Файл: Адаптация ребенка к школе ( г.о. Подольск Московской области, 1 класс).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:
а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»
Таисия К.
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов.
Миша К.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
София Г.
На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Милана Д.
Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Кирилл П.
Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер – мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Максим К.
На рисунке изображена доска – рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Ваня Л.
Изображена типичная игровая ситуация – качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Сережа Ж.
Изобразил себя на турниках – это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Рома Р.
Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Саркис М.
Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень адаптации первоклассников к школе (%)
по методике Н.Г. Лускановой
Уровни адаптации |
Количество учащихся |
% соотношение |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
Результаты диагн∙остики уровня адап∙тации первоклассников к шк∙оле представим гистог∙раммой (Рисунок 1).
Рис. 1. Уро∙вень адаптации первокл∙ассников к шк∙оле
В резул∙ьтате проведенного исслед∙ования у де∙тей данного кла∙сса были выяв∙лены все три уро∙вня адаптации.
20% де∙тей положительно отно∙сятся к шко∙ле, предъявляемые требо∙вания воспринимают адекв∙атно; учебный мате∙риал усваивают лег∙ко; глубоко и по∙лно овладевают уче∙бным материалом; прил∙ежны, внимательно слу∙шают указания, объяс∙нения учителя; выпо∙лняют поручения без внеш∙него контроля.
40% де∙тей так же положи∙тельно относятся к шко∙ле, ее посе∙щение не вызы∙вает отрицательных пережи∙ваний; понимают уче∙бный материал, ес∙ли учитель препо∙дносит его подр∙обно и нагл∙ядно; самостоятельно реш∙ают типовые зад∙ачи; бывают сосред∙оточены только тог∙да, когда зан∙яты чем-то интер∙есным; дружат со мно∙гими одноклассниками.
40% де∙тей отрицательно отно∙сятся к шко∙ле; нередки жал∙обы на пло∙хое самочувствие; домин∙ирует подавленное настр∙оение; наблюдаются нару∙шения дисциплины; к уро∙кам готовятся нерегу∙лярно; самостоятельная раб∙ота с учеб∙ником вызывает затруд∙нения; пассивны; бли∙зких друзей в кла∙ссе не име∙ют, знают по име∙нам и фами∙лиям лишь опреде∙ленную часть однокла∙ссников; объясняемый учит∙елем материал усва∙ивают фрагментами.
Таким обра∙зом, методики позв∙олили выявить уро∙вень адаптации первокл∙ассников к шко∙ле. Результаты мет∙одик показывают, что 20% ре∙бят положительно отно∙сятся к шко∙ле, 40% - так же положи∙тельно относятся к шко∙ле, но у них преоб∙ладает игровая мотив∙ация, они предпо∙читают игровую деятел∙ьность, 40% детей испыт∙ывают негативные эмо∙ции при воспр∙иятии понятий, связ∙анных с обуч∙ением в шко∙ле. Из вы∙ше сказанного след∙ует, что у 80% обучающихся дан∙ного класса недост∙аточно высокий уро∙вень адаптации к шко∙ле.
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Цель: разработать педагог∙ические условия адаптации первокл∙ассников к шк∙оле
Задачи:
1) сост∙авить программу, направ∙ленную на адап∙тацию первоклассников;
2) предс∙тавить описание прог∙раммы с уче∙том педагогических усло∙вий.
Индикатором труд∙ности процесса адап∙тации к шк∙оле являются негат∙ивные изменения в пове∙дении ребенка: это мо∙жет быть чрезм∙ерное возбуждение, да∙же агрессивность ил∙и, наоборот, затормож∙енность, депрессивность. Мо∙жет возникнуть чувство стр∙аха, нежелание ид∙ти в шк∙олу и т.∙д.
При неблаго∙приятном течении адап∙тации у де∙тей замедляется ро∙ст, падает масса те∙ла. Острая заболев∙аемость первоклассников в эт∙от период мо∙жет в 2 ра∙за превышать вели∙чину этого показ∙ателя у более ста∙рших школь∙ников.
Деятельность педа∙гогов школы по орган∙изации благоприятной адапта∙ционной среды на пере∙ходе от дошко∙льного к начал∙ьному школь ному образ∙ованию направлена на созд∙ание та∙ких педагогических усло∙вий, как:
- Организация реж∙има школьной жи∙зни первоклассников;
- Создание предметно-про∙странственной среды;
- Организация оздоровительно-∙профилактической работы;
- Организация учебно-поз∙навательной деятельности первокл∙ассников в период адапт∙ации;
- Организация внеучебной жи∙зни первоклассников;
- Взаимодействие с участ∙никами образовательного учреж∙дения.
Исходя из прог∙раммы организации проц∙есса адаптации первокл∙ассников к школ∙ьному обучению «Здра∙вствуй школа!» мо∙жно выявить следу∙ющее.
Цель прогр∙аммы: создать психолого-пе∙дагогические условия, обеспечивающие благоп∙риятное течение адап∙тации первоклассников к школ∙ьному обучению.
Основные показ∙атели благоприятной адап∙тации ребенка:
- сохранение физиче∙ского, психического и социа∙льного здоровья дет∙ей;
- установление конт∙акта с обучающимися, с учит∙елем;
- формирование адекв∙атного поведения;
- овладение навы∙ками учебной деятел∙ьности.
Организация реж∙има школьной жи∙зни первоклассников
1.Обучение ве∙сь год в 1-ю см∙ену с 8.∙00 часов.
2.Пятидневный ре∙жим обучения .
3.«Ступенчатый реж∙им» постепенного наращ∙ивания учебного проц∙есса .
4.Облегчённый де∙нь в сере∙дине учебной нед∙ели.
Организация оздоровительно-∙профилактической работы
1.Медико-педагогическая диагн∙остика состояния здор∙овья первоклассников:
- медицинский осм∙отр детей, посту∙пающих в шко∙лу;
- мониторинг сост∙ояния здоровья, заболев∙аемости первоклассников;
- диагностика уст∙ной и письм∙енной речи.
2.Профилактическая раб∙ота по предупр∙еждению заболеваний:
- проведение план∙овых и внепл∙ановых прививок;
- витаминизация;
- создание в шк∙оле условий для соблю∙дения санитарно-гигиенических на∙вы ков.
3.Максимальное обесп∙ечение двигательной актив∙ности детей:
- физкультминутки прово∙дятся на каж∙дом уроке;
- подвижные иг∙ры на перем∙енах.
4.Организация рацион∙ального питания первокл∙ассников предусматривает:
- выполнение требо∙ваний СанПиНа к орган∙изации питания;
- соблюдение осно∙вных принципов рацион∙ального питания.
Организация учебно-поз∙навательной деятельности первокл∙ассников в адаптационный пер∙иод:
1.Особенности орган∙изации урока в 1-м кла∙ссе
- домашние зад∙ания в пер∙вом классе не зада∙ются, но пед∙агог имеет пр∙аво выдавать рекоме∙ндации к заня∙тиям дома.
2.Контроль и оце∙нка результатов обуч∙ения
- в теч∙ение первого полу∙годия первого го∙да обучения контр∙ольные работы не проводятся;
- итоговые контр∙ольные работы прово∙дятся в ко∙нце учебного го∙да не поз∙днее 15-20 ма∙я;
- обучающиеся 1 кла∙сса на вто∙рой год не оставл∙яются.
Организация внеур∙очной жизни первокл∙ассников
Внеурочная деятел∙ьность в соотве∙тствии с приори∙тетными направлениями прог∙раммы развития шко∙лы, состоит из подпро∙грамм, в рам∙ках которых реали∙зуются 5 напра∙влений деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- научно-познавательное;
- общекультурное;
- духовно-нравственное;
- патриотическое.
Взаимодействие с родит∙елями первоклассников
- изучение усл∙овий жизни реб∙ёнка в сем∙ье;
- ежедневные конт∙акты с родит∙елями во вр∙емя прихода и ух∙ода ребёнка из школы;
- коллективные и индивидуальные консул∙ьтации для родит∙елей;
- родительские собр∙ания;
- совместная деятел∙ьность педагогов и роди∙телей по орган∙изации жизни первоклассников в шко∙ле.
Таким обра∙зом, данная прог∙рамма составлена с уче∙том педагогических усл∙овий необходимых для успе∙шной адаптации первокл∙ассников к шко∙ле.
Выводы по вто∙рой главе
Для подго∙товки ребенка к успе∙шному школьному обуч∙ению существуют разл∙ичные подходы: осо∙бые занятия в дет∙ском саду на эт∙апе адаптации к шко∙ле, диагностика школ∙ьной готовности и подго∙товка до шко∙лы.
Анализируя реагир∙ование ребят на школ∙ьную нагрузку естес∙твенно пользоваться так∙ими методами, ка∙к: анализ хара∙ктера и резул∙ьтатов учебной раб∙оты детей, бес∙еды с ни∙ми и их родит∙елями, анкетирование родит∙елей, повседневное наблю∙дение за обучаю∙щимися в всевоз∙можных обстановках их школ∙ьной жизни – на уро∙ках, на перем∙енах, на прог∙улках и экску∙рсиях.
Заключение
Адаптация в 1 кла∙ссе – осо∙бый и тру∙дный этап в жи∙зни малыша: он усва∙ивает новую социа∙льную роль учаще∙гося, новый вид деятел∙ьности - учеб∙ную, меняется социа∙льное окружение – появл∙яются одноклассники, учит∙еля, школа, как бол∙ьшая социальная гру∙ппа, в кот∙орую включается ребе∙нок. Ребенок не гот∙овый к обуч∙ению в то∙м, или же ин∙ом аспекте школ∙ьной зрелости, испыт∙ывает трудности в адап∙тации к шк∙оле и мо∙жет быть дезадаптирован. Ребе∙нок, поступая в сре∙днее учебное заве∙дение обязан бы∙ть зрелым и в физиолог∙ическом, и в социа∙льном отношении.
Первый год обуч∙ения в шк∙оле – это испыта∙тельный срок в пер∙вую очередь для опек∙унов, когда че∙тко проявляются родите∙льские недоработки, невни∙мание к ребе∙нку, незнание его особен∙ностей, недоступность конт∙акта и неум∙ение посодействовать. Ино∙гда родителям не хва∙тает упорства и снисходит∙ельности, спокойствия и добр∙оты. Так как нер∙едко из добро∙душных побуждений они стано∙вятся виновниками школ∙ьных стрессов. Поч∙ему? Скорее все∙го, потому что не вся∙кий раз предусм∙атривают сложность и продолжи∙тельность процесса. Так как дово∙льно таки длите∙льное время треб∙уется для то∙го, чтобы осво∙иться в шк∙оле по-настоящему. Это доста∙точно долгий проц∙есс, связанный со значит∙ельным напряжением вс∙ех систем орган∙изма. Как раз вслед∙ствие этого вся сис∙тема обучения и воспи∙тания в шк∙оле и до∙ма должна бы∙ть построена та∙к, чтобы и учит∙ель, и роди∙тели знали и учиты∙вали, какой це∙ной расплачивается орга∙низм малыша за дости∙гнутые удачи, тем бо∙лее на пер∙вых порах обуч∙ения.