Файл: Гендерные различия и особенности проявлений профессионального стресса.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Сущность стресса как составляющие профессиональной деформации
1.2. Гендерные различия проявлений профессионального стресса. Последствия профессионального стресса
Глава 2. Эмпирическое исследование Гендерных различий проявления профессионального стресса
2.1. Результаты эмпирического исследования
Введение
Актуальность темы исследования курсовой работы. На протяжении многих лет вопросом гендеpной психологии, занимались в основном зарубежные ученые. Отечественные ученые начали вносить вклад в данную отрасль психологии только с 1960-х годов. Одним из первых исследователей был Б. Г.Ананьев, написавший работу, в которой он выделил глобальные различия между мужчиной и женщиной. А. А. Бодалев [13], В.А. Лосенков , В. Н. Куницына и многие другие разрабатывали различные аспекты гендеpных различий.
Гендеpная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией).
Профессиональные стрессы могут накладывать личностные переживания, что приводит к кумулятивному эффекту. Самыми опасными и стрессогенными профессиями в современном обществе считаются спасатель, пожарный, полицейский, летчик. Для успешной профессиональной деятельности необходимо иметь представление о преодолении стресса с помощью различных способов.
Цель исследования – проанализировать гендерные различия проявлений профессионального стресса.
Объект исследования – личность, подверженная деформации стрессового типа.
Предмет исследования - особенности профессионального стресса в деятельности в зависимости от пола.
Описание выборки: в исследовании приняли участие 40 сотруденов АО «Тендер» (Магинат).
Гипотеза исследования: подверженность профессиональному стрессу и психическое истощение в профессиональной деятельности менеджеров во многом определятся их личностными характеристиками (эмоциональная устойчивость, уровень тревожности, влиятельность, коммуникативные свойства) и по-разному проявляется в деятельности сотрудников в зависимости от пола.
- Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме профессионального стресса;
- Проанализировать особенности гендерных различий проявления профессионального стресса;
- С помощью эмпирического исследования выявить гендерные различия проявлений профессионального стресса;
- На основе полученных данных разработать практические рекомендации по развитию личностных характеристик, снижающих уровень профессионального стресса.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Теоретический анализ литературы по проблемам профессионального стресса и особенностям деятельности менеджеров.
- Эмпирические методы: психодиагностический метод:
- «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко);
- «Определение психического выгорания» (А.А. Рукавишников)
- «16-факторный опросник» Кеттелла (форма С)
- Методы количественной и качественной обработки данных (анализ средних величин).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению профессионального стресса и Гендерных различий проявления профессионального стресса
1.1.Сущность стресса как составляющие профессиональной деформации
Анализ научных исследований и трудов отечественных и зарубежных психологов позволяет определить основные факторы влияющие на стрессоустойчивость (К.Маслач, Б. Перлман и Е. Хартман, А.Пайне, К.Кондо, Е.П.Ильин, Н.В. Андрущенко, Е.Г.Чугина, О.В. Крапивина и др.):
- личностный, при котором этот синдром определяют индивидуальнопсихологические свойства индивида;
- организационный, фокусирующий свое внимание на аспектах рабочей среды: многочасовом характере работы, монотонности и однообразии, нечетких требованиях к содержанию, несоответствии характера руководства содержанию работы, отсутствии возможности профессионального роста;
- ролевой, реализующийся в ролевой 19 формируется в детстве (3-5 лет) и остается достаточно устойчивым на протяжении всей жизни [2].
Личностные характеристики, провоцирующие выгорание, В.И. Орел называет «катализаторами», а тормозящие его процесс – «ингибиторами» выгорания [5].
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональной неустойчивости, Х. Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жѐсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж [6].
М. Фридман, Р. Розенман описали тип личности «А», который, по мнению авторов, отличается высоким субъективным значением профессиональной деятельности в совокупности с низким уровнем устойчивости к стрессу и фрустрации, сочетающийся с высоким темпом жизни, склонностью к лидерству, признанию и сорвеновательности, и даже агрессивности. Сюда также можно добавить и высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической перегрузки, и стремление к совершенству, и связанную с этим неудовлетворѐнность эффективностью своей деятельности, в сочетании с отсутствием социальной поддержки. Вышесказанное позволяет отнести тип «А» к группе риска быстрого развития синдрома профессионального выгорания. Отсюда следует повышение риска развития коронарных заболеваний и других психосоматичесикх расстройств на фоне неблагоприятных последствий такого типа поведения [4].
В трудах отечественных исследователей также можно проследить самые различные корреляции индивидуально-психологических характеристик с показателями синдрома эмоционального выгорания. Так, на основании проведенных С. Иевлевой и Т. Шаталовой исследований выявлена взаимосвязь 20 трех типов акцентуаций характера с развитием феномена эмоционального выгорания [21].
Профессиональная деформация — это, по сути, любое изменение личности и закрепление за ней определенных черт под влиянием профессиональной деятельности. Такая деформация не несет каких-то опасных последствий для человека. Для анализа профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы мы рассмотрим в первую очередь те психологические аспекты данного явления, которые оказывают на личность сотрудника и его профессиональную эффективность наиболее негативное влияние. [2.C.16]
В связи с этим, по нашему мнению, профессиональная деформация рассматривается как процесс и результат изменений в личности сотрудника, основной причиной которых является влияние характера и условий профессиональной деятельности, а итогом - снижение личного и профессионального благополучия сотрудника (эффективности, безопасности и других характеристик деятельности). [3.C.135]
В переводе с латинского слово «deformatio» обозначает искажение, обезображивание, в русском языке эти слова имеют негативный оттенок.
Профессиональная деформация представляет собой теневую сторону формирования и развития человека. Это дань, которую платит сотрудник за профессиональную специализацию, максимальный уровень притязаний, страстную увлеченность деятельностью. [8.C.116]
Профессиональная деформация имеет свою структуру, выделяют также различные виды профессиональной деформации. В структуре профессиональной деформации выделяют скорость, широту, глубину и степень.
Скорость профессиональной деформации индивидуальна для каждого человека и зависит как от личностных особенностей, так и от факторов среды. Темпы деформаций несколько возрастают после двух лет и значительно увеличиваются после пяти лет службы, например, в должности сотрудников оперативного и воспитательного отделов исправительного учреждения. Явные признаки деформации отмечаются у значительной части сотрудников, прослуживших свыше десяти лет. Более глубокая деформация наступает в последующий период службы - после десяти лет работы. Однако эти цифры можно считать условными, так как скорость деформации зависит от того, насколько человек предрасположен к ее возникновению, а предшествующей деятельностью была подготовлена почва для негативных изменений. Проведенные исследования показывают, что выпускники средних и высших учебных заведений, готовящих специалистов для исправительной системы, приходят в практические органы с уже имеющимися признаками деформации той или иной степени. [5.C.22]
Широта деформации характеризуется наличием тех или иных видов негативных изменений, а также поражением сфер личности: интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой.
Глубина деформации показывает, насколько возможна коррекция негативных изменений от начальной стадии деформации до проявления комплекса социально-профессиональной неадекватности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы и последующей ее деградации, когда профилактические и коррекционные мероприятия неэффективны.[7.C.74]
Степень (уровень) деформации является комплексным показателем, включающим в себя названные характеристики.
Условно можно выделить следующие этапы развития деформации личности:
- начальный - использование сотрудниками нецензурных выражений, жаргона и специфических приемов общения;
- первый промежуточный - изменение потребностей, мотивационной, ценностной структур личности; усвоение образа мыслей криминальной среды, начальные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
- средний - деформация интеллектуальной, нравственной, эмоциональной и волевой сфер личности;
- второй промежуточный - перенимание криминальной среды, существенные изменения в психическом и физическом состоянии личности;
- конечный - профессиональная непригодность и комплекс социально-профессиональной неадекватности личности.
1.2. Гендерные различия проявлений профессионального стресса. Последствия профессионального стресса
В гендеpной психологии при анализе проблем полового разделения делается акцент на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства. Современная психология разводит понятия пол и гендеp.
Понятие «гендеp» появилось только в 60 – 70-х гг. ХХ века. До этого времени различия между мужчинами и женщинами (в том числе социальные) не являлись предметом эмпирических исследований. С. Бем [10, с. 94] определяет гендеp как социальный пол, предписывающий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается другими людьми. Возникновение данного термина, а также появление новых исследований в области гендеpной психологии, свидетельствуют о возросшем интересе ученых именно к различиям в социальных ролях. Когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины "пол" и "половой диморфизм". Когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли личности, то речь идет о гендеpе, гендеpных различиях.
Сейчас одной из актуальных тем является тема гендеpной идентичности, то есть разделения на группы с типами гендеpной идентичности «феминность», «маскулинность», «андрогинность». Этим вопросом занимались С.Бем, Д. Гилмор, Д. Спенс, И. Кон, Р. Сарсембаева, С. Ушакин и многие другие. Маскулинность, феминность, андрогинность — генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.
Фемининный тип гендеpной идентичности предписывает человеку быть заботливым, эмоциональным, чувствительным к интересам и проблемам других людей. Личности с преобладанием фемининных признаков в социальной жизни больше ориентированы на качество жизни, нежели те, у кого преобладают маскулинные признаки. Маскулинный тип гендеpной идентичности требует от человека активности, агрессивности, доминирования, амбициозности.
Показателями доминирования маскулинности в социуме являются такие ценности, как социальный статус, имидж, профессиональный и материальный успех. У людей с андрогинным типом гендеpной идентичности одновременно присутствуют маскулинные и фемининные признаки, не всегда в равной степени. Е.П.Ильин [21] считает, что в зависимости от степени выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности личность может иметь склонность к разным профессиям, а также в процессе овладения профессией могут развиваться те фемининные, маскулинные, андрогинные качества, которые необходимы личности для успешной профессиональной деятельности. В современных условиях многие профессии несут в себе различные стрессы.