Файл: Избирательное право России (Понятие и содержание избирательного права РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проанализировав избирательную систему России, говорит, что социальные принципы и нормы международного избирательного права, закрепленные в указанных международных стандартах, инкорпорированы в содержание Конституции РФ, федеральных законов и иных национальных нормативных актов, международных договоров РФ, и стали составной частью правовой системы России.

В последнее время произошли существенные модификации в развитии и усовершенствовании внутреннего избирательного законодательства нынешней России, что представляет собой инкорпорацию норм международного и национального избирательного права, что связано с политической сферой функционирования РФ в мире – как федеративного демократического правового государства и его гражданского общества.

Тем не менее, отдельные нерешенные вопросы остаются, и по сей день, к примеру, в области конституционных гарантий судебной защиты избирательных прав граждан. Поток аналогичных обращений в судебную инстанцию разных уровней неизменно растет, а сама процедура и сроки принятия решений по ним и, основное, результативность данных решений оставляют желать лучшего. Обусловленное продвижение в данном вопросе призвано обеспечить инициированный членами Совета Федерации законопроект о внесении дополнений в федеральные законы об основных гарантиях и о выборах депутатов Госдумы, относящийся к порядку рассмотрения поступающих в суд жалоб о нарушениях избирательных прав граждан15.

Так же остается нерешенная проблема о порядке участия в муниципальных выборах военнослужащих срочной службы, которые проходят службу «не в своем» муниципальном образовании. При ограничении свободы передвижения, которая является неотъемлемой частью срочной военной службы, эти военнослужащие по нормам законодательства, по существу, лишаются права на местное самоуправление.

Вышеперечисленные основания ограничения избирательных прав военнослужащих срочной службы применяются и к государственным выборам. В местах дислокации крупных воинских частей может сформироваться такая ситуация, когда большая часть избирателей в избирательном округе по

15 Кукушкин М.И. Проблемы реализации избирательных прав граждан Российской Федерации // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2012, № 4 (85). - С. 144-147

выборам депутата законодательного (представительного) органа государственной власти составляют военнослужащие срочной службы.

Так, перечисленные проблемы можно решить, если на законодательном уровне будет закреплена возможность голосовать по почте.


Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях» во время проведения муниципальных выборов в муниципальных образованиях с численностью зарегистрированных избирателей меньше 10 тысяч законом субъекта Федерации могут быть установлены последовательность выдвижения кандидатов, который не предусматривает сбора подписей в поддержку кандидата, который является обязательным для всех иных выборов.

Во время проведения муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, допустимо безальтернативное голосование. В соответствии с п. 12 ст. 32 данного закона законом субъекта Российской Федерации предусматривается проведение на муниципальных выборах голосования по одной кандидатуре в случае, если до дня голосования в избирательном округе останется лишь один кандидат.

Федеральным законом об основных гарантиях определен запрет на формирование многомандатных избирательных округов с численностью мандатов более пяти. Кроме того российская практика приводит примеры немногочисленных представительных органов местного самоуправления. Учитывая данный факт, а также допустимость в формировании других выборных органов местного самоуправления, численность которых не может превышать пяти членов, необходимо отметить в качестве одного из элементов специфики муниципальных выборов вероятность избрания коллегиальных органов местного самоуправления по одному многомандатному округу, который охватывает всю территорию муниципального образования.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны гарантировать обязательность периодического проведения муниципальных выборов, свободное волеизъявление на них граждан.

Последовательность проведения муниципальных выборов устраивается законами субъектов Федерации, основываясь на гарантиях избирательных прав, которые установленные федеральными законами. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления реализовываются, основываясь на всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании обеспечивая установленные законом избирательные права граждан. Избиратели принимают участие в муниципальных выборах на свободных и добровольных началах.

Гражданин Российской Федерации не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.


Одна из основных гарантий свободных и демократических муниципальных выборов это своевременное назначение выборов, обеспеченное конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также дает возможность кандидатам и партиям иметь достаточно времени для развертывания предвыборной агитации.

За последнее время выборы крепко вошли в жизнь российского общества в качестве действительно работающего института непосредственной демократии. В последнее время политические события показывают, что общество не равнодушно в развитии выборных органов государства из количества самых достойных кандидатов путем цивилизованных и демократических выборов, вся процедура проведения которых будет законной и контролируемой. По опыту крупных избирательных кампаний (позитивный и негативный), связанные с выборами в Государственную Думу и выборами Президента РФ, содействует в формировании избирательного законодательства, преимущественно на федеральном уровне, и формированию его в позитивном направлении.

На сегодняшний день в нашей стране сформирована многоуровневая система законодательства, которая регулирует осуществление избирательных прав граждан.

Правовую основу нового избирательного права и процесса составляют16: Конституция РФ, основные законы субъектов, определенный ряд федеральных законов, например, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О политических партиях», «Об обеспечении конституционных прав граждан избираться и быть избранными в органы местного самоуправления» и прочие нормативные правовые акты, связанные с выборами федерального, регионального и местного значения.

Учитывая необходимость в унификации всего массива законов о выборах, крайне перспективной является идея формирования Избирательного кодекса РФ, который содержал бы в себе все вопросы избирательного права. В этом случае отпала бы нужда в особых законах о выборах депутатов Государственной Думы и Президента, об главных гарантиях избирательных прав граждан, о референдуме и прочих. Как полагают ученные, Кодекс должен содержать в себе понятийный блок, блок принципов избирательной системы в Российской Федерации, блок операционных и технических выборов и блок, в котором пропишутся отличия выборов депутатов и выборов Президента, организации референдума от простых выборов. Полагают, что Кодекс будет обладать прямым действием и «работать» по всей территории страны. Заметим, что аналогичные кодексы уже приняты в отдельных субъектах Российской Федерации, к примеру, Избирательный Кодекс г. Москвы.


Принятые за последние годы новые избирательные законы в существенной степени укрепили законодательную базу формирования органов

16 Худолей, Д. М. Структура избирательного права. Вестник Пермского университета. Юридические науки,2012

- (2), 71–79.

государственной власти на всех уровнях, что способствует демократизации данного процесса согласно с международными стандартами, обеспечения реальных гарантий прав граждан на свободное волеизъявление в процессе выборов. Одновременно в правовом поле избирательного процесса еще до конца не урегулированы проблемы, требующие внимания законодателя.

Мы полагаем, что в целях обеспечения прав избирателя необходимо законодательное решения проблем увеличения ответственности депутатов перед теми, кто избрал их. Ныне, как правило, федеральный список определяется вокруг первых по списку кандидатов, фамилии которых известны для большинства граждан. Тем не менее, вслед за успешным прохождением в парламент правового механизма сохранения этого списка в том же составе нет. По итогам воля избирателя нарушается.

Упорядочить условия доступа кандидатов к средствам массовой информации, нынешним законодательством не предусмотрено никаких ограничений по объемам платных выступлений, как в государственных, так и в частных СМИ. В результате чего становится засилье на экранах и в печати

«больших денег» и еще одно неравноправие кандидатов. Чтобы решить эту и другие схожие проблемы, полагаем, что может помощь разработка и принятие федерального закона «О политической рекламе».

Также необходимо уточнить и конкретизировать полномочия и границы компетенции Центральной избирательной комиссии. На сегодняшний день, кроме чисто технических проблем ей, по сути, отдано на откуп все, что относится к регистрации кандидатов и установления соответствия их поступков законодательству о выборах, разделения финансовых средств. Центральную избирательную комиссию наделили также правом в осуществлении контроля, за соблюдением прав граждан при подготовке и проведении выборов, а также нормативной регламентации всех отношений, которые связанные с осуществлением избирательного законодательства. Тем самым Центральная избирательная комиссия по факту вмешивается в область прерогатив

федерального Парламента, Конституционного Суда Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Беря во внимание вышесказанное, можно предложить на законодательном уровне определить, что, во-первых, по общему правилу Центральная избирательная комиссия принимает решения, которые являются обязательные для исполнения другими органами и организациями. Во-вторых, установить, что нормативно-правовые акты, а также инструкции и разъяснения, принимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по проблемам, которые прямо обозначены в соответственных законах. В-третьих, зафиксировать, что согласно конституционным принципам разделения властей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в нужных случаях входит в Государственную Думу или в Конституционный Суд с представлениями о толковании соответственного закона. При этом можно предусмотреть, что в период проведения избирательных кампаний данные запросы анализируются первостепенно17.


Существенным направлением для преодоления можно наблюдать в последнее время тенденции отчуждения населения от власти является расширение форм воздействия избирателей на избранных ими представителей власти. Поэтому заслуживает поддержки идея для принятия законодательных актов субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов и других должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. Что имеет отношение к федеральному закону об отзыве депутатов Государственной Думы, его принятию препятствуют те обстоятельства, что институт отзыва депутата Государственной Думы не предусматривается действующей Конституцией и его введение противоречило бы конституционному статусу члена парламента.

Введя в российскую политическую практику института отзыва депутата нужно избежать возвращения к убеждениям императивного мандата, в этом

17 Избирательное право Российской Федерации: учебник для магистров / Л. Т. Аглеева, М. В. Гончаров, И. В. Дуби- нович [и др.] / под ред. И. В. Захарова, А. И. Кокотова. - М. : Юрайт, 2014. - 444 с

случае отзыв соотносится с трактовкой статуса депутата как представителя отдельных административных и территориальных образований, который несет ответственность перед своими избирателями, должен исполнять их наказы, отчитываться перед ними и т.д.

В законах субъектов Федерации об отзыве депутатов, которые было бы целесообразно принять, немаловажно также определить процедуру назначения голосования по отзыву и последовательность установления итогов голосования, чтобы не дать возможность для использования данный правовой институт в качестве средства удовлетворения частных, групповых, местнических, корпоративных интересов. Отзыв должен реализовываться исключительно по инициативе населения. Отзываемому депутату, иному выборному лицу должны предоставляться правовые, организационные и информационные гарантии, которые дают возможность отстоять свою позицию в связи с реализацией отзыва. Запрещено установления таких правил проведения отзыва, когда для отзыва депутата, другого выборного лица достаточно, относительного большинства голосов от общего числа граждан, которые приняли участие в голосовании. Данная упрощенная процедура отзыва не должна способствовать бы стабильности в осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день остаются не решенными ряд проблем, например, в области конституционных гарантий судебной защиты избирательных прав граждан. Поток сходных обращений в судебные инстанции различных уровней все время растет, а процедура и сроки принятия решений по ним и, главное, результативность данных решений оставляют желать лучшего. Определенное продвижение в этом вопросе призван обеспечить инициированный членами Совета Федерации законопроект о внесении дополнений в федеральные законы об основных гарантиях и о выборах депутатов Госдумы, касающийся порядка рассмотрения поступающих в суд жалоб о нарушениях избирательных прав граждан.