Файл: Правовая характеристика и законодательное регулирование финансовой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от того, кто может владеть и распоряжаться финансовыми ресурсами, их классифицируют на государственные, субъектов хозяйствования и ресурсы централизованных фондов. По формам мобилизации финансовых ресурсов можно рассмотреть с точки зрения того, каким образом различные субъекты организуют свои ресурсы. Так, государство мобилизует свои ресурсы в форме централизованных фондов, а субъекты хозяйствования - в децентрализованные.

Важное значение имеет также стадия, на которой образуются финансовые ресурсы. На стадии первичного распределения они выступают в форме следующих элементов: прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления; на стадии вторичного распределения - прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов населения.

Таким образом, финансы как экономическая категория, финансы характеризуются совокупностью отношений, связанных с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и многогранностью отображения реальных экономических процессов. Сущность финансов отражает комплекс объективно необходимых обществу связей, которые определяют их основные черты, особенности и тенденции внутренне присущих экономических отношений.

Сущность и состав финансовой системы

Основным заданием каждой страны является обеспечение устойчивого экономического развития, финансовой стабильности и роста уровня жизни населения, путем реализации взвешенной политики во всех отраслях жизнедеятельности государства и общества с учетом особенностей национальных экономических, политических и социальных систем.

Экономика, составными частями какой является трудовой, научный и технико - производственный и естественно - ресурсный потенциал, формируется как единственный хозяйственный механизм по большей части финансовой системой.

Без постоянного финансового питания составных частей экономической системы наступает их недееспособность с соответствующими негативными последствиями. Поэтому финансовая система является фактором интеграции всех факторов экономической системы, их высокоэффективного функционирования, аккумулятором денежных ресурсов для осуществления повторного цикла производства на этом или высшем уровне. Для осуществления своих функций интегрирования экономической системы финансовая система должна удовлетворять интересы всех субъектов производства, поддерживая на должном уровне дееспособности все свои структурные и динамические параметры.


Финансовая система, как одна из базовых экономических и финансово - правовых категорий, сформировалась на почве содержания категории «финансы». Как правило, под финансовой системой понимают совокупность разнообразных сфер или ланок финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, разнообразной ролью в общественном производстве.

Среди разнообразия определений финансовой системы, как российских, так и зарубежных ученых, которые касаются финансовых отношений, финансовых ресурсов или фондов финансовых ресурсов, финансовых рынков и финансовых институтов, можно выделить одну общую черту, которая указывает на то, что это определенная совокупность отношений, ресурсов, рынков, институтов.

Например, под финансовой системой понимают различных сфер финансовые отношения, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Иначе, финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятия[5].

Финансовая система – совокупность финансовых организаций и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций, населения[6].

Цехла С. Ю. и Полищук Е. А. рассматривают финансовую систему как совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, негосударственного сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей[7].

Ряд других авторов дает свое определение финансовой системы как совокупности различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формирования и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества[8].

Итак, финансовая система рассматривается, большинством авторов, как совокупность определенных составляющих. В связи с этим возникает вопрос, есть ли такая совокупность единственным целым или лишь механическим перечнем составляющих. Как известно, термин «система» имеет греческий корень, что значит целое, которое составлено из частей. Следовательно, финансовая система должна быть единственной целой, что позволит решать финансовые, а с ними и другие проблемы экономики и социальной сферы. Однако, судя из практики, можно констатировать множество фактов противоречивого существования её отдельных составляющих. Такие противоречия характерны для финансовых отношений между экономическими субъектами, как по вертикали, так и по горизонтали. Это говорит о несбалансированности и противоречивом характере финансовой системы, что в условиях глобализации является крайне опасным для страны.


Решение проблемы целостности финансовой системы следует начинать с формирования и практической реализации принципов ее построения, которые будут отвечать интересам всех и каждого, в частности.

Слово «принцип» происходит от лат. principium, что переводится как начало, основа, - это исходное базовое положение, которое фактически определяет механизм организации и функционирования соответствующего явления или процесса. С другой стороны, это своеобразные правила поведения экономических субъектов, органов власти и управления, которых должны придерживаться при выводе хозяйственных соглашений, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, при принятии государственными и местными органами власти нормативно-правовых актов.

К основным принципам построения современной финансовой системы принадлежат:

- единство, которое обусловлено единственной экономической и политической основой общества, единой финансовой политикой, что реализуется в жизни через финансовую систему;

- четкое функциональное назначение ланок финансовой системы, которое выражается в том, что в каждой из них решаются свои задания специфическими методами, существуют соответствующие фонды денежных средств, аппарат управления;

- принципы демократического централизма и национальной политики, которые ярко проявляются в построении государственных финансовых органов, а также бюджетной системы.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответствующей к задействованной модели экономики и в значительной мере определяется ею. Итак, у государства тоталитарного типа финансовая система является упрощенной и кое-где примитивной. Не все ее звенья достаточно развиты. В государствах с рыночной экономикой финансовые системы достигают своей завершенности, однако в разрезе некоторых государств могут существенно отличаться. У государств с переходной экономикой финансовые системы характеризуются тем, что отдельные ее звенья находятся на стадии формирования. Это касается в первую очередь финансового рынка, государственного долга, страховых и резервных фондов.

Структура финансовой системы динамическая и зависит от уровня экономики страны. Учитывая это в структуре финансовой системы Российской Федерации можно выделить как развитые сферы, а в основном это финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов), государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ), так и сферы, что приобретают развитие: страхование, кредитно-банковская система, система государственных финансовых органов[9].


Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий и организаций такие звенья, как финансы предприятий, которые функционируют на коммерческих принципах; финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта определяет специфику объекта страхования, как звенья выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхования предпринимательских рисков и страхование ответственности. В сфере государственных финансов это соответственно, федеральные финансы и финансы субъектов РФ.

Структура финансовой системы, которая сложилась в Российской Федерации, подана на рис. 1.

Финансовая система Российской Федерации

Государственные финансы и местные

Финансы хозяйствующих субъектов

Кредитно-банковская система

Система государственных финансовых органов

- Федеральный бюджет

- Бюджеты субъектов РФ

- Местные бюджеты

- Государственные внебюджетные фонды

- Государственный кредит

- Финансы коммерческих предприятий (организаций)

- Финансы государствен-ных и муниципальных и унитарных предприятий

- Финансы некоммерческих предприятий (организаций)

- Финансы общественных организаций и объединений

- Центральный банк РФ (Банк России)

- Сбербанк России

- Внешторгбанк

- Внешэконом-банк

- Российский банк развития

- Коммерческие банки (акционерные и кооперативные)

- Министерство финансов РФ

- Федеральное казначейство

- Финансовые органы субъектов РФ

Страхование

- Социальное страхование

- Личное страхование

- Имущественное страхование

- Страхование ответственности

- Страхование рисков

Рисунок 1. Финансовая система Российской Федерации

Если характеризовать финансовую систему с позиций экономики, то она будет значительно шире и будет включать государственные финансы (бюджет государства, фонды целевого назначения, государственный кредит, финансы государственных предприятий), финансы субъектов ведения хозяйства, международные финансы (валютный рынок, финансы международных организаций, международные финансовые институции), страховой и финансовый рынок (рынок денег, рынок капиталов, кредитный рынок и рынок ценных бумаг).


Если за признак структуризации взять субъекты финансовых отношений, то за формами организации финансы имеют три уровни[10]:

- финансы общегосударственные;

- финансы предприятий;

- финансы населения.

Но такой подход не дает полной картины, потому что не включает международные финансы. Кроме того, семейные финансы не имеют организационных принципов, потому выделение их в сферу или звено является достаточно спорным вопросом.

Если за основу структуризации брать фонды денежных средств, то исключается такая часть финансовых отношений, как финансы предприятий, где процесс формирования денежных фондов не является обязательным процессом.

Принятие же за основу структуризации финансовых органов и институций вообще неправомерно, поскольку характеризует, организационную, а не сущностную характеристику финансов.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимозависимые, в совокупности они образуют единственную финансовую систему. Эффективное функционирование всех составляющих финансовой системы возможно только по четкому законодательному регулированию их взаимодействия. Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на звенья в соответствии с внутренней структурой финансовых взаимосвязей, что содержатся в ней. В составе финансов предприятий и организаций, что функционируют на коммерческих принципах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д.. а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, обществ.

Отраслевые и экономические особенности предприятий, которые функционируют на коммерческих принципах, влияют на организацию финансовых отношений, состав формуемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждая из ланок, что принадлежит к специфической отрасли страхования, подразделяется за видами страхования.

В составе государственных финансов группировки финансовых отношений внутри ланок осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления.

Одной из главных ланок финансовой системы является государственный бюджет - это наибольший централизованный фонд средств, который находится в распоряжении правительства, которое выполняет государственную политику. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, который перераспределяется