Файл: понятие органов местного самоуправления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Правовые основы выборов в органы местного самоуправления

Конституция Российской Федерации в своих нормах не просто провозгласила народ единственным источником власти, но и создала механизм реализации данной власти в реальной жизни. Институт выборов является одним из тех самых механизмов, которые позволяют гражданам не только оказывать воздействие на политику, проводимую органами государственной власти, но и оказывать непосредственное влияние на деятельность муниципальной власти.

Действительно, муниципальные выборы позволяют гражданам, проживающим на территории муниципального образования, формировать представительный орган, выбирать членов различных выборных органов муниципального образования, а также избирать должностных лиц местного самоуправления.

Спектр нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок проведения муниципальных выборов, достаточно обширен и включает в себя федеральные нормативно-правовые акты, акты субъектов и муниципальные акты.

Все эти нормативные акты находятся в неразрывном единстве и вслед за основным законом страны прямо закрепляют или по умолчанию предполагают, что муниципальные выборы являются добровольными и тайными, волеизъявление граждан – прямым и свободным, а голоса – равными. Вышеозначенное положение является императивным и не может быть изложено, истолковано, а, следовательно, и реализовано как-либо иначе.

Однако что касается выбора из существующего ныне многообразия избирательных систем, то при проведении муниципальных выборов законодателю субъекта Российской Федерации предоставлена самостоятельность. Устав конкретного муниципального образования предусматривает исходя из закона соответствующего субъекта Российской Федерации тот вид избирательной системы, который будет применяться в данном конкретном муниципальном образовании.

В ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится императивное правило в отношении выборов, депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения меньше 3 000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью меньше 15 депутатов, предусматривающее проведение выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.


Кроме того, исход из положений законодательства о выборах, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

Активным избирательным правом обладают граждане Российской Федерации, не имеющие предусмотренных законодательством ограничений и живущие непрерывно на территории конкретного муниципального образования. В свою очередь, ценз оседлости никак не учитывается при осуществлении пассивного избирательного права.

Д.В. Тропина в этой связи пишет: «Это положение реализует принцип, согласно которому граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, а также позволяет не ограничиваться территориальными границами для реализации своих профессиональных знаний и желания быть полезным обществу» [17, c. 4].

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, исходя из положений ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [3] имеют возможность выдвинуться кандидатами непосредственно или же в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов возможно посредством самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Процедуры выдвижения кандидатов в порядке самовыдвижения, а также порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями регламентированы ст. 34, 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Необходимо отметить, что выборы депутатов представительного органа отличаются от выборов должностных лиц, поскольку в первом случае спектр применяемых избирательных систем несколько шире.

В юридической литературе муниципальные выборы принято классифицировать по нескольким основаниям. Так, в зависимости от того, кто избирается, выделяются выборы должностных лиц и выборы депутатов.

В зависимости от способа проведения выборы могут быть основными, повторными и дополнительными, в зависимости от вида избирательной системы – мажоритарные, пропорциональные и смешанные, в зависимости от формы волеизъявления – прямые и косвенные, в зависимости от числа кандидатов выборы могут быть альтернативными и безальтернативными. Возможность проведения безальтернативных выборов (при проведении повторного голосования или в случаях, предусмотренных законодательством субъекта) представляет собой уникальную отличительную особенность муниципальных выборов при сопоставлении с выборами в государственные органы власти.


В современном избирательном праве можно выделить несколько избирательных систем при проведении муниципальных выборов. Это мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства голосов; преодоление нерезультативности выборов по мажоритарной системе с помощью второго тура либо альтернативного голосования; системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса; ограниченный вотум; кумулятивный вотум; пропорциональная система с избирательной квотой; дораспределение мандатов по правилу наибольшего остатка или по правилу наибольшей средней; метод делителей; заградительный пункт; соединение списков; преференциальное голосование и панаширование [6, c. 4].

Мажоритарная система относительного или абсолютного большинства предполагает победу кандидата, набравшего простое большинство голосов или, соответственно, количество голосов более 50% от проголосовавших. Мажоритарная система при проведении муниципальных выборов предусмотрена законами подавляющего большинства субъектов нашей Федерации.

Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает законодательно установленное количество голосов. Система единственного непередаваемого и передаваемого голоса применяется в процессе проведения муниципальных выборов депутатов в многомандатных округах и представляет собой выражение сравнительного предпочтения избираемым кандидатам.

Система ограниченного вотума представляет собой специфическую разновидность пропорциональной системы, при которой мандаты в конечном итоге будут переданы там партийным кандидатам, которые набрали большее число голосов.

Система кумулятивного вотума предполагает, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько необходимо выбрать кандидатов, или меньше при равном количестве голосов всех избирателей, и распределяет свои голоса между кандидатами на свое усмотрение. Подобным образом достаточно часто избираются органы местного самоуправления, но не в России, а в Германии.

Особенность преференциального голосования состоит в том, что избиратель указывает свое предпочтение в баллах по отношению к каждому кандидату. Панаширование, в свою очередь, предполагает, что избиратель не просто голосует за кандидата, но и имеет право вписывать других кандидатов.

Независимо от вида избирательной системы сам муниципальный избирательный процесс включает в себя несколько стадий – это назначение выборов; формирование избирательных округов, участков, избирательных комиссий и составление списка избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; организация предвыборной агитации; непосредственно голосование, подведение итогов и определение результатов выборов.


Несмотря на весьма большое количество избирательных систем и достаточно отлаженный механизм их функционирования, одной из серьезных проблем при проведении муниципальных выборов является избирательный абсентеизм. Необходимо отметить, что данная проблема свойственна не только выборам в России; с этой проблемой сталкиваются и в зарубежных странах, особенно при проведении выборов на местном уровне.

Однако ответственность за неявку на выборах, предусмотренная в законодательстве ряда стран, позволяет преодолеть нежелание избирателей идти на выборы. В то же время отсутствие подобной ответственности в отечественном законодательстве, обусловленной конституционным закреплением свободы волеизъявления, зачастую сводит на нет институт выборов на муниципальном уровне.

Современное состояние института муниципальных выборов требует внедрять прогрессивные избирательные технологии, усиливать гарантии избирательных прав граждан и эффективный механизм их обеспечения. Кроме того, как представляется, необходимо расширять формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления, а также внедрять новые формы реализации прямой демократии на местном уровне.

2.3 Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении

Бесспорно, то, что главным документом федерального значения, который регламентирует работу местного самоуправления, считается – Конституция Российской Федерации, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

В соответствии с Конституцией (ст. 12), у нас в стране признается и гарантируется местное самоуправление. Оно не является частью системы органов государственной власти и считается независимым в пределах своих полномочий. Основные принципы деятельности органов местного самоуправления, причислены к общему ведению России и ее субъектов (ст. 72).

В Конституции РФ выделяется целая глава, которая полностью посвящена местному самоуправлению. В 8 главе Конституции статьях 130-133, закрепляются права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления [15, c. 70].


В ней подмечена необходимость учета исторических и иных местных традиций и обычаев для деятельности местного самоуправления. Гражданам субъектов дается право самостоятельного определения структуры всех органов местного самоуправления. Возможно, также и изменить границы территории субъекта, но только нужно учитывать мнение местного населения.

Также есть возможность формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, право на установления местных налогов и сборов. Также основным законом нашего государства у местного самоуправления есть гарантия на судебную защиту.

Категорически запрещено ограничить права, которые установлены Конституцией и другими ФЗ. Еще гарантируется компенсация дополнительных расходов, которые возникают при решении вопросов государственной власти

Население страны осуществляет свою власть через органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3), а также в ч. 2 ст. 2 говорится, что у муниципальных образований есть своя муниципальная собственность, в соответствии с ч. 2 ст. 9 мы можем понять что земля и природные ресурсы также могут находится в муниципальной собственности. Логическая последовательность и предназначение этих норм говорит о том, что власть народа основывается не просто так. Базой для власти будет служить муниципальное имущество, а так же земля и другие природные ресурсы. Поэтому и материальную основу данной власти, которая осуществляется населением субъекта, будет муниципальная собственность.

Ст. 12 главы 1 Конституции РФ, показывает как важно для нас местное самоуправление, и устанавливает, что в России признается и гарантируется местное самоуправление. Потом в ст. 12 прописывается основной принцип, а именно самостоятельность местного самоуправления в системе общества. В Конституции так же прописывается, что у местного самоуправления есть и свои полномочия.

По ч. 2 ст. 15 Конституции местное самоуправление должны всегда руководствоваться Конституцией РФ и др. федеральными законами. Тем самым Конституция устанавливает условия деятельности местного самоуправления. Никак не меньше значимыми считаются нормы, которые установлены во второй главе Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина. По ст. 18 деятельность местного самоуправления определяют права и свободы человека. Таким образом, законодатель установил связь, во-первых, между человеком и местным самоуправлением, во-вторых, и между правами и свободами и деятельностью местного самоуправления. Дальше в ч. 2 ст. 32 закреплено право граждан России избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, и быть участником референдума.