Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и признаки государства

1.1. Эволюция взглядов на сущность государства

1.2. Основные подходы к сущности механизма государства, его признаков в российской юридической науке

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

Глава 2. Исследование функций государства

2.1. Функции государства и их развитие

2.2. Внутренние функции государства

Заключение

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

Список литературы

Взаимосвязь между инновационной функцией государства и стабилизационной подфункцией его экономической функции находит свое выражение в том, что государство не только способствует обеспечению экономического роста в стране, но и уделяет внимание его качеству.

При этом необходимо понимать, что национальным интересам любого современного государства соответствует такая ситуация, когда имеет место не просто экономический рост, а долгосрочный экономический рост на инновационной основе.

Важными составляющими взаимосвязи между инновационной функцией государства и регулирующей подфункцией его экономической функции являются:

1) участие государства в реализации инновационных и высокотехнологичных проектов;

2) деятельность государства по формированию и развитию национального законодательства об инновационной деятельности;

3) деятельность государства по формированию и развитию устойчивой финансовой базы для поддержки инновационных процессов в стране;

4) прямое и косвенное участие государства в формировании национальной инновационной инфраструктуры;

5) государственная поддержка фундаментальных исследований, осуществляемых в стране;

6) деятельность государства по формированию кадрового потенциала, необходимого для устойчивого развития национальной экономики на инновационной основе.

Взаимосвязь между инновационной функцией государства и прогностической подфункцией его экономической функции проявляется в том, что в процессе прогнозирования развития национальной экономики разрабатываются в том числе прогнозы научно-технического прогресса, развития высокотехнологичных отраслей и рынков, а также инновационной деятельности в стране в целом.

Выделяют следующие подфункции экономической функции современного государства:

1) развитие и совершенствование энергетической системы;

2) развитие агропромышленного комплекса;

3) кредитно-денежная и фискальная политика;

4) развитие наукоемкой экономики;

5) инвестиционная политика;

6) внешнеэкономическая деятельность;

7) повышение эффективности управления государственным сектором экономики.

При этом реализация государством каждой из обозначенных подфункций экономической функции самым непосредственным образом взаимосвязана с процессами создания и внедрения инноваций в стране, с осуществлением государством присущей ему инновационной функции.

Кредитно-денежная, фискальная, инвестиционная и внешнеэкономическая политика государства находится в тесной взаимосвязи с его инновационной политикой. В частности, область пересечения фискальной и инновационной политики государства — налоговое стимулирование инновационной деятельности в стране, область пересечения кредитно-денежной и инновационной политики — льготное рефинансирование инновационных проектов. Важной составляющей инвестиционной политики государства является поддержка на национальном уровне инвестиций в создание и внедрение инноваций, в реализацию инновационных проектов, а важной составляющей внешнеэкономической политики — поддержка со стороны государства экспорта отечественной инновационной и высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки.


В свою очередь, достижение высокой степени эффективности управления государственным сектором экономики невозможно как без обеспечения на предприятиях государственной формы собственности высокой интенсивности внедрения новых технологий и производства в значительных объемах инновационной продукции, так и без обеспечения высокой инновационной активности деятельности самих органов государственного управления.

Таким образом, взаимосвязи между инновационной функцией государства и его экономической функцией находят свое проявление во множестве областей пересечения и точек соприкосновения инновационной функции с отдельными подфункциями экономической функции государства.

Следует учитывать, что в рамках выполнения государством экономической функции его деятельность не сводится к одному только стимулированию создания и использования достижений научно-технического прогресса в национальной экономике. Экономическая функция государства имеет множество иных целей и задач, напрямую не связанных с процессами создания и внедрения инноваций.

Законодательное регулирование экономических процессов в стране предполагает регламентацию не только инновационной деятельности отечественных предприятий, а всей хозяйственной деятельности как таковой. Формирование в национальной экономике конкурентной среды, борьба со стороны государства с монополизмом обусловлены необходимостью стимулировать внедрение в производство научно-технических достижений и разработок и, кроме того, заботиться о приемлемых для потребителей ценах на товары и услуги, противодействуя ценовому диктату монополистов. Государственное экономическое планирование, поддержка малого и среднего предпринимательства, иные составляющие экономической функции государства в той или иной конкретной экономической ситуации также могут быть ориентированы на достижение не связанных с научно-техническим прогрессом целей и задач.

В то же время необходимо принимать во внимание, что в рамках осуществления государством инновационной функции его деятельность не сводится к поддержке процессов создания и внедрения инноваций в одной только национальной экономике. Инновационная политика государства способна выходить за рамки его экономической политики, может преследовать цели, связанные со стимулированием новаторской активности в иных по отношению к экономике областях и сферах жизнедеятельности общества. В частности, речь может идти о поддержке со стороны государства инновационной активности в правоохранительной сфере, в сфере экологии, в социальной сфере, в сфере обороны и безопасности.


Две указанные выше посылки наглядно демонстрируют относительную независимость друг от друга инновационной и экономической функций государства, которые при всех их взаимосвязях между собой и при всей взаимообусловленности являются самостоятельными функциями государства.

Вместе с тем, всячески стимулируя и поддерживая в ходе реализации инновационной политики процессы создания и внедрения инноваций в национальной экономике, государство в данном случае осуществляет деятельность, составляющую одновременно часть содержания как его инновационной, так и экономической функции.

Таким образом, инновационная функция государства, будучи органично связанной с его экономической функцией, обеспечивает в ходе взаимодействия с последней реализацию применительно к сфере национальной экономики своей целевой установки, заключающейся в качественном совершенствовании различных сторон общественной жизни за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.

Функция налогообложения тесно связана с экономической функцией. В новых условиях развития России налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики[50]. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективное развитие народного хозяйства. Содержание функции налогообложения содержит формирование казны государства, а также её пополнение с помощью любых видов налогов.

Главным назначением социальной функции является обеспечение общественного благополучия, создание равных условий и возможностей для всех граждан страны, особенно защите интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети). Содержание этой функции многообразно: от охраны государством здоровья, поддержки и развитии образования, науки, культуры, труда людей, до установления размера пенсий. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на различные выплаты[51]. Преодоление, смягчение роста безработицы, бедности, стабилизация уровня жизни являются одними из важнейших сторон социальной функции государства. Для устранения данных проблем государством разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения.


Основное содержание экологической функции – это государственная деятельность по обеспечению охраны окружающей среды и улучшение её качества. Необходимость данной функции обусловлена тем, что на сегодняшний день в стране происходит научно-техническая революция, последствия которой могут неблагоприятно повлиять на окружающую среду и самого человека. Научно-техническая революция, хоть и создает блага для человека, но и вместе с этим она же связана с тем, что природа вовлекается в производство, что в последствии приводит к различного рода загрязнениям воды и воздуха, тем самым создавая угрозу как для человека, так и для мира растительного и животного[52].

Кроме того, Россия, обладая огромными природными ресурсами, но пока не имеет достаточного опыта, чтобы грамотно эти ресурсы использовать, что является одной из основных проблем, касающихся экологической функции. Таким образом, внутренние функции государства сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны. Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач. Примером таких функций служит экономическая, социальная, охранительная и другие функции.

Выводы

В отечественной юридической науке не существует единого мнения по вопросу количества функций государства и их классификации. Каждая из точек зрения имеет право на существование. Наиболее распространенными являются разделения функций государства на внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Функции государства, определяемые как перманентные, присущи всем этапам развития государства, а также всем его типам и любым формам политического режима.

Они направлены на решение задач обеспечения свободы, безопасности и собственности всего общества, государства, определенных социальных групп и отдельных граждан. Перечень объектов, которые обеспечиваются государством, а также методы осуществления перманентных функций напрямую зависят от определенного этапа развития государства, его типа или политического режима.

Заключение

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод). Следует заметить, что в большинстве своем общесоциальные концепции сущности государства опирались не на реальный политико-правовой строй, а проекты идеального государственного устройства. При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства (аналогичные взгляды высказывают и анархисты), то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.


В соответствии с основными важнейшими сферами социальной жизнедеятельности с определенной долей условности можно выделить экономическую, политическую, идеологическую, информационно-коммуникативную и полицейскую функции государства.

Механизм государства – это структурно-функциональная система государственных органов, деятельность, которых основана на принципах разделения ветвей власти и законности, а также государственных предприятий, учреждений и организаций, использующих материальные средства в своей деятельности, направленной на решение задач и выполнение функций государства, и, безусловно, силовых подразделений, обеспечивающих безопасность государства как важнейшую из функций такового.

В рамках системного подхода под формой государства следует понимать формально закрепленную и сложившуюся в результате политической практики организационно-функциональную структуру государства, отражающую единство взаимосвязей всех сторон организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействия с населением. К основным сторонам (элементам) формы государства, образующим единство взаимосвязей, относятся: форма правления, государственный (политический) режим и территориальное устройство государства.

Классификация государств возможна по различным основаниям: по социальным признакам (в зависимости от характера государственной власти), по форме (в зависимости от способа организации), по видам государственного режима (в зависимости от методов осуществления государственной власти), по способу возникновения (революция, объединение государств и образование нового единого государства, разделение государства на несколько новых независимых государств).

В отечественной юридической науке не существует единого мнения по вопросу количества функций государства и их классификации. Каждая из точек зрения имеет право на существование. Наиболее распространенными являются разделения функций государства на внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные.

Функции государства, определяемые как перманентные, присущи всем этапам развития государства, а также всем его типам и любым формам политического режима.

Они направлены на решение задач обеспечения свободы, безопасности и собственности всего общества, государства, определенных социальных групп и отдельных граждан. Перечень объектов, которые обеспечиваются государством, а также методы осуществления перманентных функций напрямую зависят от определенного этапа развития государства, его типа или политического режима.