Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и признаки государства

1.1. Эволюция взглядов на сущность государства

1.2. Основные подходы к сущности механизма государства, его признаков в российской юридической науке

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

Глава 2. Исследование функций государства

2.1. Функции государства и их развитие

2.2. Внутренние функции государства

Заключение

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

Список литературы

Обеспечение условий для развития всех форм собственности является важной предпосылкой осуществления государством как его экономической, так и инновационной функции, поскольку степень защищенности в стране прав собственности решающим образом предопределяет масштабы предпринимательской активности в национальной экономике.

Благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности находятся в прямой и непосредственной корреляции с масштабами осуществления в стране деятельности по созданию и внедрению инноваций. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики именно предприниматели выступают в качестве субъектов, генерирующих новаторскую активность на территории государства.

Как было в свое время справедливо отмечено одним из основоположников теории инноваций Й. Шумпетером, именно предприниматели занимаются инновациями и осуществляют их. В погоне за прибылью, стремясь достигнуть конкурентных преимуществ, необходимых для одержания победы в борьбе за потребителей на рынке, они создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства.

Даже давая дефиниции терминам «предприятие» и «предприниматель», Й. Шумпетер напрямую увязывал их смысловое содержание с реализацией инновационной деятельности. В частности, в работе «Теория экономического развития» он отмечал, что «под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций», а «предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций». Кроме того, Й. Шумпетер обращал внимание на то, что «появление одного предпринимателя облегчает появление других предпринимателей», а «успехи первооткрывателей на ниве предпринимательства вовлекают в эту сферу все больше желающих к осуществлению новых комбинаций».

Развивая в данном контексте идеи Й. Шумпетера, П. Друкер высказал мысль о том, что «нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг». Исходя из этого можно утверждать, что если государство с экономикой рыночного типа хочет развиваться на основе инноваций, то оно должно создать благоприятный климат для предпринимательской деятельности. С учетом указанного обстоятельства высокой значимостью для общества обладает целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение условий для развития в стране всех форм собственности и осуществляемая государством в ходе реализации его экономической и инновационной функций.


Важной для общества областью пересечения экономической и инновационной функций государства выступает и формирование в национальной экономике конкурентной среды, поскольку в условиях рыночной экономики конкуренция играет роль своего рода внешней принудительной силы, заставляющей производителей внедрять в производство достижения научно-технического прогресса.

По справедливому выражению Л. Эрхарда, конкуренция, будучи «наиболее эффективным средством для достижения благосостояния», с одной стороны, предоставляет всем людям возможность пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности в их роли потребителей, а с другой — уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышения производительности труда.

Обеспечивая рост производительности труда, повышение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, интенсифицируя производственный процесс, именно инновации выступают в рыночных условиях для субъектов хозяйствования в качестве главного инструмента победы в конкурентной борьбе. При этом существенным фактором формирования в национальной экономике конкурентной среды становится наличие в стране комплексной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства.

Вмешательство государства в процессы, протекающие в национальной экономике, должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить максимальные возможности для реализации прогрессивного потенциала рыночной системы хозяйствования. Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена для применения достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете более полного удовлетворения потребностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Как отмечает Ю. В. Яковец, трансформируясь с течением времени, рыночный механизм понуждает субъектов хозяйствования к нововведениям посредством сочетания «кнута» (разорения в жесткой конкурентной борьбе) и «пряника» (инновационной квазиренты для удачливых инноваторов).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в реальной действительности даже тех стран, где рыночная модель традиционна и функционирует несколько столетий, она не считается идеальной. Любое описание рыночной организации служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться экономика, чья идеология не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением.


Недостатки рынка, связанные с регулированием инновационной деятельности, проявляются в следующем:

1) рыночная система хозяйствования не способна обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики;

2) рыночные субъекты не ориентированы в должной мере на осуществление фундаментальных исследований, отдавая приоритет исследованиям прикладного характера, которые могут принести относительно быстрый практический результат. При этом, согласно ряду оценок, около 10 % промышленных инноваций вообще не было бы осуществлено при отсутствии академических исследований в соответствующих областях, причем в фармацевтической промышленности эта цифра достигает 30 %;

3) для рыночной системы хозяйствования характерна асимметрия информации, то есть ситуация, при которой разные субъекты рынка располагают разными объемами экономической информации, что способно в ряде случаев оказывать сдерживающее влияние на протекающие в стране инновационные процессы;

4) рынок зачастую не в состоянии обеспечить реализацию инновационных проектов, требующих слишком больших затрат (например, инновационных проектов по освоению космоса);

5) рыночная система хозяйствования не всегда способна осуществлять в масштабе всей национальной экономики крупные структурные сдвиги (в интересах развития в стране высокотехнологичных производств), ориентированные на перспективу.

А. А. Пороховский, анализируя роль государства в экономической системе в целом, выделяет следующие два аспекта соответствующей роли государства:

1) поддержание и защита рыночной системы, прежде всего рынка и конкуренции как таковых;

2) восполнение ограниченности рынка в тех сферах общественной жизнедеятельности, где рыночные принципы не могли прижиться как противоречащие интересам общества в целом[49].

Поскольку сам рынок не в состоянии преодолеть присущие ему как системе хозяйствования недостатки, связанные с регулированием инновационной деятельности, то общество должно иметь силу, способную взять на себя бремя преодоления провалов рыночной системы. В роли такой силы выступает государство, выполняющее присущие ему экономическую и инновационную функции, реализация которых осуществляется в их тесном взаимодействии.

Взаимодействие между инновационной и экономической функциями государства проявляется в том, что государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества не произвольным образом, а так, чтобы способствовать развитию экономики на инновационной основе, стимулирует изменение пропорций между отраслями народного хозяйства в пользу высокотехнологичных и в наибольшей степени инновационно активных отраслей.


Принимая решения об определении приоритетных сфер хозяйственной деятельности, любое государство в современных условиях обозначает в качестве таковых, как правило, те сферы, для которых характерны производство товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью и наиболее высокий уровень новаторской активности. Осуществляя капиталоемкие проекты и программы развития национальной экономики в целом и отдельных ее сфер, современные государства сосредоточивают первоочередное внимание на инновационных и высокотехнологичных проектах.

Цели активизации новаторской деятельности подчинена и антикризисная деятельность государства. Например, в ходе борьбы с безработицей оно способно организовать переобучение безработных профессиям и специальностям, которые в наибольшей степени будут востребованы в национальной экономике в рамках ее развития на инновационной основе.

Степень экономической безопасности любого современного государства решающим образом предопределяется конкурентоспособностью его национальной экономики, уровнем развития его научно-технического и образовательного потенциала, уровнем и темпами его инновационного развития. При этом, как справедливо отмечают В. В. Худеева и С. П. Юхачев, успех реализации инновационного сценария как важнейшего императива экономической безопасности страны в настоящий момент напрямую зависит от того, насколько активную роль в выборе стратегических инновационных приоритетов будет играть государство.

Таким образом, экономическая безопасность государства является в современных условиях комплексным результатом его деятельности в рамках осуществления присущих ему экономической и инновационной функций, их взаимодействия между собой.

Нельзя не согласиться с утверждением ряда авторов (Л. И. Абалкин, О. Б. Купцова, С. Ф. Серегина, Ф. И. Шамхалов) о том, что государственное воздействие в сфере экономики характеризуется реализацией не одних только экономических интересов, а интересов общественных во всей их совокупности, преследует цель развития не только экономики, но и общества в целом.

При этом в рамках анализа экономической функции государства в научной литературе, как правило, принято выделять ряд подфункций указанной функции.

В частности, Н. И. Базылев и С. П. Гурко называют следующие подфункции экономической функции государства:

1) воспроизводственно-технологическую (деятельность государства

по созданию условий для обеспечения нормального хода воспроизводственного процесса, для удовлетворения потребностей производства в необходимых ресурсах, а людей — в необходимых им материальных и духовных благах);


2) антимонопольную (деятельность государства, ориентированная на поддержку конкуренции и противодействие монополизму);

3) стабилизационную (деятельность государства, направленная на обеспечение в стране экономического роста, полной занятости и стабильности цен);

4) прогностическую (деятельность государства по определению приоритетных ориентиров экономического развития страны, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития национальной экономики, выявления соответствующих тенденций и направлений движения, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы);

5) регулирующую (деятельность государства, ориентированная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики, создание правовых, финансовых и социальных основ функционирования рынка, обеспечение социальной защиты населения страны).

Инновационная функция государства, находясь в тесной взаимосвязи с его экономической функцией, тем или иным образом взаимодействует с каждой из указанных выше ее подфункций.

Взаимосвязь между инновационной функцией государства и воспроизводственно-технологической подфункцией его экономической функции проявляется в том, что государство не просто способствует нормальному ходу воспроизводственного процесса, а его роль ориентирована на то, чтобы обеспечивать расширенное воспроизводство на принципиально новой, качественно более совершенной технологической основе. В данном случае речь идет не просто о создании условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, но о постоянном повышении качества указанных ресурсов за счет разработки и внедрения прогрессивных нововведений, не просто об удовлетворении потребностей людей в материальных и духовных благах, но о постоянном повышении качественных характеристик соответствующих благ за счет использования результатов инновационной деятельности.

Взаимосвязи между инновационной функцией государства и антимонопольной подфункцией его экономической функции весьма разнообразны. С одной стороны, государство создает некоторые предпосылки для возникновения монополизма, устанавливая возможность патентной защиты отдельных объектов интеллектуальной собственности, что объективно необходимо для того, чтобы потенциальные инноваторы имели материальную заинтересованность в осуществлении новаторской деятельности и создании потенциальных инноваций. Однако, с другой стороны, обозначенная патентная защита всегда ограничена четкими временными рамками. Кроме того, государство способно за счет использования комплекса административных и экономических мер содействовать развитию конкурентной среды и препятствовать тем самым возникновению монополий на высокотехнологичных рынках.