Файл: понятие органов местного самоуправления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В 1993 году был принят основной закон нашего государства – это Конституции РФ. В ней прописано, что у нас «признается и гарантируется местное самоуправление» (ст. 12 Конституции РФ), а также что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (п. 1 ст. 11 Конституции РФ).

«Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Актуальность данной темы: На сегодняшний день местное самоуправление в России основывается на базе общих принципов и очень активно развивается, имеет индивидуальные особенности, а также испытывает различные переломные моменты, как положительные так и отрицательные, которые связанны с общественными отношениями в государстве.

На сегодняшний день нельзя не брать во внимание, что осуществляется местное самоуправление основываясь на местных традициях. Сама структура органов местного самоуправления выбирается самим населением конкретного региона (это ст. 131, 132 Конституции РФ). В различных научных исследовательских работах говорится, что, во-первых, становиться больше факторов, которые способствуют наилучшему регулированию работы этого органа, а во-вторых, увеличивается число противоречий, которые не только заблуждаются в системе поправок, но и зачастую содействуют каким либо спорным ситуациям, которые связаны с решением новых путей и решений в образовавшейся ситуации.

Объектом работы выступают общественные отношения, связанные с сущностью местного самоуправления в России.

Предмет работы – понятие и принципы местного самоуправления в России.

Целью работы: рассмотреть понятие органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и особенности органов местного самоуправления;
  2. Исследовать конституционные принципы организации и деятельности органов местного самоуправления;
  3. Рассмотреть характеристику компетенции органов местного самоуправления;
  4. Изучить понятие, систему и развитие правовой основы местного самоуправления;
  5. Рассмотреть нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении.

В работе использовались следующие методы исследования: анализ, функциональный, системный, формально-юридический.

Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Общая характеристика органов местного самоуправления

1.1 Понятие и особенности органов местного самоуправления

Особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть.

В Российской Федерации местное самоуправление возникло и работает на основании статей Конституции России [2] и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» [4].

Современное Российское местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивается в пределах, которые установлены в Конституции России, ФЗ, и еще законами субъектов России в случаях, которые установлены ФЗ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно через органы местного самоуправления вопросов возникающих на местном уровне, беря во внимание интересы населения данного субъекта, а так же исходя из исторических и других местных традиций.

При этом под вопросами местного значения понимают непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение чего в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляется населением и / или органами местного самоуправления самостоятельно.

Последние рассматривают как органы которые избираются населением того или иного субъекта и образуется представительным органом муниципального образования, они наделены особой компетенцией для решения вопросов местного значения. Здесь под муниципальным образованием понимается городское либо сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения.


Во-первых, местное самоуправление будет одной из форм осуществления народовластия в РФ, а, во-вторых, является организацией независимой от государства, которая признается и гарантируется Конституцией России и представляет собой определенную систему власти, которая создается для решения населением субъектов РФ соответствующих вопросов, возникающих на местном уровне, исходя из их интересов, с учетом исторических и иных местных традиций.

Для того чтобы подробно рассмотреть правовое положение органов местного самоуправления, нужно рассмотреть его отличительные признаки и черты, а именно:

1) предмет ведения;

2) его полномочия;

3) из чего состоит;

4) как формируется;

5) основные формы, порядок и организация работы [9, c. 65].

Положения Конституции РФ отражают особенности правового статуса местного самоуправления:

1. Они, во-первых, не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);

2. Во-вторых, они самостоятельно решают местные вопросы (ч. 1 ст. 132 Конституции) (Например, вопросы, касающиеся местного бюджета, управляют муниципальной собственностью, регулируют налоги и сборы, следят за общественным порядком и прочие вопросы);

В-третьих, наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции).

Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового статуса органов местного самоуправления, а именно их не относят к государственными органами, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти [16, c. 65].

В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическими лицам. Они приобретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномочий.

Органы местного самоуправления играют особую роль в демократической системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций.


1.2 Конституционные принципы организации и деятельности органов местного самоуправления

У каждой деятельности в основе лежат свои принципы. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления прописываются в современном российском законодательстве. Выделяют следующие принципы:

1) демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления;

2) разделение властей;

3) территориальная организация органов местного самоуправления;

4) Самостоятельность органов местного самоуправления;

5) властный характер деятельности органов местного самоуправления.

Принцип демократического характера характеризует содержание всей деятельности этих органов. Эти органы должны быть сближены с населением того или иного субъекта, должны представлять их интересы, а также решать различные вопросы, которые возникают у населения муниципального образования [18, c. 34].

Следующий принцип – это разделения властей. Данный принцип прописан в Конституции РФ, а именно в статье 10. Это самый главный принцип организации и деятельности государственных органов. В соответствии с ним каждый государственный орган не может выйти за рамки полномочий, которые установлены в российском законодательстве.

Если государственные органы действуют в пределах этих полномочий, то он не нарушают систему, и могут взаимодействовать друг с другом. Это надо для того что бы обеспечить демократическое развитие общества.

Далее идет принцип территориальной организации органов местного самоуправления. Он прописан в части 1 статьи 131 Конституции РФ. Данный принцип говорит о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Это значит, что Конституция РФ признает городские и сельские населенные пункты как основу местного самоуправления, и допускает осуществление местного самоуправления и на других территориях.

Принцип самостоятельности, или как его еще называют принцип обособленности, органов местного самоуправления так же базируется на Конституции РФ. Он утверждает, что местное самоуправление – это самостоятельная отдельная форма народовластия. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления прописаны основные гарантии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения [13, c. 65].


И последний принцип организации деятельности – это принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления. Он отражается в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Там говорится то что:

  • муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязательны в исполнении во всем муниципальном образовании;
  • за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

1.3 Характеристика компетенции органов местного самоуправления

Важнейшей проблемой на сегодняшний день остается точность определения компетенции органов местного самоуправления. Кроме этого, эффективность всей публичной системы власти зависит, прежде всего, от правильного распределения компетенции между ее уровнями.

Существуют различные точки зрения на вопрос о понятии компетенции, элементах ее составляющих.

Так, Постовой Н.В. определяет компетенцию как установленную нормами конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления [14, c. 50].

Алексеев А.П. и Братановский С.Н. определяют компетенцию как установленную нормами законодательства совокупность полномочий и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для решения задач местного значения в осуществлении отдельных государственных полномочий [5, c. 201].

Вопросу, касающегося компетенции местного самоуправления посвящается статья 4 Европейской хартии местного самоуправления [1]. По этой статье все полномочия органов местного самоуправления должны быть прописаны либо в Конституции государства, либо в законах.

П. 2 статьи 4 данного документа предусматривает полную свободу местных властей в пределах, которые установлены законом, для осуществления решения любого вопроса, который не исключен из сферы их полномочий и решения не отнесены к любому другому органу.