Файл: Правовая характеристика и законодательное регулирование финансовой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из рис. 4, накопления кредитных организаций значительно увеличилось на начало 2018 года (16,1 % депозиты кредитных организация в Банке России). При этом наличные деньги в обращении значительно сократились, что тоже является следствием увеличения накоплений денег.

Сопоставим динамику денежного агрегата М2 с динамикой обменного курса доллара США (рис. 5).

Для проведения анализа денежного предложения чаще всего используют денежный агрегат М2, который включает наличную массу, средства на текущих счетах и счетах до востребования, а также средства на всех видах срочных счетов. Это связано с тем, что установление обменного курса национальной валюты происходит под влиянием спроса и предложения, которые, в свою очередь, формируются за счет поступлений иностранной валюты от внешнеторговых операций.

Рисунок 5. Динамика обменного курса доллара США и денежного агрегата М2[15]

Как видно с рисунка 5, рост и снижение обменного курса рубля сопровождался увеличением денежной массы.

Казначейство России как финансовый орган, осуществляющий управление государственными финансами

Казначейство исторически связано с развитием системы управления государственными средствами и является определенным инструментом в решении проблем, касающихся расходования бюджетных средств, пополнение бюджета, кассовому исполнению и т.д.

Возникновение казначейства было обусловлено развитием экономических отношений в обществе и необходимостью управления финансовыми ресурсами государства для выполнения соответствующих функций.

Деятельность системы казначейства Российской Федерации направлена на управление доходами и расходами в рублях и иностранной валюте, управление системы казначейства участвуют в реализации денежно-кредитной политики. Но есть определенный недостаток в деятельности казначейства Российской Федерации, оно не является участником системы электронных платежей.

На сегодняшний день Федеральное казначейство (Казначейство России) находится в ведении Министерства финансов РФ, является федеральной службой, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, а также распорядителями и получателями средств федерального бюджета[16].


Федеральное казначейство РФ относится к органам, которые, не являясь специализированными органами ГМФК, тем не менее, играют исключительно важную роль в его реализации. В соответствии со ст. 267 Бюджет­ного кодекса РФ Федеральное казначейство осуществляет контроль за непревышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств[17].

Основные трансформации Федерального казначейства РФ за последнее время[18]:

1. Построение единого казначейского (банковского) счета Федерального казначейства.

2. Развитие инструментов управления свободными остатками денежных средств на едином казначейском (банковском) счете Казначейства России.

3. Использование современных электронных платежных сервисов.

4. Развитие Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

В рамках развития системы бюджетных платежей создание на базе Казначейства России с 2017 года бюджетного банка (казначейства банковского типа), при котором открывается один корреспондентский счет Казначейству России в Банке России, а счета соответствующих бюджетов (включая государственные социальные фонды) будут обслуживаться казначейскими органами. За основу моделей в рамках системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в этих условиях взята общая модель, разработанная для федерального, региональных и местных бюджетов[19].

На сегодняшний день механизм бюджетного кредитования счетов бюджетов субъектов, внедренный Федеральным казначейством, имеет следующие параметры[20]:

источник предоставления бюджетных кредитов – средства на Едином казначейском счете;

максимальный размер кредита – 1/12 доходов бюджета субъекта;

предельный срок выдачи – 30 дней, окончательная дата возврата – 25 ноября текущего финансового года;

плата за пользование кредитом регламентируется федеральным законом о бюджете и в 2017 г. составляет 0,1% годовых;


получение кредита невозможно при наличии банковских депозитов;

за несвоевременный возврат – взыскание штрафов и пеней;

единовременно возможно получить только один кредит, без права реструктуризации задолженности.

Итак, дальнейшие перспективы развития Казначейства России связаны с внедрение новейших технологий в системе органов Казначейства, поиска более совершенных методов управления финансовыми ресурсами, а также обеспечение эффективного, результативного и прозрачного исполнения бюджетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансы относятся к экономическому базису, поскольку есть частью производственных отношений, но вместе с этим, они связаны и непосредственно обусловлены существованием политической надстройки государства и существуют лишь как отношения, имеют государственно- властную форму. Поскольку, появление государства-надстройки вызвано экономической необходимостью, го и отношения перераспределения, которые порождаются ею, выступают объективно необходимыми.

Этапу деятельности государства по распределению аккумулированных доходов соответствует классификация финансовых ресурсов по направлению использования, что отражает важнейшие функции государства: экономическую, социальную, управленческую, оборонную и внешнюю. Таким образом, можно определить приоритетные сферы государственной политики и их соотношение с функциями государства. Следует отметить, что нет и не может быть единого подхода к классификации финансовых ресурсов, поскольку каждый признак отражает ту или иную сторону понятия финансовых ресурсов.

Финансовая система государства является формой использования финансов в системе общественно-экономического уклада. Финансовые системы разных государств могут отличаться за своей структурой. Во всех у них есть общий признак - это разнообразные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются за методами мобилизации и направлениями использования, однако тесно связанные между собой, имеют прямое и обратное влияние на социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных сфер.

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по пово­ду формирования, распределения, и использования централизованных фон­дов финансовых ресурсов.

Государственный банк Российской империи на начальных стадиях существования не выполнял всех функций, присущих центральным банкам в современном понимании этой категории. По сути, он выполнял лишь роль банка банков, что было обусловлено целью создания самого банка (необходимостью оживления торговли и промышленности) и тем местом, которое он занимал в системе органов власти (был подчинен Министерству финансов). Кроме того, банк не имел основополагающей функции, которая характерна для центральных банков - осуществление эмиссионной деятельности.


Мировой опыт показывает, что нестабильность экономического роста, роста уровня инфляции и безработицы - это одни из центральных проблем, которыми должна заниматься государство, выходя за пределы своей перераспределительной функции, поскольку, если такие проблемы имеют место, то это означает, что рынок не может самостоятельно регулировать экономику должным образом.

В современных условиях органы Казначейства России являются одними из самых активных участников в процессе управления государственными и региональными финансовыми ресурсами благодаря использованию законодательно принятых механизмов и процедур выполнения федерального и региональных бюджетов в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. На сегодняшний день стоит вопрос о повышении действенности и эффективности функционирования казначейской системы исполнения федерального и региональных бюджетов, направленной на укрепление государственной финансовой системы, соблюдение принципов полноты, эффективности и результативности, целевого использования бюджетных средств, улучшения качества услуг, предоставляемых органами Казначейства.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 Электронный ресурс. - [Режим доступа]: https://www.consultant.ru.
  3. Ахметгалиева А. И. К вопросу об эффективности казначейства России как финансового менеджера в условиях современного развития экономики / А. И. Ахметгалиева, В. А. Федоров // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет. - 2017. - С. 202-208.
  4. Белозеров И. П. Дискуссионные вопросы о сущности и структуре финансовой системы / И. П. Белозеров // Евразийских союз ученых. – 2015. - № 11-4 (20). – С. 69-72.
  5. Вассель Т. А. Казначейство России в авангарде реформы / Т. А. Вассель, Н. Г. Иванова // Вестник финансового университета. - 2015. - № 4 (88). - С. 83-93.
  6. Герасименко В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / В. П. Герасименко, Е. Н. Рудская. – Ростов н/Д: изд. центр ДГТУ, 2009. – 337 с.
  7. Гринкевич Л. С. Финансы, денежное обращение, кредит: учебное пособие / Л. С. Гринкевич, Т. В. Счастная, Н. К. Сагайдачная, В. В. Казаков. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. – 704 с.
  8. Игонина Л. Л. Финансовая система России: роль в ресурсном обеспечении развития реального сектора и социальной сферы / Л. Л. Игонина // сборник трудов конференции «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы». – Краснодар. – 2014. – С. 87-93.
  9. Карпов А. В. Анализ проводимой Банком России политики в рамках развития платежной системы Российской Федерации / А. В. Карпов, Е. В. Мазикова // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 282-284.
  10. Лазарева Н. П. Тенденции развития финансовой системы России / Н. П. Лазарева, С. Е. Усова // Сборник научных трудов SWORLD. – Одесса: 2014. - №2. – С.84-87.
  11. Лезина Н. В. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы / Н. В. Лезина, А. М. Фокина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. - №8. – С. 282-289.
  12. Миленков А. В. Теоретические основы исследования структуры и функций региональной финансовой системы / А. В. Миленков // Экономическая наука сегодня: теория и практика: сборник трудов конференции. – Чебоксары: ООО «Центра научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. – С. 231 – 234.
  13. Милова Л. Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах / Л. Н. Милова // Вестник самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4 (23). - С. 72-79.
  14. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru.
  15. Неводова И. А. Финансовая система РФ и ее структура на современном этапе развития экономики / И. А. Неводова, Е. О. Букарева // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – том 1. - № 5 (22). – С. 468-470.
  16. Нешитой А. С. Финансы: учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. – 10-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 528 с.
  17. Нурисламова Н. Р. Финансовая система как совокупность финансов домохозяйств, корпоративных финансов и общественных финансов / Н. Р. Нурисламова // Образование, наука и бизнес – индикаторы развития цифровой экономики: сборник трудов конференции. – м.: Аудитор, 2018. – С. 329-332.
  18. Официальный сайт Банка России Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.cbr.ru.
  19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
  20. Писклюкова Е. В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие / Е. В. Писклюкова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с.
  21. Седов В. С. Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в условиях перехода на кассовое обслуживание в органы казначейства России / В. С. Седов // Вестник финансового университета. - 2013. - № 2 (74). - С. 140-148.
  22. Сенчагов В. К. Цели, приоритеты, риски модернизации финансовой системы России / В. К. Сенчагов // Федерализм – 2012. - № 2 (66). – С. 7-30.
  23. Счастная Т. В. Теоретическое осмысление структуры финансовой системы в логике преподавания дисциплины «Финансы» / Т. В. Счастная // Проблемы учета и финансов. – 2014. - № 4 (16). – С. 72-76.
  24. Финансы, деньги и кредит: конспект лекций / С. Ю. Цехла, Е. А. Полищук. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. – 144 с.
  25. Финансы: учебник / под ред. А. Г.Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: «Финансы и статистика», 2012. – 498 с.
  26. Финансы: учебник / Л. М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 407 с.

  1. Финансы: учебник / под ред. А. Г.Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: «Финансы и статистика», 2012. – 498 с.

  2. Гринкевич Л. С. Финансы, денежное обращение, кредит: учебное пособие / Л. С. Гринкевич, Т. В. Счастная, Н. К. Сагайдачная, В. В. Казаков. – Томск: Изд-во НТЛ, 2010. – 704 с.

  3. Финансы: учебник / под ред. А. Г.Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: «Финансы и статистика», 2012. – 498 с.

  4. Герасименко В. П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / В. П. Герасименко, Е. Н. Рудская. – Ростов н/Д: изд. центр ДГТУ, 2009. – 337 с.

  5. Счастная Т. В. Теоретическое осмысление структуры финансовой системы в логике преподавания дисциплины «Финансы» / Т. В. Счастная // Проблемы учета и финансов. – 2014. - № 4 (16). – С. 72-76.

  6. Игонина Л. Л. Финансовая система России: роль в ресурсном обеспечении развития реального сектора и социальной сферы / Л. Л. Игонина // сборник трудов конференции «Проблемы достижения экономической эффективности и социальной сбалансированности: императивы, правовые и хозяйственные механизмы». – Краснодар. – 2014. – С. 87-93.

  7. Финансы, деньги и кредит: конспект лекций / С. Ю. Цехла, Е. А. Полищук. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2012. – 144 с.

  8. Лезина Н. В. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы / Н. В. Лезина, А. М. Фокина // Актуальные вопросы современной экономики. – 2018. - №8. – С. 282-289.

  9. Нурисламова Н. Р. Финансовая система как совокупность финансов домохозяйств, корпоративных финансов и общественных финансов / Н. Р. Нурисламова // Образование, наука и бизнес – индикаторы развития цифровой экономики: сборник трудов конференции. – м.: Аудитор, 2018. – С. 329-332.

  10. Белозеров И. П. Дискуссионные вопросы о сущности и структуре финансовой системы / И. П. Белозеров // Евразийских союз ученых. – 2015. - № 11-4 (20). – С. 69-72.

  11. Карпов А. В. Анализ проводимой Банком России политики в рамках развития платежной системы Российской Федерации / А. В. Карпов, Е. В. Мазикова // Молодой ученый. - 2014. - № 20. - С. 282-284.

  12. Официальный сайт Банка России Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.cbr.ru.

  13. Официальный сайт Банка России Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.cbr.ru.

  14. Официальный сайт Банка России Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.cbr.ru.

  15. Официальный сайт Банка России Электронный ресурс. - [Режим доступа]: http://www.cbr.ru.

  16. Милова Л. Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах / Л. Н. Милова // Вестник самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4 (23). - С. 72-79.

  17. Писклюкова Е. В. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие / Е. В. Писклюкова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 82 с.

  18. Вассель Т. А. Казначейство России в авангарде реформы / Т. А. Вассель, Н. Г. Иванова // Вестник финансового университета. - 2015. - № 4 (88). - С. 83-93.

  19. Седов В. С. Формирование системы исполнения бюджетов государственных социальных фондов в условиях перехода на кассовое обслуживание в органы казначейства России / В. С. Седов // Вестник финансового университета. - 2013. - № 2 (74). - С. 140-148.

  20. Ахметгалиева А. И. К вопросу об эффективности казначейства России как финансового менеджера в условиях современного развития экономики / А. И. Ахметгалиева, В. А. Федоров // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет. - 2017. - С. 202-208.