Файл: Правовая характеристика и законодательное регулирование финансовой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вклад экономической науки в развитие финансовых отношений переоценить невозможно, поскольку родоначальниками финансовой теории были ученые-экономисты. Общецивилизационная аксиома гласит, что экономические отношения первичны по отношению к правовым и государственно-управленческих, поскольку они порождают и обуславливают.

Сущность финансов, опосредованная типом государственного устройства, формой правления, механизмом регулирования экономических отношений. Ученые утверждают о наличии нескольких функций финансов в странах с рыночным типом экономики.

Характерной особенностью для финансов любой экономической системы является то, что финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, выделяясь при этом из совокупности других экономических категорий. Итак, процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и является объектом экономической оценки. Здесь проявляется определенная обусловлена зависимость: финансы как система экономических отношений находят свое явное и конкретное выражение в финансовых ресурсах.

Целью исследования является раскрытие роли финансов в макроэкономической системе.

Для выполнения поставленной цели необходимо раскрыть следующие вопросы:

- раскрыть сущность, функции и значение финансов в развитии экономики;

- описать сущность и состав финансовой системы;

- исследовать роль банка России как одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации;

- раскрыть функции Казначейства России как финансового органа, осуществляющего управление государственными финансами.

Объект исследования - финансы Российской Федерации.

Предметом исследования является правовая характеристика и законодательное регулирование финансовой системы.

В процессе работы использовались общенаучные методы и специальные методы, такие как: диалектический метод использовался для становления взаимосвязи между содержанием финансовой системы и ее структурными элементами, что позволило обосновать причинно-следственные связи.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе раскрыты теоретические аспекты финансов в макроэкономической системе. Вторая глава посвящена оценке деятельности основных звеньев финансовой системы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

1.1. Сущность, функции и значение финансов в развитии экономики

В процессе эволюции человеческого общества стала очевидной необходимость существования особого института, который бы представлял, защищал и обеспечивал достаточный уровень жизни своих граждан. Таким институтом стало государство, основным назначением которой является удовлетворение разнообразных и всевозрастающих потребностей общества.

Долгое время финансы развивались как средство мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения обороны страны и удовлетворения потребностей правящих кругов. С дальнейшим развитием товарного производства и товарно-денежных отношений, с усложнением социальной организации возникают новые формы отношений между государством и другими субъектами экономики по аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов. Неоспоримым остается тот факт, что во все времена государство владело определенным объемом финансовых ресурсов, которые использовались для удовлетворения тех потребностей, которые нельзя удовлетворить через рыночный механизм, а также отдельно каждым членом общества в связи с объективными причинами.

Финансы - это одна из важных научно-практических категорий, которая определяет количественные и качественные характеристики экономических процессов и регулируется финансово-правовыми институтами, основная функция которых заключается в обеспечении целостного кругооборота финансовых отношений в целях прогнозируемо-положительного социально-экономического развития общественных отношений.

Финансы - это не только экономико-правовой, но и исторический феномен, причиной возникновения которого стало государство и развитие финансово-экономических отношений между государством и субъектами хозяйствования, домохозяйствами и отдельными потребителями. Это - интегрированная дефиниция, которая объединяет признаки экономической, правовой, политической и социальной сфер общества и государства.

С нашей точки даны определения сущности финансов раскрывают его содержание в каком-то одном из аспектов, оставляя без внимания другие.


По нашему мнению, сущность финансов раскрывается в следующем:

- финансы - историческая, социально-экономическая категория и научная дисциплина;

- финансы - цель движения денежных средств в государстве, между отдельными субъектами хозяйствования, домохозяйствами;

- финансы - выражение функций денег как средства обращения, средства накопления и средство платежа;

- финансы - динамическое состояние финансовой системы.

Однако следует отметить, что научные дефиниции должны модернизироваться, поскольку современная ситуация в России финансово-денежной системы демонстрирует то, что универсальные на первый взгляд научные конструкции «рассыпаются» при наступлении непредвиденных условий. Поэтому финансовый кризис поставил задачу перед экономистами всего мира - анализировать различные формы проявления финансов как экономической категории.

В учебнике А. Г. Грязновой[1] дается понятие финансам, которое сводится к следующему: политические союзы для выполнения всех своих задач должны иметь в своем распоряжении материальные средства, достояние и расход которых является для них специальным заданием. Они нуждаются средства для создания «публичных благ», то есть предметов общего для всех членов союза потребление (например, публичные искусственные дороги, публичные сады, парки, хранилище книг, предметов искусства), или как технические вспомогательные средства публичной деятельности (например, вооружение армии и флота), или же для оплаты труда чиновников и работников, для частичной вознаграждения или возмещения расходов лицам, которые выполняют личные повинности, или же, на конец, с целью оказания безвозмездной помощи нуждающимся членам союза. Кроме этого, приобретение материальных средств для указанных целей само по себе вызывает необходимость иметь материальные средства для расходования их специально расходов как приобретение, то есть для получения с их помощью непосредственно нужных хозяйственных благ.

Назначение финансов проявляется в их функциях. Традиционно выделяют две функции финансов - распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов заключается в том, что с помощью финансового механизма распределяется и перераспределяется стоимость национального дохода между различными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования.

Наряду с распределительной к основным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции являются двумя сторонами одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов на практике не осуществляется, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.


Доходы, создаваемые в ходе перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, а также объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, является частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Ученые утверждают также о наличии нескольких функций финансов в странах с рыночным типом экономики. Одни авторы выделяют две функции: распределительную, контролирующую[2]; вторая группа авторов[3] отмечает о существовании трех функций: распределительной, контрольной и стимулирующей; а третья группа авторов характеризует четыре функции финансов[4].

Итак, выделяют следующие группы функций финансов:

- формирование денежных фондов; перераспределение этих фондов (или использование); контроль за формированием и перераспределением денежных фондов; стимулирование финансовых потоков;

- регулирующую, контрольную, распределительную и стабилизационную.

Современности присуще многообразие подходов к трактовке сущности финансовых ресурсов государства, учитывая те задачи, выполнение которых являются приоритетными для общества, в частности:

- экономический рост - обеспечение условий для производства большего количества и высшего качества товаров и услуг;

- полная занятость - обеспечение работой всех желающих, и кто может работать;

- экономическая свобода - право работников, потребителей и предпринимателей свободно реализовать свое право выбора ресурсов, видов деятельности и т.д.;

- социальная справедливость - распределение дохода в обществе таким образом, чтобы поддержать приемлемое соотношение между доходами бедных и богатых слоев населения.

Исторический опыт свидетельствует, что государство обладает значительным потенциалом влияния на социально-экономические процессы. Причем, его деятельность во многом зависит от того, обладает ли она достаточным объемом финансовых ресурсов.


Финансовые ресурсы государства сегодня являются одной из наиболее употребляемых экономических категорий в понятийном аппарате экономической науки, касается государственного сектора. Однако единой точки зрения относительно ее содержания и сущности до сих пор не существует. Различия обусловлены дискуссионными подходами к толкованию этой категории: от чисто логических до научно-практических. Можно выделить некоторые общие черты в подходах разных ученых и таким образом систематизировать современные представления о финансовых ресурсах государства.

Для того чтобы глубже понять сущность понятия «финансовые ресурсы» и иметь возможность предложить агрегированное определение, которое бы полнее освещало его сущностное содержание и функциональное назначение, целесообразно было бы рассмотреть классификационные признаки данной категории.

Финансовые ресурсы накапливаются на таких уровнях экономической системы:

- на микроуровне, то есть в пределах домашних хозяйств. Источником их формирования могут быть как ресурсы сферы государственных финансов, так и ресурсы предприятий. То есть они накапливаются как в результате создания валового внутреннего продукта, так и в результате его перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы имеют вид накоплений, депозитов и вкладов в банковскую систему;

- на мезоуровне, у субъектов предпринимательской деятельности, и является непосредственным результатом распределения, вновь созданного ВВП. Финансовые ресурсы этого уровня имеют вид фондов и капитала предприятий;

- на макроуровне они являются следствием распределения, перераспределения и централизации валового внутреннего продукта и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов.

Функции и роль государственных финансов отвечают особенностям государства, ее стратегии развития, в частности в стремлении удовлетворять общественные потребности и создавать благоприятные условия для жизни и труда граждан, развития предпринимательства, стимулирование производства, финансовой поддержки отраслей экономики, сдерживание инфляции, уровня занятости и тому подобное. К основным функциям государственных финансов относятся: формирование благоприятной среды для инвестиций; обеспечение динамики социально-экономического развития страны; решения проблем в социальной сфере с постепенным повышением социальных стандартов; ослабление нагрузки на природные ресурсы и экологию; формирования доходной части бюджета; эффективное использование финансовых ресурсов; защита интересов отечественных субъектов хозяйствования; обеспечения устойчивости финансовой системы и безопасности государства.