Файл: Профессиональные компетенции, необходимые для управления современной организацией (Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «АПК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- правовых и экономических основ деятельности предпринимательских фирм на международном рынке и на территории Российской Федерации;

- закономерностей развития и специфики предметных сфер деятельности, на которые направляются профессиональные интересы, разделения труда в профессиональном предпринимательстве, инфраструктуры и видов предпринимательского бизнеса;

- закономерностей развития и специфики собственных профессиональных интересов и интересов окружения, противоречий в системе бизнеса, мотивов поведения людей, среды предпринимательского бизнеса как сообщества «играющих субъектов»;

- границ и сущности делового суверенитета, «коридоров независимости» в бизнесе;

- теории и практики конкурентоспособного бизнеса, основанного на развитии конкурентных преимуществ, избавления от конкурентных недостатков и укрепления конкурентных позиций;

- специфики и закономерностей развития межфирменной среды бизнеса, рынков, межфирменных конфликтов интересов, стратегии и тактики конкурентного и партнерского поведения, правовых основ деловых отношений и обязательств перед обществом (например, по уплате налогов);

- специфики и закономерностей развития внутрифирменной среды бизнеса, внутрифирменных отношений, внутрифирменных конфликтов интересов, организационного функционирования фирм аналогичного профиля [2, С.77];

- аспектов приобретения и поддержания предпринимательской власти, схем достижения и поддержания вертикали внутрифирменной предпринимательской власти, методов воздействия на внутри- и межфирменное окружение; специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.

Для компетентной работы предпринимателям необходимо обладать еще и определенными профессиональными навыками:

- добросовестный труд по ответственному владению бизнесом, в том числе по принятию административных решений и контролю их выполнения;

- адекватное предпринимательское поведение, применение разных стратегий и тактик предпринимательского поведения в различных ситуациях;

- профессиональное целеполагание и целедостижение в условиях, когда бизнес осуществляется самостоятельно, на свой страх и риск и за спиной предпринимателя никого нет;

- осуществление маневров управления своим бизнесом под воздействием ожидаемых и неожиданных обстоятельств;

- несение практических рисков утраты или усиления предпринимательской власти в условиях неопределенности среды бизнеса;


- личные коммуникативные навыки в деловом взаимодействии, навыки предпринимательского управления посредством разных технологий, в том числе посредством современных информационных и коммуникационных технологий;

- самоорганизация и саморазвитие, включая постоянное повышение профессиональной образованности и профессионального мастерства.

Работая, каждый профессиональный предприниматель реализует свою рабочую силу, которая опирается на разнообразные способности людей, такие как:

- организационные способности - способности организовать и вести собственное или совместное дело;

- способности к сочетанию новаторства в бизнесе с рутиной при принятии решений, руководящих указаний и проверки работы сотрудников;

- способности к самообучению и постоянному повышению профессиональной предпринимательской квалификации;

- способности к сочетанию цели любой деятельности со средствами ее достижения, к планированию, стимулированию и контролю;

- способности к предвидению последствий собственной деловой деятельности и поведения окружения;

- способности к организации своего собственного делового времени, к планированию своих действий (логика бизнеса), к самодисциплине и самоконтролю;

- способности к предприимчивому поведению.

Способностью к предприимчивому поведению наделены от рождения многие люди, но ключевое значение имеет эта способность у предпринимателей. Более того, способность к предприимчивому поведению является признаком профессионального таланта предпринимателя. Подобно тому, как литературный талант открывает людям дорогу к профессиональному писательскому ремеслу, а изобразительные способности - к профессиональному труду живописца, способность к предприимчивому поведению создает предпосылку успешной профессиональной деятельности именно в сфере предпринимательства. Чем более предприимчивым является человек, тем более работоспособным предпринимателем оказывается он в процессе профессиональной деятельности.

Предприимчивость - способность человека к обнаружению и использованию наилучших путей осуществления самостоятельных, на свой страх и риск, действий ради извлечения выгоды.

Формы предприимчивости [10, С.154]:

- проницательность, умение наблюдать и делать выводы, умение заметить то, чего не видят другие, и использовать это в своем деле;

- критическое отношение к собственным и чужим ошибкам, умение извлекать уроки из собственного и чужого опыта;


- находчивость;

- новаторство, внедрение в жизнь новшеств на основе изменения привычных представлений о предметах и явлениях;

- инициативность;

- маневренность и гибкость в поведении и согласовании интересов в среде своего бизнеса, в том числе перекладывание ответственности, или нахождение решений, устраивающих всех, — к своей собственной выгоде;

- трудоголизм;

- способность к применению различных знаний, стандартных представлений к своим задачам;

- способность к быстрым реакциям под воздействием изменения ситуации;

- способность к управлению собственной и чужой мотивацией для выполнения поставленных задач;

- способность постоянно заряжать себя энергией действия, способность заставлять себя работать при любых обстоятельствах, доходящая до насилия над самим собой.

1.3 Компетенции профессионального наемного менеджера

В первую очередь менеджер должен быть профессионалом своего дела и владеть профессиональными знаниями. Именно за профессионализм его будут уважать подчиненные.

Слабый руководитель – потенциальная угроза для компании: он не может не только повысить эффективность подразделения, часто ему сложно удержать тот уровень продуктивности, который был до него. Иногда вновь назначенный руководитель начинает применять резко авторитарные методы – раздавая команды и поручения, чем сильно демотивирует подчиненных. Иногда, наоборот, руководитель боится осложнить отношения с подчиненными и идет у них на поводу. Часто встречаю руководителей, которые настолько боятся потерять переданные ему кадры, что в результате попадают под «управление» через манипуляции нижестоящих сотрудников. Понятно, что когда в компании нужно провести изменения, или пересмотреть процессы, или сократить количество операций (что может вести к сокращению людей), такие руководители активно препятствуют проводимым изменениям. Слабые руководители боятся принимать решения и брать на себя ответственность и, соответственно, затягивают или саботируют необходимые изменения, что может вести к финансовым потерям всей компании. И, наконец, слабые руководители боятся показаться слабыми – часто они не готовы учиться у коллег, они скорее, соревнуются и стремятся показать, что коллеги ошибаются. Это ведет к нездоровой конкурентной обстановке внутри компании.


Кроме владения своей профессией, хороший руководитель среднего звена должен знать:

- основы финансовой грамотности, экономики. Он должен понимать, что такое оборот, прибыль, ФОТ, ROI, EBITDA и др.;

- инструменты для анализа «настоящей ситуации» и планирования «желаемой».

Руководитель должен применять следующие навыки:

- навык планирования (глубина планирования зависит от бизнеса, структуры компании и места руководителя в структуре) и бюджетирования предстоящих периодов;

- навыки организации процесса достижения поставленных целей.

В этот навык входят, в том числе, такие умения:

- постановка задач;

- контроль и обратная связь сотруднику;

- корректировка планов;

- принятие решений;

- навык достижения ожидаемого результата с оптимальными затратами ресурсов. В этот навык также входят навыки тайм-менеджмента и самоменеджмента [9, С.63];

- навыки управления людьми;

- формирование работоспособного подразделения (принятие эффективных кадровых решений, подбор, развитие, управление коммуникациями);

- мотивации и вдохновения подчиненных, выбор правильного управленческого стиля;

- коммуникативные навыки;

- для внешних коммуникаций: проведение переговоров, встреч, презентаций;

- и для внутренних: проведение собраний, выстраивание межличностных взаимоотношений, взаимодействие с другими структурами компании.

И, наконец, хороший руководитель имеет следующие личностные качества:

- он ответственен – принимая задачу, он берет на себя ответственность за ее выполнение, за нахождение всех ресурсов для ее выполнения, он четко обозначает сроки выполнения задачи, ориентируясь на реальные возможности;

- он инициативен и ориентирован на результат (а не на процесс);

- он гибок и мыслит позитивно;

- он – командный игрок;

- у него высоко развит эмоциональный интеллект.

Безусловно, это не все необходимые навыки для руководителя. У каждой организации могут быть свои дополнительные требования к руководителям.

Далее рассмотрим компетенции профессионального наемного менеджера с помощью модели компетенции менеджера «20 граней» (таблица 1).

Таблица 1 - Модель компетенции менеджера «20 граней» [14, С.93]

Управленческие навыки

Мотивация

Планирование и организация
Управление людьми
Развитие подчиненных
Лидерство

Инициативность
Ориентация на качество
Нацеленность на результат
Саморазвитие

Навыки принятия решений

Индивидуальные черты

Межличностные навыки

Анализ проблем
Сбор информации
Коммерческое мышление
Системность мышления

Стрессоустойчивость
Адаптивность
Ответственность
Позитивное мышление

Межличностное понимание
Работа в команде
Убедительная коммуникация
Построение взаимоотношений


Управленческие навыки и навыки принятия решений, необходимые для успешной работы менеджерам в России и на Западе практически одинаковы. Выявлено 4 новых компетенции характерных только для России и которые не отражены в западной модели: 1. Саморазвитие. 2. Позитивное мышление. 3. Системность мышления. 4. Построение взаимоотношений.

Выводы по главе 1

Предпринимательская работа менеджера, как и всякая деятельность, опирается на определенную информационную систему. При этом основное внимание необходимо уделять информации о возможностях маркетинга и производства, об изменениях во внешней среде, о рыночной конъюнктуре. Предприниматель-менеджер согласно своим целям использует изменяющиеся и гибкие формы управления и организационные структуры. Под гибкостью понимается способность адаптироваться к изменениям. Гибкость обеспечивается сочетанием интеграции и специализации, горизонтальных и вертикальных связей в системе менеджмента. Любой предприниматель в определенной степени - менеджер. Для предпринимателя характерно профессиональнее знание сферы функционирования предприятия и наличие компетенций в сфере теории и практики управления маркетинговой деятельностью и производственно-сбытовой.

Назвать менеджера предпринимателем и предпринимателя менеджером можно лишь тогда, когда имеет место быть единоличный владелец предприятия, который имеет наемных работников и сам им управляет. В современных условиях данная ситуация достаточно редка и наблюдается как правило в малом бизнесе. Современный век является миром исполнителей и менеджеров, а не миром предпринимателей.

Основные различия менеджера и предпринимателя в стратегической ориентации. Предприниматели ориентированы на нахождение новых возможностей при изменении потребительского спроса, при быстрой смене технологии, при социальных предпочтений и пр.; менеджеры - на подсчет эффективности использования ресурсов и выполнение плана.

Глава 2. Сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей на примере ООО «АПК»