Файл: Товарная информация: виды, средства, способы, методы (на примере молочной продукции -мороженого).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно статье 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.[12]

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:[13]

  • наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированнных организмов), пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) в том числе при предоставлении кредита, размер, полную сумму и график погашения суммы;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), режим работы организации (продавец размещает данную информацию на вывеске), номер лицензии и номер свидетельства о государственной аккредитации (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию и исполнитель имеет государственную аккредитацию), срок действия лицензии и указанного свидетельства, информацию об органе, выдавшем данные документы;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды;[14]
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнении работ, услуг);
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Данная информация доводится до потребителя в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

В статье 12 Закона предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Указанной статьей установлено, что, если при заключении договора потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя. Закон прямо указывает, что при рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.[15]

Данный документ разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.


Следует также рассмотреть нормативные правовые акты по вопросам маркировки товаров.

Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (2 февраля 2018 года). Основная задача соглашения заключается в унификации процессов маркировки на всей территории союза. Данный документ позволяет принимать гибкие решения по использованию маркировки в отношении не узкого перечня товаров, а расширенного спектра продукции.

Федеральный Закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2018).

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 791-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации»[16]. Данное распоряжение обозначает группы товаров, которые подпадают под обязательную маркировку средствами идентификации.

1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных товаров

Маркировка – это текст, изображение или условное обозначение, которые наносятся на товар или его упаковку. Основная задача маркировки состоит в том, чтобы довести до потребителя основную и важную информацию о продукции.

Основные функции маркировки.

Информационная функция заключается в нанесении на товар или упаковку необходимых сведений для потребителей в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей».[17]

Согласно данному Закону, продавец должен проконсультировать потребителя о реализуемой продукции в виде указания следующих сведений:

  • название компании-производителя, импортера;
  • наименование технического регламента или другого документа, подтверждающего соответствие товара;
  • перечень компонентов, входящих в состав товара, включая добавки из генно-инженерных модифицированных организмов, если их процентное содержание превышает 0,9%;
  • адрес компании-производителя;
  • перечень основных ингредиентов или компонентов, их которых изготовлен товар/продукт;
  • энергетическая ценность (калорийность), условия хранения и эксплуатации;
  • способ приготовления (полуфабрикаты, сухие смеси детского питания);
  • вес товара (брутто и нетто);
  • дата изготовления;
  • сведения о противопоказаниях при определенных заболеваниях;
  • рекомендации или правила по использованию товара;
  • срок годности (а также при необходимости рекомендации по утилизации товара, сведения о возможных последствиях при их несоблюдении и пр.).

Идентифицирующая функция – нанесение на упаковку информации для продавцов, потребителей, а также контролирующих органов, позволяющую идентифицировать товар в отношении его соответствия действующим Законам, ГОСТам, договорам по принадлежащему ассортименту, нормам безопасности и качеству.

Эмоциональный и мотивационный методы – воздействие маркировки (в виде графических изображений, рисунков и т.д.) на восприятие потребителей с целью мотивации покупки. Производители стремятся привлечь внимание к своей продукции, как правило, за счет дизайна и маркировки упаковки товара для стимулирования сбыта товара.

Структура товарной маркировки.

Товарная маркировка – располагается на доступном для прочтения месте на упаковке и служит основным информационным блоком, на который в первую очередь обращает внимание потребитель.

Основные требования к маркировке товаров.

Информация должна быть:

  • четко различимой на общем фоне упаковки (контрастной), понятной и читабельной;
  • не стираться или тускнеть под воздействием неблагоприятных климатических факторов;
  • сохраняться в течение всего срока эксплуатации товара.

Маркировка, как привило, включает три основных элемента: информационный знак; рисунок; текст.

Текст – информация в текстовом виде чаще всего используется в качестве маркировки товаров, так как является более привычным для восприятия элементом как для потребителей, так и для лиц, участвующих в обороте товара (поставщиков, продавцов и пр.).

Текстовая информация указывается на товаре или на его упаковке в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей»,[18] а также нормам ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»[19] и ГОСТами, установленными для маркировки видов непродовольственной продукции.

Торговая маркировка проставляется на товарные, кассовые чеки и ценники. Ее отличительная особенность состоит в том, что она несет основную информацию о продавце, и наносится не на продукцию, а на перечисленные бумажные носители. Сведения, которые должны быть указаны на таких носителях, регулируется Постановлением Правительства № 55 «Правила продажи определённых типов товаров».[20]

Кассовый чек – это документ, подтверждающий совершение операции купли-продажи. Кроме того, он выполняет функцию фискального документа, а потому имеет отношение к выплате налогов. На него должны быть нанесены следующие реквизиты: номер ККМ (контрольно-кассовой машины); наименование предприятия-продавца; дата продажи; итоговая стоимость покупки.


 Требования к кассовому чеку устанавливаются Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.[21]

Рисунок 1. Образец кассового чека

Товарный чек выдается вместе с кассовым при совершении купле-продажи. Он содержит перечень всех приобретенных товаров и выполняет функцию отчетного документа. Если в организации отсутствует контрольно-кассовый аппарат, то товарный чек даже является документом, подтверждающим совершение покупки.

Кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, содержат с учетом положений пункта 1.1 настоящей статьи следующие обязательные реквизиты:

(в ред. Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ)[22]

  • наименование документа;
  • порядковый номер за смену;
  • дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети «Интернет» - адрес сайта пользователя);
  • наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя-пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • применяемая при расчете система налогообложения;
  • признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода);
  • наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена (в валюте Российской Федерации) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
  • сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм налога на добавленную стоимость по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость);
  • форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке), а также сумма оплаты наличными деньгами и (или) в безналичном порядке;
  • должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет»;
  • регистрационный номер контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • фискальный признак документа;
  • адрес сайта уполномоченного органа в сети "Интернет", на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
  • абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети «Интернет», на котором такой документ может быть получен;
  • адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • порядковый номер фискального документа;
  • номер смены;
  • фискальный признак сообщения (для кассового чека или бланка строгой отчетности, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых оператору фискальных данных).