Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика органов местного самоуправления
1.1 Понятие и особенности органов местного самоуправления
1.2 Конституционные принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
1.3 Характеристика компетенции органов местного самоуправления
2. Правовые основы системы местного самоуправления
2.1 Понятие, система и развитие правовой основы местного самоуправления
2. Также, нормативно-правовые акты делят еще на:
2.2 Правовые основы выборов в органы местного самоуправления
2.3 Нормы Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении
Это значит, что население может реализовать власть с помощью прямого волеизъявления, а так же может работать в органах местного самоуправления, в которые они могут быть избранными. Помимо этого, все граждане, у которых есть право голоса, могут осуществлять власть через выборные ими представительные органы местного самоуправления и избранных должностных лиц местного самоуправления.
Ст. 33 Конституции вводит элемент прозрачности местного самоуправления. Согласно статье, граждане имеют право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в местные органы власти. Глава 8 Конституции устанавливает смысл и цель местного самоуправления. В нем, как и в предыдущих главах, устанавливаются основные правила, принципы, раскрывая понятие местного самоуправления, его основы, форм реализации, объем полномочий, основных вопросов и гарантий [7, c. 216].
Назначение местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции заключается в решении вопросов местного значение. Это указывает на то, что люди обладают, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, наличие которых укрепились в первой главе Конституции. Часть вторая той же статьи перечисляет формы, с помощью которых происходит местного самоуправления. Это, прежде всего референдум, выборы, различные формы прямого голосования, а также выборные и другие органы местного правительства. То есть на уровне Конституции устанавливается механизма местного самоуправления.
Статья 131 ч. 1 устанавливает территориальные границы местных органов власти и права граждан на создание структур местного самоуправления. Во втором пункте той же статьи установленной нормы, что обеспечивает стабильность границ муниципальных образований. Их изменение допускается только с советом населения территорий.
Самое важное установление дается в ст. 132 Конституции. В части 1 настоящей статьи, содержит перечень основных полномочий местного самоуправления, от которых зависит важность органов местного самоуправления в целом. Эта статья дает местным властям право на самоуправление муниципальной собственности, разработки, утверждения и исполнения местного бюджета, устанавливают местные налоги и сборы.
Такой подход позволяет местным органам власти создать независимую экономическую базу, которая является основой местного самоуправления
В ст. 133 утверждаются гарантии местного самоуправления как правовые, так и экономические. По данной статье местное самоуправление в России имеет права на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, которые возникли при решений указаний, которые были даны органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, и прочие права.
Все нормы Конституции РФ, касающиеся норм местного самоуправления, делятся на нормы:
- которые разрешают введение местного самоуправления в России;
- которые определяют роль местного самоуправления;
- которые устанавливаю гарантии и права местного самоуправления;
- которые закрепляют механизмы и регулируют деятельность местного самоуправления;
- которые устанавливают компетенцию местного самоуправления по различным вопросам;
- которые закрепляют территориальные границы местного самоуправления;
- которые устанавливают экономическую основу местного самоуправления.
Таким образом, все эти и другие правила нашли свое развитие в федеральных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление является неотъемлемой частью системы вертикального разделения властей. Осуществление своих компетенций другими уровнями власти оказывает самое непосредственное влияние на компетенцию и деятельность местного самоуправления. Решение указанных проблем позволит сбалансировать всю систему осуществления публичной власти в России, сделает местное самоуправление более ответственным за решение поставленных перед ним задач и позволит добиться эффективного решения вопросов местного значения, влияющих на жизнедеятельность населения муниципалитета.
Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из:
1) предметов ведения;
2) прав и обязанностей этого органа.
Предметы ведения, как структурный элемент понятия «компетенция», являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления. В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на:
а) органы общей компетенции;
б) органы специальной компетенции.
Принципы определения компетенции органов местного самоуправления провозглашены в ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления:
Предметы ведения местного самоуправления - это закрепленные в нормах муниципального права области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.
Вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципальных образований, установлены федеральным законом от 6 октября 2003 года, законами субъектов федерации и другими нормативными правовыми актами РФ.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При этом Конституция РФ устанавливает, что:
а) наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления должно осуществляться только законом;
б) одновременно органам местного самоуправления должны передаваться необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства;
в) реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Полномочия местного самоуправления – это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // СЗ РФ. – 1998. – № 36. - ст. 4466.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. - №31. - ст. 4398.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. - № 24. - ст. 2253.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) // СЗ РФ. -.2003. - № 40. - ст. 3822.
- Алексеев А.П., Братановский С.Н. Муниципальное право. - М.: РИОР ИНФРА, 2013. – 581 с.
- Алексеева Л.А. К вопросу о выборах в органы местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2018. - № 1. - С. 3 - 5.
- Астафичев П. А. Конституционное право России: учебник. – М.: ИНФРА-М, РИОР, 2016. – 390 с.
- Багмет А.М. Конституционное право: учебник / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 431 с.
- Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. С. Кутафин. – 5-е изд. – М.: Проспект, 2015. – 592 с.
- Колюшин Е. И. Конституционное право России: курс лекций. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2015. – 416 с.
- Конституционное право России: учебник для студентов вузов \ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 671 с.
- Конституционное право: учебник/ отв. ред. В. И. Фадеев. – М.: Проспект, 2016. – 584 с.
- Нудненко Л. А. Конституционное право России. Практикум: учебное пособие / Л. А. Нудненко. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 281 с.
- Постовой Н.В. Муниципальное управление: планирование, собственность, компетенция - М.: «Юриспруденция», 2014. - 180 с.
- Садовникова Г. Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2015. - 224 c.
- Смоленский М. Б. Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2015. - 320 c.
- Тропина Д.В. Пассивное избирательное право на муниципальном уровне: состояние и перспективы // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2016. - № 3. - С. 4.
- Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций / Е.А. Шереметьев. - М.: Проспект, 2015. - 128 с.