Файл: Основные функции и принциы в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Питер Ф. Друкер утверждал, что в общем понимании суть менеджмента – превосходное управление людьми без принуждения и манипулирования благодаря созданию таких условий, где каждый работник будет чувствовать свою значимость и действовать на достижение общих целей организации добровольно[20].

Для современных подходов к управлению характерно рассмотрение его в качестве многопланового, комплексного и изменяющегося явления, которое тесно связано связанно с внутренним и внешним окружением организации. Современный менеджмент условно разделяется на системный, ситуационный и процессный подходы[21]. Рассмотрим их более подробно.

В рамках системного подхода организацию рассматривают как систему, состоящую из связанных между собой частей, каждая из которых является неотъемлемой частью целого. Начало применения этого подхода относится к 50-м годам XX в.[22]. Свойствами организации как системы является ее сложность, связанная с воздействием внутренних факторов, открытость, основанная на воздействии внешних факторов, социально-техническая взаимосвязь людей, работающих в компании и техники, участвующей в рабочем процессе. Системный подход является своего рода особым способом мышления по отношению к организации и требует комплексного решения ее проблем.

Ситуационный подход к системам управления был разработан в 60-х годах XX в, многие аспекты этого подхода вытекают из положений системного подхода. Этот подход рекомендует рассматривать определенный набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на организацию в то или иное время. Важным является предположение о том, что результаты от одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях часто существенно различаются, поэтому перед реализацией необходимых управленческих действий необходимо, прежде всего, исходить из ситуации, в которой они осуществляются. Реализация ситуационного подхода основана на нескольких аспектах[23]:

- способность персонала организации к анализу текущей ситуации, основываясь на факторах, оказывающих влияние на предприятие в определенный момент времени;

- умение выбрать в условиях жесткой необходимости тот вариант действий, который будет наиболее соответствовать рассматриваемой ситуации;

- наличии плана действий для изменения организации и приспособлении ее к сложившему состоянию дел.


Процессный подход рассматривает функции управления как одно целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных действий, или функций управления. Каждую функцию управления рассматривают, в свою очередь, как процесс, состоящий из определенного количества взаимосвязанных действий.

В случае, когда руководством предприятия не выстраивается система менеджмента, а все возникающие проблемы решаются по мере их поступления и способы решения зависят от конкретной ситуации, в организации руководящие процессы строятся по принципам стихийного, ситуативного или нерегулярного менеджмента.

Противоположностью ситуативного менеджмента является менеджмент регулярный, который представляет собой особую систему руководства предприятием. При этом подходе каждому сотруднику предписываются четко определенные обязанности. А системе менеджмента - определенные функции и принципы. О функциях и принципах менеджмента пойдет речь в главе 2.

2. Подходы к понятию функций и принципов менеджмента современных организаций

2.1. Функции менеджмента современных организаций

Управление фирмой призвано обеспечить эффективное применение всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения поставленных целей[24]. Такое можно достигнуть при помощи многих установленных функций менеджмента.

Слово функция (от латинского funcitio – исполнение, осуществление) означает обязанность, вид деятельности, назначение, роль.

Под функцией менеджмента понимается абсолютно изолированные направления управленческой деятельности, по которым исполняется управленческое влияние на объекты управления для достижения определенных целей[25]. Они характеризуются однородностью, стабильностью содержания, определенной целевой направленностью, объективностью, повторяемостью операций при их исполнении, взаимосвязью и взаимодействием с другими.

У функции должны иметься четко установленный смысл, сформированный механизм исполнения и установленную структуру, в пределах которой оканчивается ее организационное выделение. Под содержанием подразумевают действия, производимые в пределах определенной функции.


Содержание функций и действий, которые осуществляются в управленческом процессе зависит от организационного типа (общественная, административная), сферы и размеров ее деятельности (образование, производство, бытовые услуги, торговля), уровня руководства в иерархии управления (средний, высший или низший), установленной роли внутри предприятия (маркетинг, производство, кадры, финансы) и целого перечня прочих факторов.

При изменении типа и размера производства управленческие функции не меняются, происходит только изменение объемов работ по их реализации. К примеру, на любом предприятии независимо от его масштабов, осуществляется функция по планированию. В крупной компании для ее исполнения может быть организован плановый отдел, в небольшой фирме эта функция может выполняться одним экономистом, а в малых предприятиях эти обязанности исполняются одним из работников по совместительству. По мере движения вверх от одного уровня управления к следующему повышается объем работ по функции, в связи с чем растет и количество выполняющих ее сотрудников. Таким образом, формируется целостная система органов по осуществлению всех функции менеджмента.

При усилении разделения труда происходит дифференциация менеджмента, как единственной функции, выделяются и обособляются специфические виды управленческой деятельности. Функцию реализует определенное число специалистов, каждым из которых в ходе каждодневной работы осуществляются отдельные типы работ. Рациональное выделение функций дает возможность объединять близкие и сходные по характеристике работы в единое управленческое звено. Это позволяет упростить структуру и облегчить координацию работы функциональных подразделений управленческого аппарата компании, объединения.

Основываясь на составе и объемах работ по функциям, устанавливают целесообразное построение управленческого аппарата (служб, отделов, секторов) и число специалистов по каждой из функций, осуществляют разработку документации организационного регламентирования (должностные инструкции, положение о службах, и т.п.). Разделение управленческих процессов по функциям и их классификация имеют решающий смысл, так как определяют задачи, цели и направления работы всего управленческого аппарата.

Современными теориями управления выдвигается общепринятое утверждение, что менеджмент являет собой осуществление нескольких функций взаимосвязанных между собой[26] (рисунок 3).


Рисунок 3. Взаимосвязь функций менеджмента

Планирование, как одна из функций менеджмента обеспечивает нахождение целей деятельности компании, максимально эффективных методов и средств менеджмента, чтобы достигнуть данные цели. Значительным элементом данной функции выступают прогнозы вероятных направлений развития и планы стратегических целей. На этой стадии компания должна выявить, какие реальные результаты она может получить, провести оценку своих сильных и слабых сторон, а также состояния внешнего окружения (экономическая обстановка в данном государстве, законодательные документы, позиции профсоюзных организаций, действия конкурентов, потребительские предпочтения, социально-общественный настрой, уровень технологического развития).

Организация. Данная функция по развитию организационной структуры и снабжения менеджмента необходимыми ресурсами (кадры, орудия производства, финансы, материалы и т.д.) для достижения целей компании. Хороший уровень организации работы кадров дозволяет получить более эффективные результаты.

Мотивация. Является процессом побуждения к деятельности других субъектов для достижения целей компании. Реализация руководителем этой функции, подразумевает стимулирование сотрудников (моральное и материальное), создание наиболее благоприятных условий для профессионального «роста» и возможности проявления ими своих способностей. Хорошая мотивация позволяет персоналу компании выполнять свои рабочие обязанности в соответствии с целями и планами этой компании. Мотивационный процесс предполагает формирование для сотрудников возможности удовлетворять их потребности, при условии надлежащей реализации ими своих функций. Прежде, чем осуществлять мотивацию персонала на более эффективный труд, руководству необходимо определить фактические потребности своих сотрудников.

Контроль. Данная функция менеджмента подразумевает проведение оценки и анализа эффективности результатов деятельности компании. С помощью контроля оценивается степень достижения компанией своих целей, и при необходимости, корректировка запланированных действий. В процесс контроля входит: определение стандартов, измерение полученных итогов, сопоставление данных результатов с запланированными и, в случае необходимости, пересмотр изначальных целей. С помощью контроля все функции менеджмента объединяются воедино, он дает возможность выдерживать нужный курс деятельности компании и проводить своевременную корректировку неверных решений.


Координация выступает обеспечением согласованности работы всех управленческих звеньев, и поддержанием стабильного режима работы предприятия.

Целью координации выступает определение взаимодействия в работе разных подразделений предприятия, специалистов, руководителей, а также ликвидация препятствий и отклонений от установленного режима работы.

Невозможна реализация производства на современном этапе без применения разделения труда, а для этого необходимо усиление координации работы управленцев, специалистов и некоторых элементов системы менеджмента. В случае нарушения координации управленцы теряют информацию о действиях друг друга и функционируют обособленно. Это приводит к понижению или даже отсутствию нужного взаимодействия между менеджерами.

Координация проводится при личном контакте между руководством и при проведении совещаний, утверждения рабочих графиков и планов различных подразделений, их корректировки и координирования деятельности между исполнителями.

Другие исследователи считают, что в теории управления существуют основные и определенные функции.

Под определенными (общими) функциями менеджмента понимаются виды деятельности, которые не связаны с собой спецификой объекта менеджмента и считаются общими для всех фирм и иерархических уровней менеджмента.

Решетникова А.А. и Демененко И.А. выделили, что к основным функциям можно отнести[27]:

а) целеполагание, под которым понимается постановка цели формирования фирмы и разработка программы ее достижения (планирования);

б) организация, под которой понимается обеспечение достижения цели;

в) регулирование, под которым понимается предотвращение либо исправление сбоев в процессе формирования по отношению к цели;

г) активизация, под которой понимается стимулирование достижения цели в процессе формирования;

д) контроль, под которым понимается сопоставление состояния фирмы с целью ее формированием.

Все главные функции менеджмента обязаны исполняться в каждом подразделении и на каждом уровне менеджмента в любой фирме.

По мнению Семенова А. К. и Набокова В, под определенными функциями менеджмента понимаются функции, которые связаны с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов менеджмента[28]. Перечень определенных функций зависит от специфики фирмы, а именно ее величин, форм деятельности, отраслевой принадлежности и т.п. Именно определенные функции менеджмента служат основой образования управленческих подразделений и служб. Следовательно, можно сказать, что функции первичны, а структуры вторичны.