Файл: Основные функции и принциы в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отраслевое управление характеризуется необходимостью развития производственной диверсификации, усиления концентрации и специализации производства. Территориальное управление имеет другие целевые установки.

9. Принцип преемственности управленческих (хозяйственных) решений.

Основой принципа преемственности управленческих решений выступает целостность экономических процессов и явлений, как последовательности качественных и количественных перемен, которые осуществляются в пространстве и во времени. Данный принцип проявляется в различных формах.

Использование принципа наследственности управленческих решений необходимо при разработке и тем более при осуществлении планов, поскольку необходимо чтобы имелась сравнительность информации. Наследственность надобна в решениях организационного характера, которые предполагают проведение анализа прошлого, для достижения оптимальности, а так же максимальное сохранение положительной практики. Также ее необходимость проявляется в политике персонала, которая обязана учитывать сочетание опытных специалистов и инициативных молодых работников, имеющих скорость реакции и отсутствие консервативности в мышлении.

10. Принцип подчинения индивидуальных интересов коллективным.

Принцип подчинения индивидуальных интересов коллективным основывается на приоритете интересов коллектива перед личными, которые сложно осуществимые в менеджменте. Поскольку с управленческой точки зрения, достижение общих целей в компании возможно лишь удовлетворив личные интересы сотрудников. В случае достижения сотрудниками личных потребностей вопрос соотношения общих и личных интересов не облегчается, а наоборот, имеет выраженную склонность к усложнению. Чем более многообразны личные интересы персонала, тем сложнее становится отыскивание мотивации для увеличения эффективности их работы.

11. Принцип эффективности и экономичности.

В производстве требуется достижение не только действенного сочетания материальных и людских ресурсов, но и существенной экономии сил, максимально продуктивного использования труда. Общество имеет заинтересованность в снижении затрат общественного производства для роста объемов инвестиционных накоплений и ресурсов.

12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена).

Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.


Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.

В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:

- приоритет интересов собственников;

- направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;

- равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;

- оптимальность организационных структур управления;

- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;

- современное информационное обеспечение аппарата управления;

- наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.

Отдельно стоит отметить принцип формирования регулярного менеджмента в организации.

В современных рыночных условиях конкурентоспособность предприятий значительно зависит от организации их управления, эффективного использования интеллектуального потенциала работников и создания для них комфортных условий. Для того, чтобы реализация современных функций и принципов менеджмента начала приносить прибыль и качественно менять состояние дел на предприятии, руководители многих компаний, идущих в ногу со временем, начинают внедрять в своих организациях методики регулярного менеджмента. Переход от нерегулярного к регулярному менеджменту, по мнению отечественных исследователей, должен включать следующие основные шаги (рисунок 6).

Рисунок 6. Этапы перехода от нерегулярного к регулярному менеджменту[34]

Выделяется три основных условия качественного функционирования принципов регулярного менеджмента.

Первым условием является наличие в организации свода жестко регламентированных правил, выполняя которые сотрудник может самостоятельно осуществлять свою деятельность, не обращаясь к своему непосредственному руководству. Так же обязательно должны рассматривать и описываться ситуации, в которых к руководству необходимо обращаться.


Вторым условием является наличие документированных процедур по каждому правилу работы. Это необходимо для однозначной трактовки всеми сотрудниками зафиксированных и официально признанных процедур.

Третьим условием является концентрация усилий на самых важных направлениях, для избегания распыления сил и времени на документирование простых и второстепенных процессов[35].

Итак, регулярный менеджмент обеспечивает оптимальное функционирование рабочей среды проекта как неделимого целого, в котором одни процедуры перетекают в другие на основе стремления коллектива к достижению определенных целей и к решению поставленных задач в рамках стратегии фирмы. При этом акцентирование деятельности компании на тех или иных элементах, процедурах регулярного менеджмента происходит подспудно, интуитивно, когда этого требует ситуация.

Заключение

По результатам исследования сформулируем следующие выводы.

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Процесс управления понимается как совокупность циклических действий, которые связаны с обнаружением проблем, поиском и организацией исполнения принятых решений. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

Под функцией менеджмента понимается абсолютно изолированные направления управленческой деятельности, по которым исполняется управленческое влияние на объекты управления для достижения определенных целей. Они характеризуются однородностью, стабильностью содержания, определенной целевой направленностью, объективностью, повторяемостью операций при их исполнении, взаимосвязью и взаимодействием с другими.

Под определенными (общими) функциями менеджмента понимаются виды деятельности, которые не связаны с собой спецификой объекта управления и считаются общими для всех фирм и иерархических уровней управления. К основным функциям можно отнести:

- целеполагание, под которым понимается постановка цели формирования фирмы и разработка программы ее достижения (планирования);


- организация, под которой понимается обеспечение достижения цели;

- регулирование, под которым понимается предотвращение либо исправление сбоев в процессе формирования по отношению к цели;

- активизация, под которой понимается стимулирование достижения цели в процессе формирования;

- контроль, под которым понимается сопоставление состояния фирмы с целью ее формированием.

Принципы менеджмента – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.

Современные принципы менеджмента:

1. Принцип соединения демократизма и рационального экономического централизма.

2. Принцип достижения большой эффективности экономики.

3. Принцип морального и материального стимулирования.

4. Принцип коллегиальности и единоначалия.

5. Принцип научности.

6. Принцип подготовки кадров и их расстановки.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип оптимальности сочетания территориального и отраслевого управления.

9. Принцип преемственности управленческих (хозяйственных) решений.

10. Принцип подчинения индивидуальных интересов коллективным.

11. Принцип эффективности и экономичности.

12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена).

Для того, чтобы реализация современных функций и принципов менеджмента начала приносить прибыль и качественно менять состояние дел на предприятии, руководители многих компаний, идущих в ногу со временем, начинают внедрять в своих организациях методики регулярного менеджмента.

Список используемых источников

Учебники, монографии, брошюры

  1. Алехин, Э.В. История науки управления / Э.В. Алехин. - Пенза, 2015.
  2. Гончаров, В. И. Менеджмент: Учебное пособие / В. И. Гончаров, – Мн.: Мисанта, 2016.
  3. Друкер, П. Основы теории управления / П. Друкер. - СПб.: Нева, 2015.
  4. Казначевская, Г. Б. Менеджмент / Г.Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2015.
  5. Комаров М. А. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2016.
  6. Коротков, Э. М. Менеджмент / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2015.
  7. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект : монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. - М. : КНОРУС, 2015.
  8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2016.
  9. Кунц Г., О'Доннел С. Принципы управления: анализ управленческих функций. - СПб.: Питер-пресс, 2015.
  10. Мазур И. И. Корпоративный менеджмент. - М.: Высшая школа, 2014.
  11. Мартыненко Н. М. Основы менеджмента: Учебник / Н. М. Мартыненко. – К. : Каравелла, 2015.
  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / под ред. М. Мескона. – М.: Дело, 2014.
  13. Радченко Я. В. Теория организации. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2014.
  14. Саймон, Г. Особенности принятия управленческих решений / Г. Саймон. – М.: Знание, 2015.
  15. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015.
  16. Теория управления / под. Ред. Ю. В. Васильевой. – М. : Финансы и статистика, 2014.
  17. Уткин, Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: «Зерцало», 2015.
  18. Хант Дж. Организация как культура. Корпоративное управление. - М.: ИНФРА, 2015.

Периодические издания

  1. Александрова Т.В. Развитие менеджмента организации в эпоху цифровой экономики // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 27-33.
  2. Гордеев М. Сущность и функции менеджмента // Директор-Инфо. 2017. №10. С. 32-36.
  3. Демина Н.В. Функции и принципы менеджмента современных организаций // Менеджмент качества. 2018. № 2. С. 154-162.
  4. Журавлева М.А. Современные подходы к управлению. Регулярный менеджмент // Вестник ДГТУ. №8. 2018. С. 147-149.
  5. Заболоцких А.С. Роль менеджмента в развитии организации // Академия педагогических идей Новация. 2018. № 4. С. 245-250.
  6. Захарченко В.В. Типологии функций менеджмента организации // Корреспондент. 2018. №8. С. 22–28.
  7. Зверева Г.Н. Мотивационные теории в системе менеджмента организаций // Теоретическая экономика. 2018. № 3 (45). С. 121-126.
  8. Комов А.В. Менеджмент в малых организациях // Наука и образование сегодня. 2018. № 2 (25). С. 89-90.
  9. Курбатов В.И. Новые веяния в менеджменте // Социологические исследования. 2018. №4. С. 15–21.
  10. Лазарь Н.В. Внешняя среда организации в современном менеджменте // Экономика и социум. 2018. № 1 (44). С. 477-479.
  11. Машошина Е.С., Санина А.А. Оценка менеджмента российских организаций в современных условиях // Аллея науки. 2018. № 10 (26). С. 143-146.
  12. Ореховский П.В. Принципы функционирования и развития менеджмента // Общество и экономика. 2018. №9. С.29–34.
  13. Панюшкин С.С. Принцип эффективности в менеджменте организаций // Российское предпринимательство. 2018. № 8. С.17–23.
  14. Плешакова Е.Ю., Головцова И.Г. Причины возникновения патологий менеджмента в современных организациях // Теория и практика общественного развития. 2018. № 11 (129). С. 70-75.
  15. Пуляева П. Э. Адаптивные механизмы корпоративного управления в условиях кризиса // Молодой ученый. 2018. №12. С. 481-483.
  16. Решетникова А.А., Демененко И.А. Менеджмент организации: проблемы и пути решения // Вектор экономики. 2018. № 2 (20). С. 42.-45
  17. Сидорова А.М. Роль менеджмента в управлении организацией // Научные горизонты. 2018. № 11-1 (15). С. 308-312.
  1. Друкер, П. Основы теории управления / П. Друкер. - СПб.: Нева, 2015. С.51

  2. Кунц Г., О'Доннел С. в книге Принципы управления: анализ управленческих функций. - СПб.: Питер-пресс, 2015. С.39

  3. Алехин, Э.В. История науки управления / Э.В. Алехин. - Пенза, 2015. С. 96

  4. Теория управления / под. Ред. Ю. В. Васильевой. – М. : Финансы и статистика, 2014.с. 115

  5. Радченко Я. В. Теория организации. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2014. С. 219

  6. Друкер, П. Основы теории управления / П. Друкер. - СПб.: Нева, 2015.с. 120

  7. Теория управления / под. Ред. Ю. В. Васильевой. – М. : Финансы и статистика, 2014. 227

  8. Коротков, Э. М. Менеджмент / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2015. С.57

  9. Гончаров, В. И. Менеджмент: Учебное пособие / В. И. Гончаров, – Мн.: Мисанта, 2016. С.117

  10. Уткин, Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: «Зерцало», 2015. С.58

  11. Мартыненко Н. М. Основы менеджмента: Учебник / Н. М. Мартыненко. – К. : Каравелла, 2015. С.69

  12. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. С.65

  13. Комаров М. А. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2016. С.87

  14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / под ред. М. Мескона. – М.: Дело, 2014. С.302

  15. Уткин, Э. А. Курс менеджмента. Учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: «Зерцало», 2015. С.116

  16. Гордеев М. Сущность и функции менеджмента // Директор-Инфо. 2017. №10. С. 32

  17. Друкер, П. Основы теории управления / П. Друкер. - СПб.: Нева, 2015. С.247

  18. Гончаров, В. И. Менеджмент: Учебное пособие / В. И. Гончаров, – Мн.: Мисанта, 2016. С.210

  19. Теория управления / под. Ред. Ю. В. Васильевой. – М. : Финансы и статистика, 2014. С.74

  20. Друкер, П. Основы теории управления / П. Друкер. - СПб.: Нева, 2015. С.251

  21. Саймон, Г. Особенности принятия управленческих решений / Г. Саймон. – М.: Знание, 2015. С.129

  22. Саймон, Г. Особенности принятия управленческих решений / Г. Саймон. – М.: Знание, 2015. С.138

  23. Алехин, Э.В. История науки управления / Э.В. Алехин. - Пенза, 2015. С.176

  24. Журавлева М.А. Современные подходы к управлению. Регулярный менеджмент // Вестник ДГТУ. №8. 2018. С. 147

  25. Захарченко В.В. Типологии функции менеджмента организации // Корреспондент. 2018. №8. С. 23

  26. Журавлева М.А. Современные подходы к управлению. Регулярный менеджмент // Вестник ДГТУ. №8. 2018. С. 147

  27. Решетникова А.А., Демененко И.А. Проектный менеджмент в управлении организацией // Вектор экономики. 2018. № 2 (20). С. 42

  28. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. С.197

  29. Ореховский П.В. Принципы функционирования и развития менеджмента // Общество и экономика. 2018. №9. С.30

  30. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ, 2016. С.195

  31. Панюшкин С.С. Принцип эффективности в менеджменте организаций // Российское предпринимательство. 2018. № 8. С.17

  32. Ореховский П.В. Принципы функционирования и развития менеджмента // Общество и экономика. 2018. №9. С.32

  33. Кунц Г., О'Доннел С. в книге Принципы управления: анализ управленческих функций. - СПб.: Питер-пресс, 2015.

  34. Гончаров, В. И. Менеджмент: Учебное пособие / В. И. Гончаров, – Мн.: Мисанта, 2016.

  35. Казначевская, Г. Б. Менеджмент / Г.Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2015. с.330