Файл: Основные функции и принциы в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследователи считают также, что помимо основных, менеджерам приходится выполнять множество т.н. специальных функций управления. Это название условно, т.к. все специальные функции связаны с основными, являются их частью. Вот некоторые из таких функций:

- разработка и принятие управленческих решений;

- создание команд и работа в них, управление корпоративной культурой компании, анализ рынка (отрасли, мнений клиентов и т.п.);

- управление качеством продукции;

- обработка информации (в том числе, с использованием информационных технологий);

- прогнозирование развития событий;

- организация внешних контактов (с партнерами, клиентами, представителями государственных органов и т.п.);

- проведение переговоров, совещаний и деловых бесед;

- ведение документации и многое другое.

Если какая-нибудь из функций отстает в своем формировании от других, это сводит на нет многие управленческие акции, так как устойчивое формирование фирмы определяется сбалансированной и взаимосвязанной успешной работой всей управленческой структуры.

2.2. Основные принципы менеджмента организаций

Для результативного управления мало знать существенные связи и экономические законы. Организация управления подразумевает формирование взаимосвязанных приемов и методов, с помощью которых реализуется управление экономикой на всех уровнях. Данный механизм строится на управленческих принципах.

Является общепринятым утверждение, что принципы управления представляют собой устойчивые зависимости и связи, которые регулируют человеческие действия, нацеленные на реализацию целей бизнес-системы[29]. Принципы менеджмента разрешают лучше осмыслить логическую взаимосвязь появляющихся в системе ситуаций и явлений, верно установить цели действий и избрать определенные решения, устремленные на эффективное воплощение управленческих функций. Все моменты управленческой деятельности взаимосвязаны с осуществлением принципов менеджмента, которые образуют основу функционирования и построения систем управления.

Принципы менеджмента являются правилами, основными руководящими идеями, нормами поведения и ориентирами деятельности управленческого звена, которым они следуют и в пределах которых осуществляются цели компании.


Принципы менеджмента обусловливают требования к структуре, системе, процессу и организации управления, выстраиванию управленческих органов и методам реализации его функций. Принципы менеджмента подразделяются по объектам и субъектам применения. В соответствии с этим критерием можно провести классификацию принципов управления в целом экономикой, обществом, политической и социальной сферами. Принципы менеджмента бывают конкретные и общие:

- к общим относятся принципы управления в целом обществом (объединение круга интересов коллектива, общества, личности, и преобладающая значимость экономического управления и т.п.);

- к конкретным относятся принципы политического, социального и экономического типов управления.

Необходимо, чтобы принципы не только отвечали целям менеджмента, но и согласовывались с современными требованиями к предпринимательской деятельности и прогрессивными тенденциями вероятных изменений, имели достаточную легитимность. Впервые определение принципов менеджмента было осуществлено Г.Эмерсоном в работе «Двенадцать принципов производительности» в 1912 году. Тем не менее, более известными являются принципы менеджмента описанные А. Файолем, который является одним из начинателей школы управления классического административного типа. Данные принципы касались направлений, которые, согласно точки зрения приверженцев административной школы, выступают основными (Рисунок 4).

Принцип разделения труда подразумевает специализацию работ, необходимую для эффективности использования трудовых ресурсов[30]. Применение данного принципа позволяет уменьшить число целей, на которые устремляются усилия и внимание работника и, таким образом, увеличить отдачу.

В процессе менеджмента достигается гармония интересов персонала и организации и обеспечивается единство усилий. Этот принцип был назван корпоративным духом.

Вместе с тем важным является действие принципа инициативы — то есть, поощрения работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Немаловажным условием эффективной менеджерской деятельности является использование принципа стабильности персонала. Содержание этого принципа заключается в установке работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность[31].

Под принципом порядок понимают необходимость обеспечения рабочего места для каждого работника и требования того, чтобы каждый работник был на своем рабочем месте.


Рисунок 4. Принципы менеджмента по Файолю[32]

Принципы менеджмента – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. По мнению Г. Кунц и С. О'Доннел, основными в менеджменте являются следующие принципы (рисунок 5).

Рисунок 5. Принципы менеджмента по Г. Кунц и С. О'Доннел[33]

Следует отметить, что принципы менеджмента отличаются стабильностью, однако это не значит, что они неизменны в своих проявлениях. Экономика проходит в своем развитии этапы, характеризующиеся определенными масштабами и структурой, техническим уровнем и формами организации производства, качеством подготовки и мерой обеспеченности аппарата менеджмента кадрами, требованиями к менеджерам.

Таким образом, происходят изменения как в объектах, так и в субъектах менеджмента, а вместе с тем изменяются условия, в которых используются принципы менеджмента. Поэтому на различных отдельных этапах развития экономики какие-то аспекты этих принципов менеджмента становятся менее актуальными, но зато на первый план выступают другие.

В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.

Современные принципы менеджмента

1. Принцип соединения демократизма и рационального экономического централизма.

Сущностью принципа соединения демократизма и рационального экономического централизма является то, что персонал, занятый в предпринимательстве, свободно выбирает форму хозяйствования и форму собственности. Решение всех задач хозяйственной деятельности осуществляется их рабочими коллективами, учитывая экономическую политику страны, запросы рынка и возможности наибольшего удовлетворения потребностей персонала. Управленческие кадры исполняют только лишь координационные функции, регулирование трудовой деятельности персонала, основания экономических фондов применение производственного потенциала.

Необходимо постоянное совершенствование демократизации управления и ее форм, это обуславливается изменением в формах собственности, совершенствованием отраслевой оснащенности технологиями, необходимостью введения инновационных интенсивных технологий.

2. Принцип достижения большой эффективности экономики.

Под принципом достижения большой эффективности экономики предполагается успехи в достижении целей, результативность, кроме того экономичность, или минимизация затрат для получения необходимого результата, что обуславливается в условиях рынка высоким уровнем конкуренции.


Основой производственной эффективности является: введение инновационных технологий, производственная интенсификация, внедрение результативных форм управления и хозяйствования, убыстрение изменений в структуре, наиболее передовых форм организации производства и труда. В целях роста эффективности требуется полномасштабное введение в управленческие процессы методов экономико-математических вычислений и использование вычислительной техники современного уровня для нахождения оптимальных решений.

3. Принцип морального и материального стимулирования.

Данным принципом морального и материального стимулирования предполагается необходимость учета интересов и потребностей персонала, без которого не возможно находить решение сложных задач и верно осуществлять управление в компании.

Повышение материальной заинтересованности сотрудников происходит при использовании гибкой системы заработной платы, расширенной системы премиальных начислений, зависящих от итогов работы определенного подразделения, введении выплат компенсаций по выходу в отставку, реализации сотрудникам акций компании. Американскими компаниями применяются надбавки к зарплате, которые связанны с повышением стоимости жизни, в целях компенсации воздействия временной инфляции, а также поддержка в случае заболевания.

Немаловажным является в коллективе и моральное стимулирование, выступающее средством выделения заслуг некоторых сотрудников. Целесообразно использовать его различные формы, обеспечивая диверсификацию в оплате за труд, социальное равенство и рациональное сочетание групповых, общественных интересов и личных интересов.

4. Принцип коллегиальности и единоначалия.

Принцип коллегиальности и единоначалия подразумевает умелое применение в процессе управления коллегиальности и единоначалия.

Единоначалие дает высшему звену руководства установленную полноту власти и, следовательно, несение персональной ответственности за порученные задачи. Необходимость принципа единоначалия обуславливается нуждами самого производства, предполагающего единение всех работников. Она обозначает, что в трудовом процессе все подчинятся одному субъекту, который имеет на это требуемые права. Единоначалие дает возможность ликвидировать безответственность.

Управление компаниями обладает коллективным характером, вследствие этого единоначалие необходимо умело сочетать с коллегиальностью. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на базе мнений руководства разных уровней управления. Коллегиальность увеличивает объективность принятия решений, их состоятельность и содействует их успешной реализации, но понижает управленческую оперативность.


5. Принцип научности.

Принцип научности характеризует полное применение во всей управленческой системе новейших научных концепций, прогрессивных практик лучших предприятий и организаций. Научное управление и субъективизм не согласуются.

Соблюдение данного принципа дает возможность сторониться проявлений субъективизма и волюнтаризма в процессе принятия управленческих решений. Необходимо, чтобы менеджмент основывался на глубоких познаниях объективных законов экономики, закономерностях и принципах управления. Научность управления предусматривает обширное применение методов математических вычислений, главным образом при решении задач производства, критический анализ и оценку результативности принятых решений и введение современных средств связи и оргтехники.

При введении в реальную сферу деятельности принципа научности немаловажно вести борьбу с шаблоном, подходить индивидуально к каждому предмету управления.

6. Принцип подготовки кадров и их расстановки.

Принципом подготовки кадров и их расстановки предусматривается обеспечение постоянства персонала и профессионализации в управлении.

Подготовку, подбор и расстановку кадров необходимо осуществлять таким образом, чтобы любой руководитель или специалист на занимаемом посту мог исполнять доверенную работу с максимальной эффективностью. Для этого необходима целенаправленная деятельность по данному направлению и правильное использование кадров.

7. Принцип ответственности.

Сутью принципа ответственности является формирование четкой структуры организации; разработку положений о структурных подразделениях компании, обязанности и права руководства, рабочие должностные инструкции; определение уровня материальной ответственности секторов находящихся на хозрасчете за проколы в работе; разработку положений относительно премирования сотрудников; четкое утверждение распоряжений и приказов; осуществление прочих мероприятий организационного характера.

В странах с развитой экономикой большую популярность приобрела социальная ответственность бизнеса, производство продукции высокого качества, которая безопасна для потребительского здоровья, соблюдение принципов морали.

8. Принцип оптимальности сочетания территориального и отраслевого управления.

Принцип оптимальности сочетания территориального и отраслевого управления предполагает наибольшую целесообразность размещения и развития производительных сил, призывает учитывать экологические факторы, уровень эффективности применения трудовых ресурсов, рабочей занятости, развитие социальной инфраструктуры, соответствие производства региональным этническим спецификам, удовлетворению у населения потребностей материального и духовного характера.