Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и признаки государства

1.1. Эволюция взглядов на сущность государства

1.2. Основные подходы к сущности механизма государства, его признаков в российской юридической науке

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

Глава 2. Исследование функций государства

2.1. Функции государства и их развитие

2.2. Внутренние функции государства

Заключение

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

Список литературы

Современное государство является сложной многофункциональной целостностью. Оно характеризуется наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Государство обеспечивает целостность общества, являясь центром, к которому тяготеют другие политические силы. Оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения функционирования человеческой общности: обеспечивает общественную безопасность, охрану окружающей среды, организованность общества, наличие в нем порядка. Государство также определяет положение в обществе социальных групп, их права, льготы, обладая такой функцией, как принуждение. Оно пользуется правом на навязывание личности и прочим своей воли с помощью аппарата насилия – армии, служб охраны общественного порядка и государственной безопасности[37].

Государство располагает правом, присущим только ему: на нормирование жизни общества, издание законов, имеющих общеобязательный характер. Другим исключительным правом государства является взимание налогов, имеющих всеобщую обязательность. Оно постоянно заботится об их поступлении. Налоги – индикатор качества взаимоотношений государства и общества.

Государство как политическая структура имеет сложное строение. Традиционно выделяют три ветви государственной власти: исполнительную, законодательную и судебную, имеющие в разных государствах разное оформление и названия. Возможен и иной подход к структурированию государства с выделением верховной власти и ее носителей, образующих центры принятия решений, и бюрократии, выполняющей вспомогательную роль.

Дифференциация государственных структур и их специализация определяются функциями, которые выполняет государство. Если оно берет на себя регулирование экономики, то это порождает создание соответствующих властных органов. Социальные функции государства обусловливают развитие служб социального страхования, трудоустройства[38].

Высшее общественное предназначение государства – обеспечение нормального, безопасного функционирования общества, создание условий, при которых целостность общества и его функционирование достигаются преимущественно за счет экономических и духовных факторов.

С сущностью государства тесно связано его социальное предназначение. Иногда их отождествляют, хотя они имеют определенные различия. Государство – исторически сложившаяся социальная система, управляющая обществом. Это организация общества, его институт, обслуживающий общественные интересы и призванный действовать во имя всеобщего блага. Главное предназначение государства – служить обществу[39]. В этих целях оно должно:


1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный мир и стабильность в обществе, выступая арбитром в отношениях между различными группами и слоями общества при столкновении их интересов и добиваться социального компромисса;

3) обеспечивать защиту общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешней агрессии;

4) защищать личность от произвола, создавать нормальные условия жизни для всех членов общества независимо от их непосредственного участия в производстве благ, заботиться о социально незащищенных слоях и группах населения;

5) выступать силой, интегрирующей общество, добиваться в нем мира и согласия, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

Назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться, проявлять свои способности и дарования. В реальности отношения между человеком и государством достаточно противоречивы. Заставить государство на деле служить человеку – весьма непростая задача. Современное социальное назначение государства определяется объективными условиями, характерными для уровня развития общества, такими ценностями, как демократизм, равенство, справедливость, свобода личности, интересы общества[40].

С развитием общества меняются не только воззрения на назначение государства, но и само его назначение. Во-первых, государство становится органом преодоления социальных противоречий, координируя интересы различных групп населения, принимая такие решения, которые поддерживаются всеми слоями общества. Во-вторых, в деятельности государства происходит переориентация на демократические институты и принципы (разделение властей, верховенство закона, гласность, высокая роль правосудия). В-третьих, изменяется роль государства на международной арене: во внешней политике большое внимание уделяется взаимным уступкам, компромиссам и договоренностям с другими государствами.

Одним из признаков современного государства является постепенная утрата им классовой организации. Классы растворяются в социальной организации гражданского общества[41]. Государство перестает быть орудием классового господства, утрачивает свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство. Сущностью такого государства является соединение всех социальных групп населения, наций, народностей в единое целое, объединенное понятием «гражданское общество». Принципиальное его отличие от эксплуататорского государства заключается в том, что основной целью здесь являются защита и обслуживание интересов всего общества, а не какой-то его отдельной части. В социальном государстве права, свободы и законные интересы человека являются высшей ценностью, преобладая над интересами иных участников общественных отношений (государственных органов, должностных лиц) [42].


Характерной чертой этого государства является забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, многодетных семьях. Для них устанавливаются государственные пособия, пенсии, дотации, субсидии. Поддержка указанных категорий населения непосредственно связана с участием социального государства в управлении экономикой страны. Оно вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным, а также изымая средства на формирование государственного бюджета.

Российскую Федерацию сегодня еще в полной мере нельзя отнести к такому типу государств. Однако обнадеживает конституционное закрепление у нас признаков социального государства. Видимо, Россию можно назвать страной, находящейся в переходной стадии к государству данного типа.

2.2. Внутренние функции государства

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по решению задач внутри страны и общества. К внутренним функциям государства относятся: политическая, организационно-правовая, экономическая, социальная, экологическая.

Рассмотрим каждую функцию государства более подробно[43].

Политическая функция заключается в сохранении и укреплении государственной власти, обеспечении политической стабильности, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества, формировании органов государственной власти, обеспечении защиты конституционного строя и государственного суверенитета, осуществлении правотворческой деятельности. Правовая функция заключается в правотворчестве, установлении правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охране правопорядка, охране прав и свобод человека и гражданина.

Охрана правопорядка - это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами[44].

Касаясь функции обеспечения народовластия, стоит отметить, что в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов, через которые осуществляется эта функция. Это, прежде всего, те представительные органы, которые народ выбирает и наделяет полномочиями от своего имени осуществлять власть. То есть государство обязуется защищать и охранять права, интересы граждан и организаций.


Экономическая функция обеспечивает нормальное развитие и функционирование экономики. Государственная программа по развитию экономики предусматривает финансирование исследований в сфере науки и промышленности, особенно в области тех направлений, которые наиболее приоритетны для государства.

Экономическая функция государства связана с инновационной. Инновационная функция государства представляет собой основное направление деятельности государства, обусловленное объективно существующими потребностями общественной жизни, выражающее в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе, имеющее соответствующую законодательную регламентацию и предполагающее целенаправленное воздействие со стороны государства на общественную жизнь с целью качественного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов[45].

Будучи важным элементом в системе функций современного государства, инновационная функция государства находится в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости с иными выполняемыми государством функциями. Выявление и анализ характера взаимосвязей и взаимодействия инновационной функции государства с другими его функциями необходимы для установления роли, места и значения инновационной функции государства в современном обществе[46].

Экономическая функция государства охватывает следующие составляющие его деятельности:

1) законодательное регулирование экономических процессов, хозяйственной жизни страны;

2) государственное экономическое планирование;

3) выработка и координация государством основных направлений экономического развития страны;

4) обеспечение условий для развития всех форм собственности;

5) формирование в национальной экономике конкурентной среды;

6) определение пределов вмешательства государства в экономические процессы;

7) создание благоприятных условий хозяйствования в приоритетных сферах;

8) поддержка малого и среднего предпринимательства;

9) управление государственным сектором в экономике;

10) осуществление проектов и программ развития экономики в целом и в различных ее сферах, требующих больших капиталовложений и имеющих исключительную важность для общества;


11) обеспечение экономической безопасности[47].

В современных условиях экономическое развитие любого государства так или иначе обусловлено производством предприятиями, функционирующими на его территории, инновационной конкурентоспособной продукции, разработкой и внедрением ими новых технологий, масштабами и интенсивностью деятельности в стране организаций, занимающихся проведением научных исследований. Как следствие этого, законодательное регулирование протекающих в стране экономических процессов не может не затрагивать вопросы стимулирования научно-технического прогресса на территории государства, внедрения его достижений в практику деятельности отечественных субъектов хозяйствования. В процессе соответствующей правотворческой деятельности разрабатываются и принимаются законы, издаются иные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление инновационной деятельности в стране[48].

Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что создание и внедрение инноваций могут иметь место не только в сфере национальной экономики, но и в других сферах общественной жизни (например, в сфере государственного управления, правоохранительной, социальной сфере). Как следствие, правовые нормы, регулирующие осуществление инновационной деятельности в стране, также регламентируют протекание соответствующих процессов не только в сфере национальной экономики, но и в иных сферах и областях жизнедеятельности общества.

В этой связи инновационная функция государства никоим образом не может рассматриваться в качестве составляющей его экономической функции. Инновационная и экономическая функции государства при всем теснейшем взаимодействии между собой выступают в качестве самостоятельных функций государства.

Государственное экономическое планирование, выработка и координация государством основных направлений экономического развития страны в современных условиях невозможны без учета соответствующих достижений научно-технического прогресса. В сфере экономики деятельность государства призвана концентрироваться на решении инновационных задач, и в особенности на приоритетном развитии науки и новых технологий.

Современные государства, как правило, обозначают в качестве основных направлений экономического развития те направления и сферы хозяйственной деятельности, которые являются высокотехнологичными, в наибольшей степени сопряжены с процессами разработки и внедрения инноваций. Эффективное развитие как экономических, так и государственных институтов возможно лишь при наличии целостной, научно обоснованной и законодательно закрепленной стратегии развития государства, в которой будут находить свое отражение приоритеты развития общества.