Файл: Кредиты Банка России коммерческим банкам (Роль Банка России и банковского кредита в экономике).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Роль Банка России и банковского кредита в экономике
1.2. Понятие и виды кредитов Банка России
1.3. Проблемы и перспективы кредитования коммерческих банков
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ БАНКА РОССИИ
2.1. Объемы операций кредитования Банка России
2.2. АНАЛИЗ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ БАНКА РОССИИ
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ КРЕДИТОВАНИЯ БАНКА РОССИИ
2.2. АНАЛИЗ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ БАНКА РОССИИ
Структура кредитного портфеля Банка России представлена в таблице 3.
В структуре кредитного портфеля за 2007-2020 гг. наибольшая доля приходится на внутридневные кредиты – 89,72 %. Ломбардные кредиты составляют наименьший удельный вес – 0,23 %. Кредиты овернайт также не пользуются спросом – 0,37 %.
Следует отметить, что на протяжении 2007-2020 гг. внутридневные кредиты всегда занимали наибольшую долю, однако, удельный вес таких кредитов в портфеле Банка России постепенно сокращался (с 98,61 % в 2007 г. до 92,60 % в 2020 г.). Это произошло в результате роста доли кредитов, обеспеченных активами – с 0,24 % в 2007 г. до 3,86 % в 2020 г.
Таблица 3.
Структура кредитного портфеля Банка России, в млрд руб. [21]
Год |
Внут ридневные кредиты |
Кредиты овернайт |
Ломбардные кредиты |
Кредиты, обеспеченные активами |
Кредитный портфель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2007 |
13499,63 |
133,28 |
24,15 |
32,76 |
13689,82 |
Доля, % |
98,61 |
0,97 |
0,18 |
0,24 |
100 |
2008 |
17324,35 |
230,24 |
212,68 |
445,53 |
18212,79 |
Доля, % |
95,12 |
1,26 |
1,17 |
2,45 |
100 |
2009 |
22832,69 |
311,42 |
308,85 |
2419,37 |
25872,32 |
Доля, % |
88,25 |
1,20 |
1,19 |
9,35 |
100 |
2010 |
28359,58 |
229,94 |
74,99 |
334,56 |
28999,07 |
Доля, % |
97,79 |
0,79 |
0,26 |
1,15 |
100 |
2011 |
38189,24 |
208,96 |
112,74 |
431,31 |
38942,26 |
Доля, % |
98,07 |
0,54 |
0,29 |
1,11 |
100 |
2012 |
52673,67 |
172,28 |
211,23 |
1520,37 |
54577,55 |
Доля, % |
96,51 |
0,32 |
0,39 |
2,79 |
100 |
2013 |
57773,13 |
146,48 |
224,89 |
1904,10 |
60048,61 |
Доля, % |
96,21 |
0,24 |
0,37 |
3,17 |
100 |
2014 |
60742,86 |
203,87 |
113,26 |
12144,81 |
73204,8 |
Доля, % |
82,98 |
0,28 |
0,15 |
16,59 |
100 |
2015 |
53120,33 |
180,90 |
238,63 |
9902,99 |
63442,84 |
Доля, % |
83,73 |
0,29 |
0,38 |
15,61 |
100 |
2016 |
49600,17 |
214,54 |
84,73 |
10542,69 |
60442,13 |
Доля, % |
82,06 |
0,35 |
0,14 |
17,44 |
100 |
2017 |
55263,03 |
166,26 |
0,12 |
2369,83 |
57799,24 |
Доля, % |
95,61 |
0,29 |
0,00 |
4,10 |
100 |
2018 |
68520,9 |
246,5 |
4,6 |
23999,8 |
94789,80 |
Доля, % |
72,29 |
0,26 |
0,00 |
25,32 |
100 |
2019 |
65950,3 |
91,7 |
0,1 |
585,5 |
68646,60 |
Доля, % |
96,07 |
0,13 |
0,00 |
0,85 |
100 |
2020 |
54607,1 |
68,7 |
0,02 |
2274,5 |
58970,32 |
Доля, % |
92,60 |
0,12 |
0,00 |
3,86 |
100 |
Сумма |
638456,9 |
2605,2 |
1611,0 |
68908,7 |
711581,78 |
Структура, % |
89,72 |
0,37 |
0,23 |
9,68 |
100 |
Наиболее привлекательными кредитами для кредитных организаций Российской Федерации в целом являлись внутридневные кредиты, объем которых составил 638456,9 млрд. руб. в 2020 г. согласно методологии расчета Центрального банка РФ. Объем предоставленных кредитов «овернайт» составил 2605,2 млрд. руб. Объем предоставленных ломбардных кредитов составил 1611,0 млрд. руб.
Из приведенной общероссийской статистики можно сделать вывод, что существует спрос только на те инструменты рефинансирования, за которые банки Центральному банку РФ не платят (внутридневные кредиты). Иногда (в 1 % случаев, если судить по сумме) использование данного инструмента приводит к наличию на конец дня неоплаченного кредита, который автоматически превращается в кредит «овернайт». Плата за него в настоящее время на 3 процентных пункта выше, чем за использование ломбардного кредита. Значит, можно сделать вывод, что банки неправильно планируют свою ликвидность в конце рабочего дня, что приводит к использованию более «дорогого» инструмента.
Использование ломбардных кредитов в банковской сфере менее востребовано, чем внутридневных кредитов. Это говорит о том, что кредитование на срок более одного дня для банков в принципе невыгодно. Значит, или банки не испытывают потребности в ликвидности, или она слишком дорого стоит. При этом следует отметить, что Банк России искажает статистику по выданным внутридневным кредитам, суммируя каждый выданный в течение дня кредит. Получается, что сумма выданных кредитов в течение дня больше, чем лимит кредитования кредитной организации. Следует считать сумму выданного кредита только в пределах лимита кредитования, чтобы не завышать статистических данных.
Таким образом, в структуре кредитного портфеля за 2007-2020 гг. наибольшая доля приходится на внутридневные кредиты – 89,72 %. Ломбардные кредиты составляют наименьший удельный вес – 0,23 %. Кредиты овернайт также не пользуются спросом – 0,37 %. Следует отметить, что на протяжении 2007-2020 гг. внутридневные кредиты всегда занимали наибольшую долю, однако, удельный вес таких кредитов в портфеле Банка России постепенно сокращался. Это произошло в результате роста доли кредитов, обеспеченных активами.
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ КРЕДИТОВАНИЯ БАНКА РОССИИ
В настоящее время многие эксперты отмечают, что система рефинансирования Центробанком России коммерческих банков далека от идеальной и существенно отстает на европейском уровне. По мнению банковского сообщества, это одно из самых слабых звеньев российской банковской системы, которое сдерживает развитие кредитных организаций. В то же время аналитики считают, что использование Центробанка в качестве денежной силы является наиболее эффективным инструментом в поиске возможных путей увеличения банковских активов. Этот вывод основан на том факте, что вклады населения в качестве финансовых ресурсов недостаточны, иностранное финансирование может привести к кредитной зависимости, а частные компании не считают банковскую деятельность эффективным инструментом для инвестирования своих средств [3].
Для того чтобы ситуация изменилась и система рефинансирования коммерческих банков была выведена российским центральным банком на новый уровень, необходимо решить ряд существующих проблем, включая согласование системы рефинансирования коммерческих банков с крупными банками, создающими систему, и отсутствие возможности Перераспределение ресурсов через межбанковский рынок в российских условиях. Исходя из этого, ликвидные средства, поступающие в банковскую систему, не доходят до потенциальных заемщиков, которые в них нуждаются. Они рассчитываются с крупнейшими банками, которые минимизируют свои потенциальные риски сжатия ликвидности и страхуют себя от потенциальных кредитных рисков со стороны своих коллег.
Проблема заключается в краткосрочном кредитовании ЦБ РФ коммерческим банкам в связи с концептуальным подходом к минимизации кредитных рисков Банка России. Их наибольшая доля выпускается централизованно на срок до семи дней, на основании чего полученные средства используются для значительного покрытия краткосрочных финансовых трудностей, связанных с недостаточным уровнем текущей ликвидности. Актуальность кредитования центральными банками, продиктованная текущими условиями кредитования, не дает коммерческим банкам возможности использовать инструмент рефинансирования для преобразования относительно краткосрочных мобильных обязательств в среднесрочные активы, снижение цен на среднесрочные кредитные ресурсы [5].
Исходя из этих недостатков, становится очевидным, что актуальность переосмысления подходов к применению Банком России зарубежного опыта рефинансирования коммерческих банков с учетом национальной специфики набирает обороты. В соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2018-2020 годы (утвержденными Банком России) существенных изменений в применении механизмов и методов рефинансирования коммерческих банков ожидать не следует. Однако следует отметить, что Банк России стремится улучшить производственные мощности банков и упростить использование инструментов денежно-кредитной политики, включая рефинансирование.
Целью Банка России является создание в ближайшие годы единого механизма рефинансирования (кредитов) кредитных организаций Банка России и предоставление любой финансово устойчивой кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и займы до 1 года для любого типа гарантии, включенной в «единый резервный пул». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования потенциальные банки-заемщики заключают «структурные» соглашения с Банком России, которые содержат Общие условия кредитования и предоставления имущества Банку России заранее (для блокирования) свойств для получения Банком России кредитов под залог (блокирование) указанного имущества [4].
Следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации предусматривает создание «пула унифицированных гарантий», который будет включать рыночные и нерыночные активы. Основной целью создания этого пула является способность финансово стабильной кредитной организации получать все виды кредитов для любого типа гарантии, которая будет включена в этот пул (ценные бумаги из ломбардного списка Центрального банка Российской Федерации; векселя и претензии, вытекающие из договоров займа; золото; другие объекты недвижимости и другие виды активов).
Цели включают в себя:
- гармонизирует порядок предоставления кредитов российскому банку в рамках нормативных документов;
- обеспечение максимальной доступности кредитов Банка России для всех финансово устойчивых кредитных организаций;
- применение более рационального механизма выбора обеспечения по кредитам Банка России;
- сокращение частоты трудоемкой процедуры реформирования обеспечения кредитов Банка России при изменении стоимости отдельных активов, заложенных в рамках кредита Банка России;
- обеспечение большей правовой защиты по кредитным операциям для Банка России и приближение к международной банковской практике рефинансирования банков [14].
В то же время речь идет о заключении соглашений между коммерческими организациями и Центральным банком Российской Федерации, которые позволят определить общие условия предоставления кредитов Банку России с использованием дифференцированного подхода к установлению для них процентных ставок в зависимости от качества обеспечения.
Первый шаг в создании единого механизма рефинансирования включает унификацию обеспеченных инструментов рефинансирования, состоящих из рыночных и нерыночных активов. Второй этап предусматривает формирование «единого пула поддержки» [19].
Создание этого пула является одним из приоритетов Банка России, поскольку он будет служить основой для управления ликвидностью в стране через широкую сеть организаций, получающих финансирование от Центрального банка Российской Федерации (рисунок 7) [16].
Рисунок 7. – Первый и второй этапы создания Банком России «единого пула обеспечения».
Исходя из этой диаграммы, желательно перечислить преимущества этого нововведения. Таким образом, переход на механизм рефинансирования, объединенный Банком России с кредитными организациями, позволит любой финансово устойчивой российской кредитной организации получить кредит от Центрального банка Российской Федерации, гарантированный активами, включенными в пул. Кроме того, «единый гарантийный пул» позволит кредитным организациям, получая рефинансирование от Банка России, более эффективно управлять своим портфелем ценных бумаг. Банк России продолжит политику расширения реестра активов, используемых в качестве обеспечения по кредитам [23].
В то же время переход к такому пулу гарантий потребует, прежде всего, изменения законодательной базы и нормативных актов Банка России. Во-вторых, разработка и внедрение типов, условий и сроков фиксированных кредитов, общих требований к банкам-заемщикам и общего соглашения о едином кредите. В-третьих, совершенствование программного обеспечения и разработка новых автоматизированных систем, алгоритмов и методов предоставления таких кредитов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет его исключительное право эмиссии денег (часть 1) и, в качестве основной функции, защищает и обеспечивает стабильность рубля (часть 2). Статус, цели, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации также определены в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других федеральных законах.
Функции общего регулирования каждого коммерческого банка в рамках одной валютной системы возлагаются на центральный банк Российской Федерации. Этот регламент направлен на обеспечение: стабильности и укрепления финансового положения коммерческого банка; ориентация и стимулирование кредитной деятельности банка для выполнения его приоритетных задач экономического развития и повышения благосостояния общества; научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.