Файл: Игра как метод воспитания (Сущность и значение игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Преподаватели, начиная с древности, находили различные методы увеличения свойства обучения детей. Задумывались о том, какими способами возможно влиять, какие вопросы назначать, дабы изучение проходило качественно, отменно и рассудительно. Одним из действующих способов считается игра.

Известно, собственно что малыши сами не устанавливают в игре практически никаких целей иных, ежели саму задача - играть. Игра считается средством воспитания, когда она вступает в целый педагогический процесс.

Собственно в игре ребенок получает свежие познания, умения, способности. Игры, содействующие развитию восприятия, интереса, памяти, мышления, развитию креативных возможностей, ориентированы на интеллектуальное становление дошкольника в целом. Таким образом, нужно применить игру как значительный инструмент воспитания и изучения ребят.

Игра имеет возможность быть средством воспитания, в случае если она станет включаться в целый педагогический процесс. Управляя игрой, формируя жизнь ребят в этой игре, наставник воздействует на все стороны становления личности малыша: на ощущения, на понимание, на волю и на поведение в целом, в следствие этого содержание курсовой работы «Игра как метод воспитания» актуальна.

Исходя из всего вышесказанного, целью предоставленной работы считается исследование роли игры в процессе воспитания.

Для достижения цели нужно:

- изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания

- разглядеть воспитательный потенциал игры;

- ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике;

- изучить связь становления личности и игрового поведения.

Объект исследования - процесс воспитания.

Предмет исследования - игра в воспитательном процессе.

Самые большие возможности для игровой работы заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети имеют все шансы выбирать игры и увлечения по заинтересованностям. Ключевой вопрос, который решается при этом в совместной деятельности — дать вероятность ребятам для общих переживаний, сделать у их удовлетворенное настроение.

За последние годы накоплен большой исследовательский и теоретический материал по вопросам организа­ции жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Научный вклад в разработку технологии игры внесли: немецкий ученый К. Гросс, Ж.Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.


В работе были применены методы научно-педагогического исследования, такие как цитирование, анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, конспектирование, наблюдение, косвенные, прямые и проектирующие методики, такие как, беседа;

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы использования игр в обучении младших школьников.

1.1 Сущность и значение игры

Родоначальником теории игры в педагогической науке является К.Д. Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой работы идею применения игры в совместной системе воспитания.
К.Д. Ушинский, ценя двигательную энергичность ребёнка в этой игре, на 1-ое пространство выдвигает необходимости души: «Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития». Великий российский учёный-педагог лицезреет прямую зависимость подвижности ребёнка от интеллектуальной практической работы его души: «Шалость и игра - это весь мир практической

деятельности для ребёнка». Выступая напротив чисто гедонической теории
игры, К.Д. Ушинский заявлял, собственно что малыши в этой игре отыскивают не только удовольствие, но и самоутверждение в интересных упражнениях.
Он рекомендовал подключать составляющие занимательности, игровые факторы в учебную работу детей для того , чтобы процесс знания был более продуктивным. Сейчас одним из действенных средств становления внимания к учебному предмету, в одном ряду с другими способами и приёмами, применяемыми на уроках, признаётся дидактическая игра.

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование некоторой развернутой деятельности.

Определение близкое, хотя и не тождественно, дал В. Всеволодский-Гернгросс: "Игрой мы называем разновидность общественной практики, состоящую в действенном воспроизведении любого жизненного явления в целом или в части вне его реальной практической установки: социальная значимость игры в ее тренирующей на ранних ступенях развития человека роли и роли коллективизирующей".


Отличительные симптомы развертывания игры - проворно меняющиеся истории, в которых оказывается объект после действий с ним, и сколь же быстро приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры ребят входят:
1) роли, взятые на себя играющими;
2) игровые воздействия как средство реализации данных ролей;
3) игровое использование предметов - замещение настоящих предметов игровыми, условными;
4) реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее нюансы, - роль. Сюжетом игры стает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, собственно что воспроизводится детьми как ключевой момент работы и отношений меж взрослыми в их трудящийся и социальной жизни. В игре случается составление случайного поведения малыша, его социализация.

Свойственная индивидуальность игры - ее двупланность, свойственная еще драматическому искусству, составляющие которого сберегаются в всякий коллективной игре:

-играющий делает действительную работа, воплощение которой настоятельно требует поступков, связанных с заключением абсолютно определенных, нередко необычных задач;

-ряд факторов данной работы носит относительный нрав, собственно что разрешает отвлечься от реальной истории с ее ответственностью и бессчетными привходящими жизненными обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Для понимания сущности игры важно отличать ее субъективное и объективное значения. Субъективное значение игры определяется ее причиной, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в игровой деятельности. Если судить о природе игры только по этому значению, то просто прийти к выводу, что она не что иное, как пустая забава. Однако объективное значение игры, о котором сам ребенок и не догадывается и которое непосредственно не проглядывается при виде игры детей, а раскрывается научным исследователем игровой деятельности, существенно иное, чем субъективное. Это функции игры в развитии ребенка. Игра формирует физические и духовные способности растущего человечка, его познавательной деятельности, воображения, воли. Игра - это школа общения. "Ребенок учится в игре своему "я" (Л.С. Выготский), но он в игре, овладевая ролью, учится понимать других, входить в их положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра - действенное средство нравственного воспитания. Игра - модель "взрослой" жизни, и здесь ребенок не только знакомится с различными профессиями, но учится ценить труд и впервые ощущает гордость быть тружеником, еще не трудясь. И наряду со всем этим игра, благодаря доставляемому ею удовольствию,- это отдых, разрядка психической напряженности. Что важно отметить, все эти функциональные значения игры выступают вместе, даны в комплексе, пронизывая друг друга и усиливая одно через другое.


Можно прийти к выводу, что игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, - это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра - это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии.

Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека "игра - дитя труда".

Данная ассоциация игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они как правило воспроизводят те или же другие облики практической неигровой работы.

Связанная с трудом игра, впрочем, никоим образом не ограничена производственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим операциям. Важным в труде как источнике игры считается его социальная суть, своеобразный нрав трудовой деятельности, как деятельности, которая, взамен такого дабы, как жизнедеятельность животных, элементарно акклиматизироваться к природе, изменяет ее. Игра связана с практикой, с действием на мир. Игра человека - порождение работы, при помощи которой человек преобразует реальность и изменяет мир. Сущность людской игры - в возможности, отображая, преображать реальность. В первый раз проявляясь в этой игре, данная исключительно всеобщая людская дееспособность в игре в первый раз и формируется. В игре в первый раз развивается и имеет место быть надобность малыша влиять на вселенная - в данном ведущее, центральное и самое сплошное смысл игры.

Теорию, согласно которой игра связана с трудом, развил в нашей стране Г.В. Плеханов. Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам. Но сам труд Плеханов понимает ограниченно, не во всей его социальной сущности, не как общественную практику, а как производственно-техническую деятельность. В результате правильное исходное положение о связи игры с трудом приводит к неадекватному представлению об игре как подражании производственно-техническим операциям. В действительности игра не ограничивается сферой производственно-технических процессов и, главное, суть ее не в удовольствии от подражания технически-производственной деятельности, а в потребности воздействия на мир, которая формируется у ребенка в игре на основе общественной практики взрослых.


Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него. Для того чтобы понять игру из соотношения ее с трудом, нужно взять ее и в единстве с трудом, и в отличии от него. И общность игры с трудом, и их различие выступают прежде всего в их мотивации.

Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, "лечит" окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений - непосредственных интересов и потребностей.

Эти непосредственные побуждения, конечно, по-своему опосредованы. Они исходят не из глубин будто бы замкнутого в себе развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включен ребенок. В процессе его духовного развития ему все шире раскрывается мир. Он видит многообразные действия окружающих его людей, и много прежде, чем окажется в состоянии овладеть лежащими в их основе знаниями и умениями, всей сложной техникой, обеспечивающих практическую эффективность действий, он уже по-своему переживает эти действия, и деятельность, в них проявляющаяся, полна для него непреодолимой привлекательности. Ребенок живо чувствует привлекательность того, что связано с ролью, которую играют в жизни родители и другие взрослые. Из контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, которые непосредственной для него привлекательностью стимулируют его к действию. Игровое действие - это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.