контролируемость мира) и реверсивным R (случайность). Для получения показателя реверсивного R нужно суммировать баллы, обратные набранным по R относительно середины шкалы.
Убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения вычисляется как среднее арифметическое между SW (ценность «Я»), SC (самоконтроль) и L (везение).
Ключ:
BW 5, 9, 25, 30
BP –2, 4, –12, 26
J 1, 7, 14, 19
C 11, 20, 22, 29
R 3, 6, 15, 24
SW –8, –18, 28, –31
SC 13, 17, 23, 27
L 10, 16, 21, 32
Тест М. Снайдера «Самомониторинг»
Исследование самопрезентации – процесса регуляции производимого субъектом впечатления, с учетом специфики социальных ситуаций и (или) выражения системы представлений о себе – связано с пониманием базовой человеческой потребности в общении и значимости формирования благоприятного впечатления о себе. Самопрезентация является своеобразным мостом, посредником между внутренним миром человека и внешним миром других людей; это средство представления внутренней сущности человека вовне. Она является поведенческим выражением образа «Я» и представляет собой способ регулирования взаимодействия субъекта с социальной средой. Как правило, самопрезентация направлена на создание социально одобряемого образа человека; практически любой человек заинтересован в том, чтобы оказывать на окружающих позитивное впечатление.
Самопрезентация относится к стремлению представить свой образ как для аудитории (других людей), так и для самого себя. Человек учится управлять впечатлениями, которые производит; мы выражаем себя, показывая в поведении определенный тип человека. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях мы, как правило, сознательно отслеживаем то впечатление, которое производим. Для некоторых сознательная самопрезентация – образ жизни, включающий в себя непрерывный контроль поведения и реакций окружающих, коррекцию социальной деятельности. В связи с этим изучение особенностей самопрезентации особенно важно для людей публичных профессий: менеджеров, политиков, журналистов, учителей, психологов и др.
С понятием самопрезентации тесно связано такое понятие, как самомониторинг. Оно введено Марком Снайдером и означает тенденцию к регулированию собственного поведения в целях соответствия требованиям социальной ситуации [8].
Это вид социального регулирования в ответ на реакцию других людей, тенденция отслеживать собственное поведение с целью произвести желаемое впечатление в ответ на «презентационные требования» ситуации, на реакции других людей. Согласно этому определению, человек стремится создать модель социального поведения, соответствующую данному особому контексту взаимодействия. Впечатление, формируемое о субъекте самопрезентации, является, с одной стороны, результатом активности субъекта самомониторинга, а с другой – результатом межличностного взаимодействия. Социальное взаимодействие требует способности управлять и контролировать вербальную и невербальную самопрезентацию, чтобы выработать у «зрителей» «желаемые» образы. При решении этой задачи учитываются, во-первых, характеристики ситуации и, во-вторых, информация о внутренних состояниях, персональных диспозициях субъекта самопрезентации.
Шкала измерения самомониторинга была создана для эмпирического исследования этого процесса (Self-Monitoring Skale). Шкала представляет собой набор из 18 высказываний, которые касаются личного поведения. Они построены по принципу «правда – ложь». По мнению автора, с помощью шкалы самомониторинга выявляются значительные различия в самоконтроле и экспрессивном поведении. Основное назначение шкалы самомониторинга – диагностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми. Гибкость поведения достигается за счет способности адекватно воспринимать состояние и поведение партнера по общению, постоянно контролировать и изменять собственное поведение с учетом полученной о человеке информации и требований коммуникативной ситуации.
Индивиды с высокой оценкой по шкале самомониторинга намного лучше способны намеренно выражать и передавать широкий спектр эмоций вербальными и невербальными средствами, чем те индивиды, у которых оценки по шкале самомониторинга низкие. По сравнению с индивидами с низким уровнем самомониторинга, они могут эффективно и убедительно демонстрировать сложные черты характера и поведенческие реакции, такие как настороженность, замкнутость, интровертированность. А затем «изображать» себя уже дружелюбными, открытыми, экстравертированными.
Характеристики индивидов с высоким уровнем самомониторинга. Такие люди особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопрезентации других; они умеют учитывать специфику данной социальной ситуации и осуществляют контроль и управление собственной вербальной и невербальной самопрезентацией с учетом этих факторов. Такие люди готовы модифицировать свое поведение, демонстрируют значительную вариативность поведения, используя большое количество поведенческих стратегий для того, чтобы получить позитивные результаты в любом социальном взаимодействии; они адаптивны, гибки и прагматичны. Этим людям свойственна социальная смелость, активность; они более жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны в отношениях с окружающими. При стремлении создать благоприятное впечатление о себе демонстрируются только лучшие качества.
Характеристики индивидов с низким уровнем самомониторинга. Такие люди не столь внимательны к социальной информации, являются менее гибкими в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Их поведение управляется – в функциональном смысле – внутренним эмоциональным состоянием. Они выражают себя так, как чувствуют; их поведение не реализуется в самопрезентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации. Во взаимодействии с другими могут проявляться прямолинейность, сдержанность в контактах, демонстрируется поведение, соответствующее собственным установкам, ценностям, упорство в отстаивании своего мнения. Люди с низким уровнем самомониторинга самодостаточны по натуре, в меньшей степени подвержены влиянию ситуации, принципиальны, откровенны.
Текст опросника.
Инструкция. В тексте приведены высказывания, которые касаются ваших личных поступков в разных ситуациях. Поскольку здесь нет совершенно одинаковых высказываний, то внимательно прочитайте каждое из них перед тем, как ответить. Если вы считаете, что утверждение верно или в основном верно, то поставьте на бланке ответов против номера данного утверждения знак «+». Если же вам кажется, что высказывание не подходит к описанию вашего поведения или в основном не подходит, поставьте знак «–».
Мы гарантируем, что ваши высказывания останутся в тайне, и просим вас отвечать на вопросы искренне и честно!
Мне трудно подражать поведению других людей.
На встречах, вечеринках, в компании я не пытаюсь сделать или сказать то, что должно нравиться другим людям.
Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам.
Я могу импровизировать речь даже по такой теме, в которой я совсем не разбираюсь.
Я думаю, что у меня есть способность оказывать впечатление на других людей и развлекать их.
Я, вероятно, мог бы стать хорошим актером.
В группе я редко являюсь центром внимания.
В различных ситуациях и с разными людьми я веду себя самым разнообразным образом.
Вряд ли я достигаю успеха тогда, когда пытаюсь понравиться другим людям.
Я не всегда тот человек, каким кажусь другим людям.
Я не изменю своего мнения или поведения, чтобы понравиться другим людям.
Я согласился бы быть тамадой на вечеринке.
Я никогда не был удачен в играх, требующих импровизации.
Мне трудно изменить свое поведение, чтобы соответствовать определенной ситуации или подстроиться под определенного человека.
На вечеринках и в компании я представляю другим людям возможность рассказывать шутки и анекдоты.
Я чувствую себя немного скованным в группах и компаниях и не могу в полной мере выразить себя.
Я могу смотреть в глаза другому и невозмутимо лгать, если это надо для дела.
Я могу обмануть других людей тем, что кажусь дружелюбным по отношению к ним, когда в действительности они мне вовсе не симпатичны.
Ключ для обработки результатов
Согласие с высказыванием (+) и несогласие с ним (–) означает уровень выраженности самомониторинга у исследуемого индивида. Максимальное количество баллов – 18 (самый высокий уровень самомониторинга).
(+) – вопросы 4, 5, 6, 8, 10, 12, 17, 18.
(–) – вопросы 1, 2, 3, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16.
Таблица 4.
Средние значения показателей самомониторинга
Показатель |
Средняя |
Ст. откл. |
Общая выборка студентов (муж- чины и женщины, n = 110) |
10,4 |
3,4 |
Мужчины (n = 52) |
10,9 |
3,1 |
Женщины (n = 52) |
9,5 |
3,7 |
Публичные профессии (n = 40) |
12,3 |
2,0 |
Технические профессии (n = 47) |
8,9 |
2,6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, под самоэффективностью понимается оценка индивидом собственных способностей, необходимых для совершения определенных действий в рамках решения конкретной задачи.
Вопрос изучения исследуемого в данной работе феномена требует подхода, включающего в себя два элемента:
1. Конктекстуальность самоэффективности. Это означает, что самоэффективность – явление не глобальное, а применительное, специфичное. Она рассматривается в отношении вполне определенной ситуации и в рамках конкретных задач.
2. Суждение о действиях в поле самоэффективности не связано с тем значением, которым индивид наделяет их. Здесь имеется в виду, что индивид вполне может оценивать свою эффективность на высоком уровне по отношению к каким-либо профессиональным действиям. Но при этом этот человек может быть совершенно не удовлетворен, если его профессия не приносит ему удовольствия в целом и возможности реализоваться.
Теория самоэффективности, разработанная Альбертом Бандурой подразумевает стратегию, при которой ситуативная оценка эффективности может обладать выраженной практической и прогностической ценностью.
Бандура говорил также о том, что важно разделять по смыслу понятия «ожидание эффективности» и «ожидание результатов». Обоснованием данного распределения является тот факт, что человек может ожидать какой-либо результат и при этом совершенно не верить в то, что ему хватит сил на выполнение определенных действий.
Понимание механизма самоэффективности строится вокруг веры индивида в собственные силы и способности, которые помогают ему совершить какие-либо действия на пути к цели. Таким образом, самоэффективность в определенной мере составляет мотивационный компонент. При этом, ни ожидание успеха, ни привлекательность потенциального результата не являются достаточными для того, чтобы запустить мотивацию индивида в должной мере.
Оценки самоэффективности позволяют спрогнозировать не только общий уровень достижений, но и успех/неудачу на уровне отдельных действий, а также определить круг специфичных заданий, с которыми может справиться человек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. СПб. : Питер, 2000. 368 с.