Файл: понятие органов местного самоуправления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция РФ в статье 130 закрепляет основу компетенций местного самоуправления, а также дает понятие вопроса местного значения, а в статье 132 наделяет местную власть различными полномочия по решению различных вопросов, а именно:

  1. управлять муниципальной собственностью;
  2. формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;
  3. устанавливать местные налоги и сборы;
  4. осуществлять охрану общественного порядка.
  5. иные вопросы местного значения

Другие статьи Конституции затрагивают и прочие важные задачи местной власти.

Например, статья 40-ая говорит, что местное самоуправление поощряет жилищное строительство, и создает условия для реализации права на жилище, «малоимущим, либо другим гражданам, которые указаны в законе и которые нуждаются в жилище, местное самоуправление должно его предоставить или продать за доступную плату из муниципальных жилищных фондов.

В следующей, а именно в статье 41 говорится, что медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться жителям бесплатно.

Уже в статье 43 прописана гарантия жителей на общедоступное и бесплатное основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

Еще одной проблемой компетенции местного самоуправления является возложение на органы местного самоуправления специальными федеральными законами полномочий, не связанных напрямую с решением вопросов местного значения, но касающихся, по сути, организации функционирования самих органов местного самоуправления.

В первую очередь речь идет о проведении в России административной реформы, которая носит во многом экспериментальный и инновационный характер для практики государственного управления в России, но при этом изначально по большей части затрагивала только органы государственной власти.

Для органов местного самоуправления, конституционно выведенных за пределы системы органов государственной власти, мероприятия административной реформы не представлялись обязательными. Кроме того, они проводились в России параллельно с осуществлением муниципальной реформы. Указанные обстоятельства обусловили последовавшую неготовность муниципалитетов к активному участию в процессах реформирования на современном этапе.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» федеральные органы государственной власти в области местного самоуправления уполномочены:


  • определять общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемые названным федеральным законом;
  • осуществлять правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в сфере муниципалитета;
  • осуществлять правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности населения, местных органов и их должностных лиц по решению местных вопросов;
  • осуществлять правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности местных органов и их должностных лиц при реализации специальных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами [10, c. 97].

По статье 6 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления наделены способностью правовое регулирования:

  • вопросов касающихся организации местного самоуправления;
  • прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов России, а также в пределах полномочий местных органов по предметам совместного ведения России и ее субъектов;
  • прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при реализации определенной компетенции, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов России.

Полномочия органов местного самоуправления, не относятся к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, которые передаются органам местного самоуправления Российской Федерации или субъектам РФ.

Некоторые из государственных (административных) полномочий, которые передаются для осуществления местной власти, осуществляется муниципалитетами, если иное не предусмотрено законом.

Местные органы власти наделены государственной (административной) властью на неопределенный срок. Финансовое обеспечение отдельных государственных (административных) полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.


Органы местного самоуправления имеют право использовать свои материальные ресурсы и финансовые ресурсы для выполнения порученной им определенные государственные (административные) полномочия в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Главным элементом, составляющим компетенцию, является предмет ведения. Любой орган обязан обладать своим полем деятельности, влиять на конкретные виды общественных взаимоотношений. По этой причине правовое регулирование полномочий органа предполагает, в первую очередь, определение сферы его работы.

Под предметами ведения необходимо понимать сферы общественной жизни, в которых действует данный орган местного самоуправления, в которых он юридически компетентен.

Предметы ведения является структурным элементом понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения этих социальных взаимоотношений, областей социальной существования, какие обусловливаются как предмет властных действий органа.

Законы, касающиеся местного самоуправления, закрепили компетенцию местной власти, и в качестве предметов ведения установили почти все сферы, жизни:

  • финансы, бюджет, учет;
  • транспорт, строительство и связь;
  • управлять муниципальной собственностью;
  • взаимоотношения с учреждениям, предприятиями и организациями;
  • торговое и коммунально-бытовое обслуживание населения, жилищное хозяйство;
  • охрана природы, использование земли и др. природных ресурсов;
  • социально-культурное обслуживание;
  • обеспечение охрана прав и свобод граждан, правопорядка, законности;
  • социальная защита населения
  • и прочее.

Таким образом, подводя итог сказанному, следует сказать следующее. Органы местного самоуправления – это органы, которые избираются населением или образуются представительным органом муниципального образования, которые обладают своими властными полномочиями и предметами ведения.

Органы местного самоуправления максимально приближены к народу, что позволяет им учитывать интересы населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. Поэтому многие вопросы, связанные с организацией работы органов местного самоуправления, решаются гражданами.

2. Правовые основы системы местного самоуправления


2.1 Понятие, система и развитие правовой основы местного самоуправления

Чтобы разобрать правовые основы местного самоуправления нужно сначала знать, что же это такое. Под правовой основой местного самоуправления понимают совокупность нормативных правовых актов, а также различных правовых норм, которые регулируют организацию и деятельность местного самоуправления и его роль, как института, во всей системе управления.

Некоторые ученые в своих работах употребляют другие понятия. Например, Прудников А.С. под правовой основой понимает – это система правовых норм, которые регулируют общественные отношения, которые возникают при организации и деятельности органов местного самоуправления [11, c. 129].

Нормативные правовые акты о местном самоуправлении выстроены в свою структуру. В ней выделяют всего 4 группы.

Первая группа это международные нормативно-правовые акты. К ним в первую очередь относят Европейскую хартию о местном самоуправлении (1985 г.).

Ко второй группе относят нормативные правовые акты федерального значения. Например, Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и прочие правовые акты федерального значения, которые касаются органов местного самоуправления.

К третьей группе относятся нормативные правовые акты субъектов РФ. Это, прежде всего различные уставы, конституции, законы, и акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

К последней и четвертой группе относят нормативные правовые акты, которые принимаются уже в самой системе местного самоуправления. Данная группа состоит из различных решений, которые были приняты на сходе граждан, решения различных вопросов представительными и исполнительными органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Для примера можно взять, различные положения о органах местного самоуправления, это их структура, порядок управления собственностью и прочие положения и уставы.

Различные ученые юристы выделяют много разных классификаций правовых актов о местном самоуправлении:

1. По юридической силе они делятся на:

а) законы о местном самоуправлении.

б) подзаконные акты о местном самоуправлении.

Как мы все знаем что законы имеют высшую юридическую силу по сравнении с подзаконным актам. И поэтому подзаконные акты должны издаваться в соответствии с законами.


Но бывают и такие ситуации когда все же противоречие есть, то в таком случае подзаконный нормативный акт является не действительным и должен быть приведен в соответствие с законом.

Основным законом государства является Конституция РФ, на ней базируются все остальные законы и подзаконные акты нашей страны. То есть все акты, которые принимает Президент, Правительство, и другие органы должны соответствовать Конституции РФ и прочим ФЗ, которые действуют на данном этапе.

Так же должно и быть с законом и подзаконным актом в субъектах РФ. А именно должна соблюдаться их иерархия. И плюс к этому все законы и подзаконные акты субъектов должны соответствовать как Конституции

России, так и ФЗ, и другим различным актам, которые принимает Президент и Правительство России.

Принцип соподчинения нормативных правовых актов, способствует регулированию общественных отношений, которые возникают в системе местного самоуправления. Данный принцип обеспечивает нормальное управление процессом становления и развития института местного само-управления. Поэтому акты о местном самоуправлении просто обязаны представлять собой единый механизм, который слаженно действует во всем государстве [8, c. 96].

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» само местное самоуправление должно осуществляться всегда по Конституции России, а также данным ФЗ, и прочими нормативно правовыми актами, уставами субъектов их конституциями (ст. 7).

2. Также, нормативно-правовые акты делят еще на:

а) специальные акты о местном самоуправлении

б) акты, содержащие отдельные нормы, которые касаются деятельности местного самоуправления.

К специальным законам относят – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и прочие законы субъектов РФ о местном самоуправлении [12, c. 90].

Что же касается актов, содержащих отдельные нормы, которые касаются деятельности местного самоуправления. К ним относят

Конституцию РФ, ряд федеральных законов, конституции и уставы субъектов России, и прочие законы субъектов России, которые не имеют специального предназначения для местного самоуправления. Сюда чаще всего приписывают такие законы, как Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон Российской Федерации «О недрах» и прочие законы.