Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретико-методологический подход к исследованию социальной памяти
1.1 Сущность понятия «психология социальной памяти»
1.2 Культурная и социальная память как механизм этнической идентификации: общее и особенное
ГЛАВА 2 Исследования социальной памяти молодежи
2.1 Социальная память как фактор формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи
2.2 Влияние социальной памяти на формирование ценностных ориентаций молодежи
Среди респондентов, не знающих даты конца татаро-монгольского ига, выше доля тех, кто положительно оценивает возможность переезда в другую страну на постоянное место жительства: 43,3% могли бы выехать из России, 41,7% скорее эмигрировали бы. Среди молодых людей, давших точный ответ на вопрос о содержании реформ Петра I, доля тех, кто считает Россию великой державой, составляет 44,4%, что в десять раз превышает число респондентов, не согласных с высокой оценкой статуса страны. Не склонны оценивать Россию как великую державу те, кто не знает ни одного имени военачальника периода Второй Мировой войны (их доля составляет 50%) и те, кто не представляет себе содержание реформ Петра I (62,5%).
Таким образом, поколение современной российской молодежи религиозно, верит в Бога и в большинстве своем придерживается Православной религии. Однако религиозность молодых людей, как правило, не проявляется в посещении храма или исполнении обрядов. Что касается ориентации на семью как ценность, то сегодняшние юноши и девушки стремятся к созданию семьи, большинство хочет иметь двоих детей, и не готово жить с родителями после заключения брака. Развод среди молодежи считается допустимым, как и сожительство вне зарегистрированного брака.
Также приходится констатировать низкий уровень патриотизма современной молодежи. Большинство молодых россиян согласны покинуть страну ради перспективной, высокооплачиваемой работы, при этом юноши не готовы служить в армии.
Уровень различных компонентов социальной памяти характеризуют следующие показатели. Во-первых, в сознании молодежи сложился устойчивый образ русской семьи, основанной на патриархате, послушании и уважении, с большим числом детей и подразумевающей совместное проживание нескольких поколений. Что касается норм семейного законодательства на разных этапах истории, то молодежь имеет о них лишь самое общее представление. Память о событиях российской истории носит фактологический характер: современная молодежь знает даты важнейших событий, годы начала и конца наиболее значимых периодов истории.
Наибольший след в социальной памяти оставили Великая Отечественная война, отмена крепостного права, крещение Руси. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии взаимосвязи между отдельными составляющими социальной памяти и определенными классами ценностных ориентаций молодежи.
Так, знание религиозной истории и понимание роли отдельных событий накладывает отпечаток на уровень религиозности молодых людей. Юноши и девушки, обладающие высоким уровнем семейной памяти, в большей степени ориентированы на воспроизводство традиционных брачно-семейных отношений.
Знание истории России и умение оценить значимость отдельных ее этапов формирует патриотические настроения, выражающиеся в готовности работать и служить в армии на благо Родины, нежелании покидать страну ради личной выгоды и оценке России как великой державы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное исследование позволило сформулировать ряд выводов и предложений, имеющих, на наш взгляд, как теоретическую ценность, так и практическую значимость в виде предложений по совершенствованию социальной памяти.
Как можно заключить на основе обзора изложенных подходов, в первом приближении социальная память как сложное многокомпонентное явление, базирующееся на накоплении, хранении и трансляции социально значимой информации, может быть концептуализирована как совокупность возможностей реконструкции прошлого в сознании определенного социального сообщества, поскольку она является воплощенным символически продуктом общественной активности индивидов в пределах исторического развития общества и действует сверхиндивидуально.
Социальная память – это совокупность знаний, которые служат предметом фиксированной передачи от одного поколения к другому. Она закреплена в базовых текстах культуры, изучение которых - обязательное условие социализации индивида в определенное культурное сообщество. Носителями социальной памяти являются социальные общности, поскольку процессы коммуникации между представителями этих общностей являются постоянным индикатором актуальности циркулирующей в обществе информации.
Как можно обобщить в выводах, социальная память является элементом социальной структуры общества, составляющей социальных институтов и, таким образом, является внешней в отношении отдельных индивидов, но в то же время имеет выборочный характер.
Социальная память тесно связана с индивидуальной, поэтому события прошлого воспроизводятся через призму личностных интересов или интересов определенных социальных групп, то есть происходит ценностно-символическая реконструкция прошлого в настоящем, что может происходить как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
В качестве неотъемлемого составляющего коллективного и индивидуального сознания, социальная память выполняет стабилизирующую и репрезентативную функции, связывая прошлую и социальную реальность, и является сложным многокомпонентным феноменом, который тесно переплетается с современной реальностью, тем самым будучи включенной в процесс формирования социальной структуры общества.
Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требует, на наш взгляд, дополнительной работы по поиску эффективных путей, направленных на совершенствование социальной памяти. Поэтому исследование может быть продолжено в различных аспектах и направлениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания /Бергер П., Лукман Т. – М.: “Медиум”, 1995. – 323 с.
2. Виннер Б.Е. Этническая идентичность у крупнейших меньшинств современного Санкт-Петербурга // Мир России. – 1999. –№1. – 2. С. 227 – 281.
3. Гуманитарные исследования. Журнал фундаментальных и прикладных исследований. Астрахань, Изд. дом «Астраханский университет». – 2010. – № 3 (35). – С. 10–15.
4. Илизаров Б.С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания: в свете представлений о социальной памяти. Вопросы философии. – 1985. – № 8. – С. 60–69.
5. Миклина Л.И, Ребане, Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания. Вопросы философии. – 1982. – № 8. – С. 46–48.
6. Соколов А.В. Общая теория коммуникации/А.В.Соколо. – Спб., Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
7. Колеватов В.А. Социальная память и познание / В.А.Колеватов. – М., Мысль, 1984.– 190 с.
8. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету. Жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи / В.Т.Лисовский. – М., Молодая гвардия, 1969. – 280 с.
9. Парсонс Т. Система современных обществ. Седов Л.А. и Ковалев А.Д., // пер. с англ. –М., Аспект Пресс, 1997. – 73 с.
10. Любимова Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии. Социальные исследования / Т.Б.Любимова. – М., Наука,1970. – 291 с.
11. Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании / А.М.Коршунов. – М., Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 134 с.
12. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. Социологические исследования. – 1996. № 5, с. 3–23.
13. Рывкина Р.В. Как живут евреи в России. Социологический анализ перемен / Рывкина Р.В. – М.: Просвет, 2005. – 456 с.
14. Синельников А. Еврейство только по матери – путь в тупик. Где выход? // Диаспоры. – №3. – 2004. – С. 101 – 130.
15. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. Зенкин С.Н., пер. с фр. – М., Новое издательство, 2007. – 346 с.
16. Тоффлер Э. Третья волна. Бурмистров К.Ю. и др., пер. // Э.Тоффлер. – М., АСТ, 2009. –193 с.
17. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений. Социологические исследования. –1992. – № 2. – с. 47–60.
18. Храпов С.А. Концептуализация понятия «Социальная память» в системе социально-гуманитарного знания // Грани духовного мира. Гуманитарные исследования. – №3 (35). – 2010. – С. 10 – 14.
19. Цигельман Г. Шапиро В., Червяков В. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. – 2010. – С. 2 – 64.
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ
Объект исследования – память
Предмет исследования – социальная память в психологии
Цель курсовой работы – изучение психологии социальной памяти
Метод исследования – анализ психологии социальной памяти
Социальная память может иметь свойства социального факта (по Е. Дюркгейму), то есть существовать объективно, независимо и вне индивида и влиять на него извне принудительным образом побуждая к социально одобряемому действию.
Социальная память может также иметь и статус субъективного феномена, то есть зависимого от субъекта и такого, что хранится в субъекте в форме когнитивных конструкций, если речь идет о хранении образов личного прошлого, что имеет социальный смысл и характер [2, c.37].
Надо различать социальную память субъекта, то есть память человека о своих прошлых впечатлениях или действиях, имеющих социальное значение. Например, об участии человека в войне, покорении целины и тому подобное. И социальную память как элемент общественного сознания, коллективного опыта, что существует в символах, артефактах, книгах и других материальных и нематериальных формах опыта, что объективировался.
Как известно, социальный институт может трактоваться как норма, образец отношений, закрепленный благодаря социальной памяти в устойчивых формах, признанных сообществом и что существует достаточно долгий период времени. Каждая из условий институализации каких-то социальных отношений имеет дело с социальной памятью. Так, критерий существования институализированной нормы длительное время не может быть обеспечен без социальной памяти. Продолжительность существования нормы поддерживается именно социальной памятью [5, c .83].
Благодаря социальной памяти происходит трансляция социального опыта прошлого в будущее. Коллективное признание нормы также поддерживается социальной памятью, поскольку социум обеспечивает эффективное существованиенекой социальной организации благодаря памяти успешного социального взаимодействия при использовании данной нормы.
Социальная память является важным фактором процесса институализации. Конструктивистская парадигма включает компонент социальной памяти. Действительно, конструирование социальной реальности предполагает действие социальной памяти в качестве скрепляющего механизма компонентов социальной конструкции[6, c.22].
Социальная память имеет большее значение в формировании и поддержании дискурса. Дискурсивная теория социальной памяти предполагает экспликацию социальной памяти в механизмах функционирования дискурса. Благодаря социальной памяти дискурс поддерживается и распространяется.
Можно отметить два аспекта социальной памяти. Первый аспект заключается в содержательном характере социальной памяти, которая сохраняет какие-то образцы в образах, символах, артефактах. Второй аспект имеет инструментальный, технологический характер, когда память обеспечивает, поддерживает существование некоего социального феномена.
Любые формы памяти имеют дело с прошлым. Однако есть нюансы, с каким прошлым и каким образом связывает память настоящего и будущее[3,c.221]. Следует различать историческую память, как память о конкретных исторических событиях и социальную память, которая сохраняет значительно более широкий круг явлений социального характера: особенности повседневной жизни и праздников, образ и качество жизни, настроение и психическое состояние людей, образ городов и других локусов пребывания, состояние социальных институтов, нравов людей и прочее.
Согласно словарным определениям, «историческая память – это набор исторических сообщений, мифов, которые передаются из поколения в поколение, субъективно загнутых рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа, нации. Историческая память является видом коллективной (или социальной) памяти.
Историческая память общества неоднородна по своему содержанию, интенсивности, глубине и другим параметрам. Различные социальные группы различаются по содержанию и глубине, интенсивности, значимости своей исторической памяти [1, c.3]. Можно говорить о социальной структуре исторической памяти, а также об исторической составляющей социальной памяти. Можно выделить основных или профессиональных «охранников», носителей исторической памяти – профессиональных историков, тех людей, которые целенаправленно интересуются историей. Они являются своеобразными представителями общества для сохранения сведений о прошлом. Достоверный социальный характер историческая память приобретает, когда определенные ее компоненты являются активной составляющей общественного сознания. Тогда можно говорить об исторической социальной памяти. Если исторические события не влияют существенно на мировоззрение, поведение значительной части общества, то тогда мы не можем считать эти события компонентом исторической памяти общества. Наличие сведений об исторических событиях вместе с их трактовкой и оценкой значимости в книгах или в памяти отдельных (профессиональных и непрофессиональных) историков, еще не гарантирует актуализацию этого фрагмента истории в сознании общества, в ментальности больших групп людей.