Файл: Правовая характеристика и законодательное регулирование финансовой системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Своеобразной в финансовой системе является деятельность специальных фондов, которые имеют определено целевое назначение и установленную законодательством самостоятельность. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисление из бюджета, специальные взносы.

В большинстве европейских стран целевые фонды отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральной, а в некоторых случаях и местной властью. Характерной чертой централизованных фондов являются четко определенные источники формирования и направления использования средств, их создания определяется конкретными потребностями, которые стоят перед государством, потому их состав и включение к бюджетам является разнообразным.

Таким образом, финансовая система государства является формой использования финансов в системе общественно-экономического уклада. Финансовые системы разных государств могут отличаться за своей структурой. Во всех у них есть общий признак - это разнообразные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются за методами мобилизации и направлениями использования, однако тесно связанные между собой, имеют прямое и обратное влияние на социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных сфер.

Так как одной из главных ланок финансовой системы являются государственные финансы, то рассмотрим в следующем подпункте их влияние на основные элементы финансовой системы страны.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Банк России как один из звеньев финансовой системы Российской Федерации

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений, которое объективно определяет ключевую роль центрального банка по регулированию банковской деятельности.

Центральные банки в их современном виде существуют относительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкого разграничения между центральными и коммерческими банками не было. Коммерческие банки осуществляли выпуск банкнот в обращение с целью накопления капитала, в зависимости от степени развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в отдельные из них. Итогом этого процесса стало закрепление за одним банком монопольного права на выпуск денежных знаков, что привело к возникновению центральных банков в государствах.


Мировой опыт показывает, что нестабильность экономического роста, роста уровня инфляции и безработицы - это одни из центральных проблем, которыми должна заниматься государство, выходя за пределы своей перераспределительной функции, поскольку, если такие проблемы имеют место, то это означает, что рынок не может самостоятельно регулировать экономику должным образом.

Практика многих стран показывает, что без эффективного государственного регулирования рынка и без законодательного обеспечения государством стабильного порядка существования невозможным становится широкомасштабное развитие современной рыночной экономики, ведь только благодаря законодательному механизму государство может обеспечить оптимальное сочетание частных и общественных интересов. Одним из самых мощных каналов государственного регулятивного влияния на экономические отношения остается регулирование денежно-кредитной сферы. Этот факт оставляет открытым вопрос решения проблем эффективности денежно-кредитной политики, совершенствования механизма реализации монетарной политики Банка России путем улучшения действенности совокупного инструментария и согласованности целей денежно-кредитной политики с целями других видов макроэкономического регулирования. Верный выбор направленности монетарной политики на том или ином этапе развития экономических отношений может не только способствовать улучшению функционирования финансовых рынков, а через них - влияния на динамику реального сектора экономики, но и способен улучшить уровень доверия общества к деятельности государственных органов.

Целью монетарной стабилизационной политики Банка России является обеспечение стабильного экономического роста, максимально эффективное использование финансовых ресурсов, стабильность уровня цен, равновесие платежного баланса и тому подобное. То есть монетарная политика является неотъемлемым элементом обеспечения стабилизационной политики страны.

Денежно-кредитные ориентиры должны способствовать повышению эффективности функционирования банковской системы и создавать надлежащие предпосылки для увеличения реальных доходов населения, которое находит отображение в формировании соответствующих стратегических целей денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка России (рис. 2).

Следовательно, благодаря тактическим рычагам монетарной политики, в перспективе необходимо достичь стратегических целей, которые определяются Конституцией России, законодательными и нормативно правовыми актами и должны придерживаться и реализовываться на всех уровнях государственного управления.


Рассмотрим детальнее сущность целей монетарного регулирования центрального банка страны.

Конечные цели монетарной политики тесно связаны с ключевыми целями общегосударственной экономической политики (рост ВНП и богатства нации, отсутствие дефицита государственного бюджета, обеспечения полной занятости и тому подобное) и направлены на достижение в стране стабильности.

Цели монетарного регулирования

Краткосрочные (тактические)

Среднесрочные (промежуточные)

Долгосрочные (стратегические)

- установление нормы обязательного регулирования;

- фиксация учетной ставки;

- проведение операций рефинансирования;

- фиксированное количество денег в обороте;

- совершение операций на валютном рынке;

- определение максимальных размеров кредитования

- стабильность уровня цен;

- управление денежной массой (в размере денежных агрегатов) и ее структурой;

- стабилизация валютного рынка;

- определение рыночной процентной ставки;

- изменение денежной базы

- поддержка стабильности национальной денежной единицы;

- обеспечение постоянного экономического развития;

- содействие эффективной занятости населения;

- сокращение уровня безработицы;

- улучшение качества жизни населения;

- удержание инфляции;

- сбалансированность платежного баланса

Рисунок 2. Классификационная система целей монетарного регулирования[11]

Достижение стратегических целей монетарной политики реализуется с помощью денежно-кредитной регуляции – тактических действий Центрального банка.

Промежуточные цели монетарной политики – это изменения в определенных экономических процессах, которые должны способствовать достижению конечных целей. Например, если целью общегосударственной политики определено экономический рост и сокращение безработицы, то промежуточной целью денежно-кредитной политики в этом случае должен быть рост активности платежного баланса, увеличение объема золотовалютных резервов, повышение валютного курса национальных денег, увеличение инвестиций.

Тактические цели монетарной политики – это уменьшение инфляции и борьба с обесценением национальной валюты, без этого не может быть стабильности экономического развития страны, потому что все имущественные интересы всех субъектов страны базируются на денежном измерении. Если покупательная способность денег будет уменьшаться, то строить стабильную экономику невозможно. Именно из-за этого среди тактических целей ГКП главное место уделяется повышению стойкости покупательной способности денег.


Основные принципы монетарной политики предусматривают, что реализация денежно-кредитной политики основывается на использовании механизмов, направленных в поддержку стабильности национальной денежной единицы через комплекс переменных индикаторов финансовой сферы, регуляции денежного оборота и кредитования экономики. В данной связи особенный интерес представляет исследование понятия «средства денежно-кредитной регуляции национальной экономики», которое, на наш взгляд, предусматривает органическое сочетание инструментов, методов и рычагов денежно-кредитной политики при осуществлении влияния на систему целей денежно-кредитной регуляции.

Поэтому уверенно можно констатировать, что ключевые задания монетарной политики являются производными от общегосударственных целей и определяются в зависимости от уровня развития экономических, социальных и политических процессов в стране (развитых рыночных отношений, фазы экономического цикла, гибкости финансово-кредитной системы), от национальных исторических традиций относительно использования инструментария регуляции денежного оборота и кредитной сферы. Вместе с тем цели монетарной политики создают иерархическую структуру, в которой на каждом определенном уровне происходит уточнение и коррекция конкретного задания с целью обеспечения реализации цели высшего уровня.

Следовательно, с помощью этих целей денежно-кредитные инструменты будут максимально эффективными относительно влияния на ту или другую экономическую ситуацию. Механизм реализации тактических целей заключается в регуляции через финансово-кредитную систему основных экономических переменных:

- управление денежной массой;

- валютным курсом;

- установление учетной ставки;

- минимальных резервных требований;

- проведение операций рефинансирования.

Это в свою очередь обеспечивает достижение промежуточных денежно-кредитных целей. Характерной чертой тактических заданий является их краткосрочность и оперативность действия, которые во многом зависят от свободы использования центральным банком тех или других денежно-кредитных средств.

Рассмотрим практические аспекты деятельности Банка России.

В 2016-2018 году происходило ужесточение денежно-кредитных условий, Банк России проводит так званую политику «таргентирования инфляции». Складывавшаяся динамика денежно-кредитных агрегатов создавала предпосылки к снижению инфляции в среднесрочной перспективе.


На сегодняшний день уровень инфляции в России достаточно высок (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика инфляции в России[12]

Как видно из рис. 3, в 2015 году был наивысший уровень инфляции за последние 5 лет.

Спрос на деньги определяется объемами реальных доходов, уровнем цен и уровнем процентных ставок в экономике; а предложение денег – действиями денежных властей и состоянием денежно-кредитной системы. Предложение денег, в свою очередь, влияет на уровень внутренних цен. Таким образом, значение обменного курса как относительной цены двух денежных единиц обуславливается относительными показателями денежной массы.

Агрегат М0 - самый узкий и самый ликвидный показатель денежной массы, что характеризует наличные деньги в обращении. Денежный агрегат М3 является самым широким агрегатом, поскольку охватывает всю денежную массу.

Рассмотрим ситуацию с денежной массой в России за последние 5 лет (таблица 1).

Данные таблицы 1 свидетельствуют о росте денежной массы в Российской Федерации, в т.ч. и денежных накоплений.

Таблица 1

Динамика денежных агрегатов Российской Федерации за 2013-2018 гг., млрд. руб.[13]

Денежные агрегаты

2013 г. (на начало года)

2014 г. (на начало года)

2015 г. (на начало года)

2016 г. (на начало года)

2017 г. (на начало года)

2018 г. (на начало года)

М0

6430,1

6985,6

7171,5

7239,1

7714,8

8446,0

М1

13753,6

15536,6

15388,8

16575,2

17642,4

19508,7

М2

27405,4

31404,7

32110,5

35179,7

38418,0

42442,1

Структуру денежной массы изобразим графически (рисунок 4).

Рисунок 4. Структура денежной базы в широком определении[14]

Рассматривая отдельные случаи влияния факторов, авторы отмечали: увеличение денежной массы в пределах национальной экономики, по сравнению с денежной массой другой страны, становится причиной девальвации национальной валюты. С другой стороны, увеличение уровня внутренних доходов за неизменные денежные предложения создает повышенный спрос на национальную валюту и таким образом ведет к ревальвации обменного курса. А рост внутренних процентных ставок будет иметь своим следствием девальвацию обменного курса, поскольку в таких условиях спрос на деньги в рамках национальной экономики будет снижаться. Таким образом, любой из факторов, что влияет на увеличение предложения национальной денежной массы, по сравнению с денежной массой других стран, или на уменьшение спроса на национальные деньги, по сравнению со спросом на денежные единицы других государств, снижает обменный курс национальной валюты.