Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки государства
1.1. Эволюция взглядов на сущность государства
1.2. Основные подходы к сущности механизма государства, его признаков в российской юридической науке
Глава 2. Исследование функций государства
2.1. Функции государства и их развитие
1.2. Основные подходы к сущности механизма государства, его признаков в российской юридической науке
В отечественной юридической литературе существует множество точек зрения относительно понимания того, что собой представляет механизм государства и его функционирование. Однако единого подхода в этом вопросе учеными-юристами не выработано.1
В настоящее время в юридической науке существует множество подходов, среди которых наибольшее распространение получили: узкий, широкий и функциональный.
Узкий подход связан с отождествлением понятия «механизм государства» с государственным аппаратом. Например, профессор В. М. Сырых механизм государства определяет как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства[19], а Л. И. Спиридонов под механизмом государства понимает систему органов государства, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции[20]. Таким образом, с точки зрения узкого подхода механизм государства следует понимать как совокупность органов государственной власти и управления, которые осуществляют свои полномочия для реализации задач и функций государства[21].
Ряд других ученых поддерживают концепцию широкого подхода к пониманию механизма государства, включая в данное понятие, помимо государственного аппарата, предприятия и организации. Так, профессор М. И. Байтин под механизмом современного государства понимает пронизанную едиными законодательными принципами, основанную на разделении власти, располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства[22]. В. В. Лазарев отмечает, что механизм государства – это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также силовые структуры, применяющие в случае необходимости меры принуждения[23]. По мнению же М. Н. Марченко, механизм государства есть совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств государственной власти[24].
Сторонники широкого подхода относят силовые структуры к материальным придаткам, что, на наш взгляд, является не совсем справедливым. Нам представляется целесообразным выдвижение указанных структур на первый план, так как они обеспечивают одну из важнейших функций государства – его безопасность, а к материальным придаткам следует относить такие организации и учреждения, которые выполняют финансовое, техническое, иное обеспечение деятельности, направленное на реализацию задач и функций государства.
Кроме того, есть ряд ученых, которые не придерживаются ни узкого, ни широкого подходов, а рассматривают механизм государства в статике и динамике, в рамках так называемого функционального подхода. Так, Э. П. Григонис под механизмом государства понимает функционирование системы органов государства в их взаимосвязи и взаимодействии[25]. Л. П. Рассказов также полагает, что механизм государства есть совокупность государственных органов, предприятий и учреждений в состоянии динамики[26]. Некоторые ученые сравнивают механизм государства с живым организмом, так как и тот, и другой находятся в постоянном движении и развитии[27].
Все эти точки зрения вполне обоснованны, так как каждый из государственных органов наделен определенными полномочиями, в рамках которых они решают задачи и выполняют функции государства, где государственные органы выступают одним из элементов структурно-функциональной системы механизма государства[28].
Каждый из вышеуказанных подходов имеет право на существование, в связи с этим считаем целесообразным сформулировать три общих определения механизма государства.
В рамках узкого подхода: механизм государства – это система государственных органов, реализующая задачи и функции государства. В рамках широкого подхода: механизм государства – это совокупность законодательных, исполнительных, судебных и иных органов государственной власти, а также государственные учреждения, организации, предприятия и силовые структуры, деятельность которых направлена на реализацию задач и функций государства. В рамках функционального подхода: механизм государства – это взаимосвязанное функционирование всех элементов механизма государства[29].
Анализируя понятие механизма государства, нужно обратить внимание не только на различия, выявленные в основных подходах к его пониманию, но и на сходство, которое прослеживается в основных признаках, характерных для механизма государства:
1. Законность. Деятельность всех государственных органов, входящих в механизм государства, должна быть законной и основана на Конституции Российской Федерации и на других законах Российской Федерации.
2. Структурность. В механизм государства входят такие элементы, как: государственные органы, учреждения, организации, предприятия, материальные средства, вооруженные силы, в совокупности составляющие структуру механизма государства, внутри которой существует определенная иерархия[30].
3. Системность. Данный признак означает, что все вышеперечисленные элементы структуры механизма государства взаимосвязаны и взаимодействуют, то есть они являются отдельными частями единого целого.
4. Функциональность. Каждый из государственных органов, входящих в механизм государства, наделен определенными полномочиями, в рамках которых они реализовывают функции и задачи государства[31].
Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию механизма государства, а также основные признаки, его характеризующие, считаем необходимым сформулировать единое понимание механизма государства: механизм государства – это структурно-функциональная система государственных органов, деятельность, которых основана на принципах разделения ветвей власти и законности, а также государственных предприятий, учреждений и организаций, использующих материальные средства в своей деятельности, направленной на решение задач и выполнение функций государства, и, безусловно, силовых подразделений, обеспечивающих безопасность государства как важнейшую из функций такового[32].
Выводы
Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.
В соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности с определенной долей условности можно выделить экономическую, политическую, идеологическую, информационно-коммуникативную и полицейскую функции государства.
Механизм государства – это структурно-функциональная система государственных органов, деятельность, которых основана на принципах разделения ветвей власти и законности, а также государственных предприятий, учреждений и организаций, использующих материальные средства в своей деятельности, направленной на решение задач и выполнение функций государства, и, безусловно, силовых подразделений, обеспечивающих безопасность государства как важнейшую из функций такового.
Глава 2. Исследование функций государства
2.1. Функции государства и их развитие
В соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности с определенной долей условности можно выделить экономическую, политическую, идеологическую, информационно-коммуникативную и полицейскую функции государства. Безусловно, в юридической литературе существует и иная классификация.
Экономическая функция определяет место и роль государства в системе экономического развития, устанавливает пределы вмешательства государства в процесс управления экономикой. В самом общем виде эту функцию можно определить как обусловленное объективными условиями социального развития направление государственной деятельности в экономической сфере. Характеризуя экономическую функцию с точки зрения ее места и роли в системе функций государства, отметим следующие характерные черты. Во-первых, экономическая функция государства относится к числу основных функций. Это наиболее общее направление деятельности государства, по осуществлению стоящих перед ним целей и задач. Она имеет особую социальную значимость, в разной мере подлежит осуществлению всеми государственными органами и подлежит «дроблению» на подфункции. Во-вторых, экономическая функция государства носит постоянный характер, она не ограничена временными рамками и, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. В-третьих, экономическая функция государства реализуется как во внутренней (внутригосударственной), так и во внешнеполитической сфере[33].
Политическая функция также относится к числу исходных или так называемых «основных» функций государства. Ее фундаментальное значение определяется, прежде всего, особым местом и ролью государства в политической системе[34]. Центральное место государства в политической системе общества предопределяется тем, что государство:
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства (подданства);
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;
4) имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности);
5) осуществляет, как правило, монополию на правотворчество;
6) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);
7) определяет главные направления развития общества.
Идеологическая функция государства представляет собой направление государственной деятельности связанное с выработкой, закреплением и поддержанием на официальном уровне соответствующих идеологических установок, ценностных ориентиров. Таким образом, содержательная сторона идеологической функции государства представляет собой «реализацию каких-либо идеологем посредством формирования устойчивых мировоззренческих ценностей». Значение идеологической функции во многом определяется значением самой идеологии для общества. «Идеология не просто включает в себя определенные ценности, а имеет нормативный характер. Конституция и иные законодательные акты представляют собой материализацию идеологических постулатов какой-либо части социума, социальных групп или субъектов власти, а в идеале – всего общества»[35].
Информационно-коммуникативная функция государства – это направление государственной деятельности, определяемое необходимостью эффективного регулирования информационных потоков в обществе. В условиях формирующегося информационного общества эта функция становится приоритетной и в самом общем виде может пониматься как государственное управление информационно-коммуникативными процессами[36].
Полицейская функция государства – это направление государственной деятельности связанное с охраной интересов государства и общества от всевозможных нарушений, а также реализацией мер юридической ответственности в отношении нарушителей. Подобный подход позволяет утверждать, что реализация полицейской функции государства связана не только с полицией, но и с другими субъектами, вовлеченными в охранительные правоотношения и тем самым участвующими в реализации охранительной функции права. Таким образом, полицейская функция государства интерпретируется как установление и обеспечение внутригосударственного порядка специально уполномоченными государственными органами (полиция, армия, службы государственной безопасности, исправительные учреждения) посредством применения физического государственного принуждения.