Файл: Адаптация ребенка к школе ( г.о. Подольск Московской области, 1 класс).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Введение
Адаптация в первом классе – особый и трудный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль учащегося, новый вид деятельности — учебную; меняется общественное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе обучения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях обхватывает первое полугодие первого года обучения в школе [15].
Поступление в среднее учебное заведение – переломный момент в жизни малыша. Отличительная особенность положения ученика, состоит в том, что его обучение является обязательной, общественно-значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнительна, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное беспокойствие. Он вступает в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких [24].
Дальнейшая успешность обучающегося во многом будет зависеть от того, как он начнёт обучаться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и последующего раскрытия.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
- Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
- Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.
В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении дается описание диагностических методик, использованных в работе, программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!»
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adaptio» (приспособление) и изначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.
В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования формируется из большого количества отдельных адаптаций самого различного масштаба. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора наследственных мутаций и их комбинаций. Эти мутации всякий раз появляются в любой популяции живых организмов в большом количестве, причём большая их часть не проявляется, а находится в генофонде в скрытом виде. Натуральный отбор подхватывает оказавшиеся полезными в данных условиях наследственные мутации. Шаг за шагом, из поколения в поколение посредством преимущественного размножения особей – носителей таких полезных изменений новые свойства становятся характерными для вида. Так возникает адаптация [24].
Таким образом, адаптация – это процесс, а так же результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания.
С философской точки зрения, адаптация как приспособление. Приспособлением является изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление может быть непосредственным, в случае если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление бывает: функциональным, если изменения жизнедеятельности организма содействуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма.
С точки зрения психологии адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сбережение гомеостаза. Понятие адаптация обширно используется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, подразумевают под собой взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.
Сдвиги, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и нравственно положение человека [8].
В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию.
Психическая адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе и его требованиям с собственными потребностями и интересами.
Социальная адаптация делится на три группы:
- активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на становление отношений с окружающими.
- оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру.
- процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.
Следствием адаптации выступает адаптированность – степень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его общественного статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек имеет возможность быть гармоничен, и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.
Адаптированности ребёнка может содействовать адаптивная модель учебного заведения и адаптивность образовательной среды.
Адаптивная модель школы – это свежая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором различных классов и образовательных услуг, открытой для ребят различных возможностей и способностей вне зависимости от их личных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи [21].
Адаптивность образовательной среды – это способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных людей, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических работников, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития. Определение понятия «адаптация» представляет собой трудную философскую и методологическую делему.
На базе сравнительного анализа большего количества определений адаптации, все понятия могут быть соединены в следующие три группы:
- так именуемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как точный перевод латинского «adaptio» в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – процесс и итог приспособления строения и функций организма к условиям среды»;
- определения сквозь «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность главного аспекта структурно-функциональной организации личности. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физическом, поведенческом;
- полисемантические определения, которые подчеркивают неоднозначный, многоаспектный нрав самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.
Более трудные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса [20].
Таким образом, адаптация - это процесс и результат внутренних перемен, внешнего активного приспособления и самоизменения индивидума к новым условиям жизни.
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт для себя отчёт в том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт обучаться в школу), он раскрывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К данному периоду он уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже осознает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В данном возрасте важным достижением в развитии личности ребёнка выступает доминирование мотива «я должен» над мотивом «я хочу» [10].
Начало школьного обучения буквально совпадает с периодом кризиса семи лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением [5].
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Всё это производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения).