Файл: Игра как метод воспитания (Сущность и значение игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значит ли это, что игра, переходя в воображаемую ситуацию, является отходом от реальности? И да, и нет. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре не реально только то, что для нее не существенно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий не питает обычно никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.

Например, в состязательных, спортивных играх вопросы о том, кто сообразительнее, сильнее, - это реальные вопросы о реальных свойствах играющих, которые в игре получают свое решение, вызывая подлинные чувства соперничества, успеха, неудачи, торжества.

Вопрос о подлинности чувств, желаний, замыслов в игре вызывает естественное сомнение: не являются ли они чувствами, желаниями, замыслами той роли, которую разыгрывает играющий, а не его собственными, и не являются ли они в таком случае для него воображаемыми, а не реальными, подлинными его чувствами? Чувства, желания, замыслы той роли, которую выполняет играющий, - это его чувства, желания и замыслы, поскольку роль, в которую он воплотился, - это он сам в новых, воображаемых условиях. Воображаемы только условия, в которые он себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.

Это, конечно, никак не значит, что играющему доступны только его собственные чувства. Как только он "войдет в роль", ему откроются не только чувства его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнеров, объединенных с ним единством действия и воздействия.

Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

В жизни вообще, не только в игре, роль, которую личность на себя принимает, функции, которые она в силу этого выполняет, совокупность отношений, в которые она таким образом включается, накладывают существенный отпечаток на самую личность, на весь ее внутренний облик.


1.2 Роль игры в жизни младшего школьника                                         

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Значит, игра, ее формирование – ключ в руках родителей, подсказка в организации воспитания ребенка. В игре зарождаются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается изобретательность, находчивость, сноровка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беспечной и легкой. А на самом деле она строго требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное наслаждение и развивает его личность.

Игре отводится особая роль в жизни ребенка и это факт. Швейцарский педагог Эдуард Клапаред утверждал, что для ребенка игра - сама жизнь и она является самым выдающимся способом научить его искусству трудиться.

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной интенсивностью.

Игра в воспитательном процесс не подлежит жесткому регулированию – это самостоятельная деятельность детей. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития .

Независимость и инициативность ребенка проявляется: а) в выборе игры или ее содержания; б) в свободе объединения с другими детьми; в) в выборе участия в игре и т. д. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по разному.

Для игры характерна контроль действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.


Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом контроля поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую атмосферу и т. д.).

Многие исследователи детских игр отличают силу и искренность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

В игре дети переживают не только положительные эмоции. Они переживают и горечь неудач, поражения, недовольство достигнутыми результатами, обиду и т. д.

Игровые задания положительно влияют на развитее смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Таким образом, несмотря на наличие в разных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку воодушевление, удовлетворение, жизнерадостность. Игра без радости перестает быть игрой.

1.3 Условия эффективности игры как воспитательного средства

Всякое средство, в том числе и самое безупречное, возможно применить во благо и во урон. И в том числе и благие плана не обеспечивают полезности использования средств: необходимы ещё познания и умения применить средство подходящим образом, дабы его использование приносило абсолютную пользу. Буквально например же внедрение игры в воспитании настоятельно просит соблюдения кое-каких правил.

Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они так поочередно и обоснованно, собственно что и в наше время предполагают не столько исторический, сколько практический внимание:


1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.

3. Игра не должна угрожать опасностью для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна закончиться раньше, чем надоест.

6. Игры обязаны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.

Исследование современной педагогической литературы об игре разрешает сконструировать надлежащие запросы, которые педагог, наставник в обязательном порядке обязаны принимать во внимание при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.

1. Свободное и добровольческое подключение ребят в игру: не навязывание игры, а втягивание в нее ребят.

2. Малыши обязаны отлично воспринимать значение и оглавление игры, ее критерии, идею всякой игровой роли.

3. Значение игровых поступков обязан совпадать со значением и с содержанием поведения в настоящих обстановках с тем, дабы ведущей значение игровых поступков переносился в действительную жизнедеятельность.

4. В этой игре малыши обязаны управляться принятыми в обществе общепризнанными мерками нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В этой игре не надлежит унижаться амбиция ее членов, также и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер тех, кто играет в неё.

7. Игру надобно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не истреблять, обеспечивать всякому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и тем более в старших классах нужно вдохновлять детей к анализу проделанной игры, к сравнению имитации с соответственной областью реального мира, оказывать поддержка в установлении связи содержания игры с содержанием практической актуальной работы или же с содержанием учебного курса. Итогом обсуждения игры имеет возможность быть пересмотр ее содержания, правил и др.


9. Игры не обязаны быть лишне (откровенно) воспитательными и лишне дидактическими: их оглавление не надлежит быть назойливо поучительным и не надлежит держать очень большое количество инфы (дат, имен, правил, формул).

10. Не идет по стопам втягивать ребят в лишне азартные игры, в игры на средства и багаж, в критические для самочувствия и жизни, в игры-сорняки (содержащие в собственных правилах и деяниях нарушения общепризнанных мерок морали).

Конечно, это только кое-какие, более совместные запросы. Для отдельных видов игр формулируются собственные основы и для всякой игры разрабатываются собственные критерии.

2. Практическое использование игры на уроках в начальных классах.

2.1 Практическая часть

Исследовательская работа проводилась на базе МОУ СОШ №13 г. Подольска Московской области. Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Задача практической части: изучить отношение ребят к игре и обнаружить их ценность, а еще предложить комплект игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 26 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

10 человек выбрали ответ «С другом»,

10 человека «С одноклассниками» 

6 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

16 выбрали ответ «Больше часа»,

5 человека выбрали ответ «Меньше часа»

5 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

19 человек ответили «Подвижные»,

5 выбрали ответ «Познавательные»

2 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Зачастую кто является инициатором игр?»

13 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

13 человек выбрали ответ «Ты»

Проанализировав результаты анкеты учеников рассматриваемого класса, можно сделать следующий вывод: собственно что всему классу нравиться играть в игры. Гигантская доля класса испытывают себя уверенней в игре, когда играют друг с другом, игра у ребят занимает более часа, востребованы более подвижные игры и зачинателем игр считаются они сами. Эти ребята считаются интенсивными и раскованными. Наименьшей части класса более нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это рассказывает нам о том, собственно что они робки, непросто привыкают к иным людям и уверенней себя испытывают с родными и близкими людьми. Они не считаются инициаторами игр, не так функциональны.